ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ: самостимуляция

С нами <a href="">Мария Сукнева</a> - эксперт по развитию эмоц. интеллекта, психолог, #нейропсихолог , арт-терапевт
С нами Мария Сукнева - эксперт по развитию эмоц. интеллекта, психолог, #нейропсихолог , арт-терапевт

- Мария Александровна, какой самый частный вопрос вам задают родители?

- Как специалист по работе с детьми с особенностями в развитии, я постоянно сталкиваюсь с вопросом по поводу детских самостимуляций, как при #аутизм, так и при других особенностях развития.

Самостимуляция - различные многократно повторяющиеся действия бессмысленного характера
Самостимуляция - различные многократно повторяющиеся действия бессмысленного характера

И сейчас особенно остро стоит эта проблема, учитывая то, через какие сенсорные перегрузки приходится проходить детям. Звуки, запахи, все смены температурных режимов и многое другое.

Сенсорная перегрузка — состояние, когда мозг получает слишком много ощущений от внешних раздражителей. Например, от света, звуков, прикосновений и других стимулов.
Сенсорная перегрузка — состояние, когда мозг получает слишком много ощущений от внешних раздражителей. Например, от света, звуков, прикосновений и других стимулов.

Самостимуляция помогает органам чувств получить обратную связь от окружающего мира, помогает нам во многих случаях справиться со стрессом, либо тревогой. От специалистов и родителей можно услышать разное мнение и разные точки зрения.

Кто-то считает, что это поведение ни в коем случае нельзя трогать, кто-то пытается вмешиваться, блокировать его.

Но в моей практике встречались даже случаи, когда ребёнка наказывали за стимуляцию и многие родители не хотят, чтобы ребёнок так себя вёл.

Наказание за стимуляцию - не решение проблемы
Наказание за стимуляцию - не решение проблемы

Прежде чем вмешиваться и браться за модификацию какого-то поведения мы должны ответить на эти вопросы:

- Мешает ли оно человеку?

- Является ли оно проблемой?

- Влияет ли на качество жизни ребенка и его семьи?

- Мешает ли это поведение важным появлением новых важных навыков?

А теперь давайте попробуем разобраться, что это такое? Какие бывают самостимуляции и нужно ли вообще вмешиваться в это поведение?

#Самостимуляция - это поведение, которое состоит из ограниченных повторяющихся действиях, так называемых поведенческих паттернов-раскачивание, хлопанье руками, вращение предметов, постукивания, вокализации, просматривание роликов одного и того же сюжета, зависание на вентиляторах и барабанах стиральных машин, ходьба по кругу и т.д.

Стимуляции очень разнообразны, кто-то выстраивает ряды предметов или машинок по размеру, по цвету, не дает туда вмешиваться, переставлять местами эти предметы. Ребёнок очень сильно увлечён в эту деятельность и например, когда смотрит видео подпрыгивает, трясёт руками и не слышит, не обращает внимание на то, что происходит вокруг него. Несёт ли это поведение человеку угрозу?

Чаще всего, поведение безопасно и не несёт в себе каких-то разрушающих последствий для здоровья и окружающей среды, так почему же столько тревог по поводу этого поведения?

Во-первых стимуляция очень сильно привлекает внимание других людей, она делает ребёнка не таким как все, она его выделяет из общей массы детей. Когда внимание ребёнка захватывает самостимуляция он настолько поглощен этими ощущениями, что отключается от окружающего мира.

Вы можете записаться на онлайн-диагностику ребенка к нейропсихологу Марии и психиатру Светлане <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fveralife.ru%2F&postId=1633149" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">по этой ссылке</a> 
Вы можете записаться на онлайн-диагностику ребенка к нейропсихологу Марии и психиатру Светлане по этой ссылке 

Количество времени, потраченное на самостимуляцию - это время утраченных возможностей, который ребёнок может потратит на обучение новым навыкам, на участие в социальной интеракции, игре.

Когда ребенок встречается с какой-то травмирующей, либо сложной ситуацией, он сразу же уходит в самостимуляцию.

На самом деле, самостимуляции есть у всех нас, что мы делаем, когда, например, волнуемся или, когда нам скучно?
На самом деле, самостимуляции есть у всех нас, что мы делаем, когда, например, волнуемся или, когда нам скучно?

