Закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ: пошаговое руководство и советы эксперта

Закупка у единственного поставщика, или прямое заключение договора, часто кажется наиболее простым способом закупок. Однако и в этой процедуре есть свои нюансы. В каких случаях допустимо ее использование? Какие положения необходимо закрепить в Положении о закупке? Как избежать ошибок и замечаний со стороны контролирующих органов? И, наконец, как эффективно применять электронный магазин в таких закупках?

Закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ: пошаговое руководство и советы эксперта

Суть закупки у единственного поставщика заключается в том, что договор заключается напрямую с определенным юридическим или физическим лицом, без проведения конкурентных процедур. Федеральный закон №223-ФЗ устанавливает, что порядок и исчерпывающий список случаев для таких закупок должны быть определены в Положении о закупке организации.

Допустимый объем закупок у единственного поставщика: законодательные рамки

Закон 223-ФЗ не устанавливает количественных ограничений на закупки у единственного поставщика, то есть теоретически, вы можете все закупки проводить таким образом, прописав это в своем Положении о закупке. Однако важно учитывать несколько ключевых моментов:

  • Риск претензий от контролирующих органов

Высокая доля закупок у единственного поставщика с большой вероятностью привлечет внимание ФАС. Основанием для претензий будет противоречие такого подхода основным целям закона – обеспечению единства экономического пространства, развитию честной конкуренции, эффективному распоряжению финансами и т.д. Контролирующий орган может выдать предписание о сокращении доли закупок у единственного поставщика и внесении изменений в Положение о закупке. Можно попытаться оспорить такое предписание в суде, опираясь на отсутствие прямых ограничений в законе, но исход судебного разбирательства непредсказуем.

  • Влияние на тарифы для регулируемых организаций

Если ваша организация ведет деятельность, которая попадает под тарифное регулирование, расходы на закупки влияют на устанавливаемые тарифы. Тарифные органы могут не признать обоснованными закупки у единственного поставщика и, как следствие, снизить тарифы.

В рамках закона 44-ФЗ закупки у единственного поставщика ограничены суммой до 600 тысяч руб. и не должны превышать 10% от общего объема закупок. Чтобы избежать вопросов со стороны контролирующих органов, при работе по 223-ФЗ рекомендуется придерживаться схожих пропорций или, по крайней мере, иметь обоснование для установленных вами долей закупок у единственного поставщика, которое вы сможете представить при проверке. В качестве ориентира для описания случаев закупок у единственного поставщика можно использовать расширенный перечень из ст. 93 44-ФЗ (включающий около 60 пунктов), выбрав из него те, которые актуальны для вашей организации, и закрепив их в своем Положении.

Альтернативы закупкам у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика часто используется для приобретения товаров конкретных марок или для оперативных закупок. Однако эти задачи можно решить иными способами. Более рационально – предусмотреть в Положении о закупке иной неконкурентный способ закупки с сокращенными сроками. Установив, например, 3-дневный срок подачи заявок и 1 день на их рассмотрение, можно заключить договор в минимальные сроки, возможно даже за один день. Таким образом, вы сможете провести быструю закупку менее чем за неделю, избежав при этом претензий со стороны контролирующих органов.

Распространенное заблуждение состоит в том, что закупка у единственного поставщика – единственный неконкурентный способ. 223-ФЗ допускает применение и других неконкурентных способов закупок при условии их закрепления в Положении о закупке. При использовании неконкурентных способов, в отличие от конкурентных, указание в закупочной документации на конкретные товарные знаки не является нарушением.

Размещение информации о закупках у единственного поставщика в ЕИС

Закупки у единственного поставщика могут проводиться как с публикацией информации в Единой информационной системе (ЕИС), так и без нее, оформляясь на бумаге. Решение о размещении либо неразмещении закупок у ед. поставщика в ЕИС должно быть прописано в Положении о закупке. Рекомендую учитывать норму законодательства о том, что закупки объемом свыше 100 тыс. руб. должны быть опубликованы. Публикация в ЕИС удобна ещё и тем, что размещенные закупки автоматически будут попадать в отчет по МСП – в противном случае вам придется потом заносить их вручную.

Отдельно отмечу так называемые закупки «под отчёт» – сотрудник что-то покупает, приносит чеки и получает денежное возмещение в бухгалтерии. Это так же считается закупкой у ед. поставщика, и в этом случае чек выступает в роли договора в устной форме (на бумаге договор не заключается). При размещении ежемесячного отчета о заключенных договорах в ЕИС каждый чек вносится как отдельный договор.

Электронный магазин для закупок у единственного поставщика: удобство и особенности

Электронный магазин может стать удобным инструментом для проведения закупок у единственного поставщика. Рассмотрим, как это работает.

При проведении закупки у единственного поставщика в электронном магазине победитель закупки определяется на усмотрение заказчика. Вы можете заранее выбрать и «привязать» определенного поставщика к магазину для проведения закупки. Даже если поступят предложения от нескольких поставщиков, вы вправе отдать предпочтение любому из них, не ориентируясь на цену или другие критерии.

При размещении закупки у единственного поставщика в электронном магазине обязательно нужно приложить проект договора и техническое задание, чтобы поставщики имели четкое представление об условиях и предмете закупки.

Использование электронного магазина обеспечивает автоматическую интеграцию с ЕИС и заполнение отчетности, что значительно упрощает процесс и экономит время.

Преимуществом электронных магазинов многих площадок является возможность устанавливать короткие сроки подачи заявок (от 1-2 до 24 часов). Это позволяет оперативно проводить закупки в зависимости от текущих потребностей. Кроме того, при неконкурентной закупке через электронный магазин нет обязательного 10-дневного срока на подписание договора – заключить сделку можно за 1 день.

Таким образом, электронный магазин – это удобный, простой и быстрый способ проведения закупок.

Важный нюанс! Если ваше Положение о закупках уже определяет электронный магазин как отдельную закупочную процедуру с установленными критериями оценки, то проведение через него закупки у единственного поставщика так же допускается. В данном случае электронный магазин выступает лишь местом заключения договора.

Обоснование цены договора

Часто заказчики, проводя закупки у единственного поставщика, забывают о необходимости обоснования цены договора. Несмотря на кажущуюся простоту этой процедуры и необязательность во многих случаях публикации в ЕИС, законодательство требует обосновывать цену при любом способе закупки. Недопустимо считать обоснованием цены саму цену договора с единственным поставщиком.

Хотя методика расчета начальной максимальной цены контракта (НМЦК), утвержденная Приказом Минэкономразвития РФ № 567, не является обязательной для 223-ФЗ, многие заказчики используют ее как основу для разработки собственных методик в Положении о закупке. Важно помнить, что недостаточно просто сослаться на приказ № 567. Необходимо полностью прописать методологию обоснования цены для каждого вида закупки в специальном разделе вашего Положения о закупке.

Для электронных магазинов, закупок у единственного поставщика и других оперативных способов закупок рекомендуется предусмотреть упрощенные схемы обоснования цены. Например, использовать одно коммерческое предложение или данные с интернет-сайтов. Такой подход позволит соблюсти требования закона, минимизируя при этом временные затраты.

Начать дискуссию