Почему сбывается то, во что мы верим?

Почему сбывается то, во что мы верим, и как эффект самоисполняющегося пророчества проявляется в нашей жизни — рассказывает старший преподаватель кафедры «Социология и культурология» МГТУ им. Н.Э. Баумана Александр Ганин.

Почему сбывается то, во что мы верим?

Что это за эффект?

Эффект Пигмалиона, эффект Розенталя и самоисполняющиеся пророчества — это разные названия одного психологического явления. Суть его заключается в том, что наши собственные позитивные и негативные ожидания, как и представления окружающих людей о нас, могут влиять на наше поведение. Фразы «Я же говорил(а)» или «Я так и знал(а)» — типичный итог «пророчеств».

Когда о нем стало известно?

Эффект известен уже сотни лет, а в 1968 году психолог Роберт Розенталь и педагог Ленор Якобсон своей работой «Пигмалион в классе» подтвердили, что представления человека могут сбываться. «Самоисполняющиеся пророчества» изучали также социологи Томас и Мертон, а среди отечественных ученых — Яков Коломинский и Михаил Соколов.

Как изучали эффект?

Розенталь и Якобсон рассматривали эффект на примере педагогики и провели не один эксперимент. Они установили, что любые ожидания учителей предопределяют поведение учащихся, и в результате это сказывается и на успеваемости. Педагог формирует первоначальное представление относительно способностей ученика и транслирует его вербально и невербально: «Будешь плохо учиться — никто не возьмет на работу», «Я так и знал, что ты типичный двоечник». Затем при первом же удобном случае подкрепляют свое ожидание фразой: «Так я и думал». Если не верить в интеллектуальные способности учеников, то они и в самом деле начинают учиться хуже — «пророчество» сбылось. Работает эффект и в обратную сторону: как только количество похвалы и доброты увеличивается, оценки ученика улучшаются.

4. Есть ли дополнительные примеры?

Пример из ежедневной жизни — «Он ведет себя как типичный Стрелец/ Скорпион/ Козерог». Дальше говорящий в любом действии видит подтверждение своих слов. Или более серьезный вариант: «Я слышал, что банк обанкротится, поэтому надо успеть забрать свои деньги». Дальше люди массово забирают деньги из банка — «пророчество» снова исполнилось.

По каким причинам возникает эффект?

Основная причина — желание подтвердить свое ожидание и нежелание узнать больше о человеке или событии. Вера в волшебство и магическое мышление — то, за что мы держимся, боясь столкнуться с реальностью. Это помогало нам в детские годы. Единственный способ не быть захваченным эффектом Розенталя — принимать решения самостоятельно, понимать границы своей компетентности и критически относиться к собственным ожиданиям.

старший преподаватель кафедры «Социология и культурология» МГТУ им. Н.Э. Баумана Александр Ганин
старший преподаватель кафедры «Социология и культурология» МГТУ им. Н.Э. Баумана Александр Ганин

Подпишитесь на наш канал, чтобы не упускать новости науки. Важная информация есть в нашем Telegram.

472472 открытия
4 комментария

Единственный способ не быть захваченным эффектом Розенталя — принимать решения самостоятельно, понимать границы своей компетентности и критически относиться к собственным ожиданиям.

Слабенький вывод. Почему бы не использовать этот эффект себе во благо?

Ответить

Интересно, имеет ли смысл для определённых продуктов / групп населения вычислять конверсию разных мессаджей у разных знаков зодиака?

Не потому, что это имеет под собой какую-то научную основу, а из-за того, что количество верящих в знаки в каких-то группах достаточно велико, чтобы сказываться на результатах?

Ответить

так вот как этот эффект называется в научных кругах, кстати, да, часто было такое, что о чем постоянно говоришь и думаешь случается

Ответить