Розенталь и Якобсон рассматривали эффект на примере педагогики и провели не один эксперимент. Они установили, что любые ожидания учителей предопределяют поведение учащихся, и в результате это сказывается и на успеваемости. Педагог формирует первоначальное представление относительно способностей ученика и транслирует его вербально и невербально: «Будешь плохо учиться — никто не возьмет на работу», «Я так и знал, что ты типичный двоечник». Затем при первом же удобном случае подкрепляют свое ожидание фразой: «Так я и думал». Если не верить в интеллектуальные способности учеников, то они и в самом деле начинают учиться хуже — «пророчество» сбылось. Работает эффект и в обратную сторону: как только количество похвалы и доброты увеличивается, оценки ученика улучшаются.
Единственный способ не быть захваченным эффектом Розенталя — принимать решения самостоятельно, понимать границы своей компетентности и критически относиться к собственным ожиданиям.
Слабенький вывод. Почему бы не использовать этот эффект себе во благо?
Интересно, имеет ли смысл для определённых продуктов / групп населения вычислять конверсию разных мессаджей у разных знаков зодиака?
Не потому, что это имеет под собой какую-то научную основу, а из-за того, что количество верящих в знаки в каких-то группах достаточно велико, чтобы сказываться на результатах?
так вот как этот эффект называется в научных кругах, кстати, да, часто было такое, что о чем постоянно говоришь и думаешь случается