Мы крутим, пощелкиваем, мы можем часами наслаждаться, например, рассматривать красивые картины знаменитого художника, мы получаем удовольствие от множества различных занятий- готовка, рисования, спорт.

Вопросами самостимуляции, их возникновения, занимаются разные специалисты - это неврологи, психиатры, специалисты по сенсорной интеграции и нейропсихологи.

Но никто научных обоснованных данных по поводу самостимуляции до сих пор не дал. Откуда они возникают, почему они исчезают, почему возникают новые и так далее. Для развития и для жизни человека нужны сенсорные ощущения, чтобы чувствовать свое тело.

И если самостимуляция в определённых ситуациях мешает, либо влияет на качество жизни человека, отвлекает его от приобретения новых навыков, мы вмешиваемся в это поведение и модифицируем и корректируем.

Самостимуляции встречаются при обсессивно-компульсивном расстройстве, когда человек совершает действия, потому что не может остановиться, такие навязчивые невротичные действия которые возникают вопреки воле человека и тут нужно обращаться обязательно за помощью к психиатру. Чаще мы не можем понять, почему ребёнок трясёт руками, почему он пересматривает сотни раз отрывок и диалог из какого-то мультфильма?

ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ: самостимуляция

Из своего опыта работы я могу сказать, что есть некоторые закономерности возникновения самостимуляции, чаще всего они возникают у детей с ограниченным репертуаром навыков. Эти дети практически, не интересуются и не играют в игрушки, не интересуются своими сверстниками. Мы видим возникновения стимуляций у детей, которые ничем не заняты.

Мы видим возникновение стимуляций в ситуации неопределённости и тревоги и в ситуациях, когда к ребёнку, например, предъявляется требования долгое время. В таких ситуациях мы можем говорить о том, что самостимуляция- это не очень хорошо, во-первых, концентрация внимания падает и это мешает учиться от окружающей среды через наблюдение и имитацию; Ребёнок не играет, не участвует в социальной жизни- это ведёт к изоляции. И это на самом деле создает серьезные проблемы при обучении социальным навыкам.

Каким же образом мы работаем с поведением самостимуляции, сразу хочу сказать, что все ситуации индивидуальные, с каждым мы подходим очень аккуратно.

Выбираем свой способ вмешательства, во-первых, мы начинаем расширять мотивационную сферу, мы начинаем учить играть, мы ищем альтернативные способы, ищем активности, через нейроподход, подключаем сенсорную интеграцию, рекомендуем спортивные секции, плавание, качели, музыка, рисование, лепка. Занятия, где ребенок может насытить свою нервную систему.

Родителям я рекомендую завести отдельную коробочку с разными вещами: колесики, шнурочки, всякие тянущиеся веревочки, пуговицы и т.д.

Сенсорная коробка для ребенка 
Сенсорная коробка для ребенка 

Активно развивая игровую деятельность и интересы ребёнка, мы обучаем самоконтролю.

В моей практике был случай, когда мы учили ребёнка распознанию где можно стимулироваться, а где нет. Мы надевали на него красный и зелёный браслет, красный браслет-нельзя стимулироваться, а зеленый, можно. И это очень классно сработало.

Исходя из своего опыта и опыта своих коллег, я вижу, что запреты и наказание ведут к плохим последствиям, только через обучение самоконтролю, через обучение новым навыкам, новым играм, развитию коммуникативных навыков, можно добиться социально приемлемого поведения.

_______________________

Записаться на онлайн ко-диагностику ребенка (совместную с другим специалистом) можно через наш сайт - это 30-минутная онлайн диагностика ребенка нашими лучшими специалистами по работе с особенными детьми: психиатр Светлана Сергеевна и Нейропсихолог Мария Александровна. Они соберут от вас краткий анамнез и скорректируют вашу дальнейшую работу с ребенком.

Мы специализируемся на работе с детьми с ОВЗ ( #СДВГ #РАС #ЗПР #ЗПРР #ЗРР ), а так же помогаем детям в адаптации к школе. Наши детки подтягиваются в учебе, учатся контролировать свои эмоции и понимать, как себе помочь освоить учебную программу.

Это результат совместной работы - ребенка, родителя и специалиста.

_______________________

Задать вопросы можно в нашем чате в телеграмм или подписаться на наши соц сети (Запрещенная сеть или ВК), где мы каждый день раскрываем разные темы о нашем здоровье.

Начать дискуссию