(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93807279, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93807279, 'hit', window.location.href);

Отвечает эксперт: что делать бизнесу, если контрагенты задерживают оплату

Спрашивает предприниматель, отвечает эксперт банка.

Материал подготовлен при поддержке «Сферы»

Недавно мы обновили подсайт «Вопросы» вместе с банком «Сфера». Теперь в нём можно задавать вопросы о малом бизнесе не только читателям vc.ru, но и экспертам.

Задать свой вопрос можно здесь, а мы отвечаем на первый. Он звучал так:

Наша компания занимается поставкой промышленного оборудования (металлообрабатывающего) и различных расходных материалов (инструмент, сож, масла).

Ежемесячный оборот — 7-12 млн рублей. Собственных средств в обороте примерно 18 млн рублей. Кредитные овердрафт счета суммарно до 3,5 млн. И кредиты поставщиков до 7 млн. Постоянная задолженность клиентов от 7 до 13 млн рублей.

Большинство клиентов требуют отсрочку платежа от двух до пяти месяцев, но постоянно возникают проблемы с просрочкой платежа. В результате — возникает дефицит оборотных средств. Какие финансовые или иные инструменты можно использовать, кроме кредитов и факторинга?

Дмитрий Жилин, проектный менеджер компании «Промтех»

Отвечает начальник департамента электронных продуктов банка «Сфера» Василий Головинский:

Судя по описанной картине, проблема состоит в слабой финансовой дисциплине покупателей, которые либо не выполняют в срок свои обязательства по оплате, либо вовсе не платят.

Мы не рекомендуем привлекать любые финансовые инструменты в такой ситуации, так как высок риск невыполнения обязательств перед кредитными организациями. По сути, это путь в финансовую кабалу, кратковременное снятие симптома — постоянно возникающего дефицита оборотных средств — вместо комплексного лечения заболевания.

Решение состоит в том, чтобы пересмотреть выбор контрагентов с точки зрения их финансовой стабильности и дисциплины. Мы рекомендуем провести маркетинговый анализ рынка, найти новые стабильные каналы сбыта продукции. Также рекомендуем проверить, насколько нынешние финансовые показатели бизнеса соответствуют бизнес-плану. Либо составить такой план, если его до этого не было. В документе надо учесть риски невыплаты со стороны покупателей и заложить их в стоимость продукции.

Помочь с изучением бизнес-показателей может встроенная в «Сферу» финансовая аналитика. К ней можно подключить данные транзакций по расчетному счету, причем открытому не только в нашем банке, но и в других учреждениях. Сервис в наглядном виде строит денежные потоки бизнеса и бесплатен для наших клиентов. В нашем блоге планируем опубликовать серию материалов по финансовой грамотности, в том числе по составлению бизнес-плана и анализу финансовых показателей.

К сожалению, проблема с дебиторской задолженностью перед малым бизнесом крайне распространена в России. Однако решать её путем внешнего финансирования — ошибка, которая может привести к потере бизнеса.

Василий Головинский

Рекомендуем также ознакомиться с материалом владельца семейного бизнеса по ремонту грузовой техники. Предприниматель поделился своим опытом работы с дебиторской задолженностью.

0
15 комментариев
Написать комментарий...
Олег Ивахнов

Ответ из разряда лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Примитивные советы. Похоже на как в песне Иван Купала: «Заболела? Полячися!»
Банкиры далеки от реального бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Михаэль Дамуцци

"А я , мялок, заболела...
Заболела!? Лечиться надо!!!"

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka
Решение состоит в том, чтобы пересмотреть выбор контрагентов с точки зрения их финансовой стабильности и дисциплины. Мы рекомендуем провести маркетинговый анализ рынка, найти новые стабильные каналы сбыта продукции.

А если таких нет на рынке? Работал в оптовой фирме в 90-х — ВСЯ розница брала с отсрочкой платежа, просто не было магазинов, которые сразу рассчитывались (ну в той сфере, где мы работали). Выбор был или давать рассрочку, или не работать с розницей.

В документе надо учесть риски невыплаты со стороны покупателей и заложить их в стоимость продукции.

Если повысить цену, то денег будет больше.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Kalachev

Абсолютно согласен, равно как и гостендеры, которые ОЧЕНЬ редко работают по предоплатной системе. Так то решение логичное - просто с ними не работать, но "где деньги, Зин?"

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Интересное решение по дебиторке в сфере деловых поездок: https://buyingbusinesstravel.com.ru/reviews/debitorskaya-zadolzhennost-v-delovom-turizme-svet-v-kontse-tunnelya-/ — возможно, где-то ещё применимо.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Иван Колыхалов

В настоящее время рецепт может быть только один: планирование рисков и да, планирование контрагентов. Столкнулся с этой ситуацией в рознице, досудебки, звонки, угрозы, все это работает 1-2 раза, потом опять неоплата. Тут только внимательно следить за финансовым состоянием и арбитражами контрагента (информация открытая), собирать слухи у низовых сотрудников и иметь договор, который вас хоть немножко защищает. Влазить в кредиты и в факторинг - самоубийство, банкир прав. К сожалению постоплата в настоящее время - огромный риск. "А как тогда работать, если больше никак?" - вот так, до поры до времени. Риски в одной компании должны быть такими, чтобы если завтра неоплата и ее не будет уже никогда (даже еслии 100500 лет до этого было все супер и дети крестились вместе), чтобы было больно, но не смертельно.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

Мое видение этого вопроса

Ответить
Развернуть ветку
Маруся Арель

А если это тендер на понижение, госник? 🤷 Как мне кажется идеальное решение- лизинг.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Романов

Не к банкиру вопрос

Ответить
Развернуть ветку
Михаэль Дамуцци

А, например, придумать шкалу льгот для тех кто хорошо платит и шкалу штрафов для тех, кто плохо?
Когда денежка капает даже немного, это сильно повышает внимание к вопросу.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Fedorenko

Вопрос исключительно в плоскости оценки рисков. Надо проверять контрагентов на платёжеспособность перед заключением договора

Ответить
Развернуть ветку
Кроко

Ничто так не укрепляет веру в человека, как 100%-я предоплата.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Олег С

От эксперта банка ожидается нормальный рассказ хотя бы про факторинг, несмотря на вопрос, а не вот это вот...

Ответить
Развернуть ветку
Artem Ilchenko

Главное эксперт ухватил правильно:
Если кассовый разрыв из-за просроченной дебиторки - банковскими инструментами он не лечится, только симптомы снимаются. Нужно работать с дебиторкой.

Предложение найти других клиентов может поступить только от сотрудника госкорпорации-монополиста и показывает насколько они далеки от понятия «бизнес»

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда