Добрый день, ЦП!
Меня зовут Евгений. Я раздумываю над запуском образовательного проекта в сфере 3D-графики для учеников старших классов и студентов. Проблема в том, что я абсолютно не знаком с юридической базой. Какие существуют аспекты? Нужны ли какие-то лицензии? И вообще на что в первую очередь нужно обратить внимание?
Проект предполагает и онлайн, и очную форму занятий.
Заранее спасибо!
Отвечает Севан Авалян, юрист департамента поддержки среднего и малого бизнеса «Модульбанка»
Евгений, добрый день! У вас всё просто.
Во-первых, вам необходимо зарегистрировать юридическое лицо или самому зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Если вы хотите зарабатывать на этом, то лучше всего вам подойдёт ООО — общество с ограниченной ответственностью (статья 87 Гражданского кодекса РФ) или ИП (статья 23 Гражданского кодекса РФ).
Если вы хотите «обучать ради обучения», то в таком случае лучшим вариантом будет автономная некоммерческая организация (статья 10 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ в ред. от 31.12.2014 «О некоммерческих организациях»).
Немного объясню про разницу между ИП и ООО.
Если просто, то для первого старта ООО будет много, так как необходима фантастическая щепетильность при регистрации, а ликвидация ООО занимает от двух месяцев, плюс составление бухгалтерской отчётности, поиск кредиторов.
С ИП гораздо проще как в регистрации, так и в закрытии и по срокам, и по документам. И дешевле.
Неплохо бы сразу выбрать место для проведения занятий, заключить договор аренды и получить от арендодателя гарантийное письмо, чтобы при регистрации юридического лица (см. выше) у вас уже был адрес местонахождения. Этот абзац касается вас, только если вы выбрали ООО или АНО.
Во-вторых, для правового обеспечения деятельности с каждым слушателем курса достаточно заключить Договор о консультативных услугах, в которых будет отражена программа обучения, сроки и стоимость. Для обучения граждан 3D-графике, специальную лицензию получать не нужно.
В-третьих, учитывая, что вы только-только начинаете работу, не лишним будет выбрать в качестве налогового режима УСН (упрощенную систему налогообложения).
Всё, кроме аренды, за определённую сумму денег сейчас делает почти каждый юридический консультант. Помещение нужно будет искать вам самостоятельно, а можно с помощью риэлтора (не советую).
В-четвертых, стоит подумать о том, как вы будете работать. Если вы собираетесь нанимать сотрудников, то нужно разработать типовые трудовые договоры, приказы о приёме на работу.
В целом, это базовые правовые аспекты, на которые необходимо обратить внимание при начале образовательной деятельности.
Главное указывайте, что Ваш проект не является образовательной деятельностью.
Для примера формулировок можно изучить пользовательское соглашение или оферту Нетологии.
Образовательная деятельность лицензируется и это очень не простой процесс.
Павел, спасибо!
Еще один большой плюс не учтен: если вы выберете вид деятельности, например, услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству, то вы сможете выбрать патентный вид налогообложения (это когда вы платите налог вперед. Он не является существенным). При этом, вы не обязаны будете иметь кассовый аппарат для принятия наличности.
Можно выдавать любой документ, который подтверждает факт передачи денег
В ответе поднялся вопрос относительно офлайновых образовательных услуг. А что касается онлайна? Так достаточно ип ооо и пользовательского соглашения для чистоты работы?
Митя, добрый день!
Вы верно заметили, что для сайта дополнительно понадобится пользовательское соглашение. Оно будет регулировать отношения между сервисом и его пользователями в вопросах пользования самим сервисом.
В остальном действует тот же набор, что указан и в статье.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
"необходима фантастическая щепетильность при регистрации ООО" оу, серьезно? чувак сам хоть раз открывал ООО?
Да, открывал. Тут имеется ввиду заполнение заявлений, договоров и решений. У нас в Татарстане бывали совершенно непонятные отказы.
Знакомые ребята проплатили денежку одной конторе (3к вроде), им все подготовили, они только документы в налоговую занесли и все гуд, без проблем ) Я к тому, что всегда можно найти вариант попроще)
Да, все верно. В статье указан случай, когда человек захочет сделать все сам либо через консультантов)
Правильно все написал, по сути. Главная задача юриста - убедить человека, что без него он не справится)
скажите лучше, если я собираюсь работать по договору оказания консультационных услуг, не выдавать никакие дипломы-сертификаты по итогу обучения и не собираюсь получать лицензию, но на вывеске напишу что-нибудь вроде "центр по обучению английскому языку" - какой шанс что меня замучают проверками, например, минобразования или мчс или еще кто-нибудь?
Если ничего выдавать не будете - не замучает. Они не могут просто так увидеть вывеску и сказать "О, теперь проверяем тут".
У них план проверок есть, который есть на их сайтах и сайте прокуратуры.
Хотя тут тоже много нюансов. Выдавать то можно, но не все. Сейчас нет времени подробно все расписать, может завтра, если первее меня не ответят
Зачем гарантийное письмо? Оно не обязательно, так же как и офис. Зачем нужны юристы, если всегда соглашаться с любым самодурством государственных органов?
Регистрируйте на домашний адрес, если хотите сэкономить.
Алексей, если вы регистрируетесь дома, то вам как минимум нужно будет показать в налоговой свидетельство о праве собственности.
А гарантийное письмо из практики.
А когда совсем худо и брать документы не хотят - можно отправить почтой (экспресс например) и все примут. У многих юридических компаний есть лицензия на почтовые услуги. Так они без очередей сдают исковые заявления или документы в налоговую. Входящий номер сообщают на следующий день
Вопрос не в том, что документы не принимают. Налоговая тупо может вынести отказ.
Не вынесет. Чтобы вынести отказ у них есть 1-2 дня, иначе не успеют подготовить документы к выдаче, если все хорошо. А у них должно быть подтверждение, что собственник против. Вопрос только в этом. Согласен он или нет. А его может на месте не быть.
Не совсем понял связь между "вынести отказ" и "подготовить документы".
В налоговых инспекциях (говорю про Москву и Санкт-Петербург) есть несколько отделов. Есть юридический отдел, есть отдел ввода, есть отдел обеспечения и еще один, название которого я не помню. Поданные документы проходят все эти стадии.
У каждого жесткие графики. Юристы должны все проверить за 1 день и передать в следующий отдел.
И ровно 8 рабочих часов у них есть, чтобы проверить - А согласен ли собственник жилья? Плюс нужно проверить заявление - так как только оно попадает под юридическую экспертизу налоговой (картинка ниже). А для вынесения отказа - нужна не просто бумага с решением, а подтверждающие документы. Этим документом может являться
а) Собственник заранее написал заявление, чтобы по его адресу ничего не зарегистрировалось
б) Допрос собственника (это сложнее)
Это что касается первичной регистрации. А когда идет смена адреса у действующей компании - то налоговая инспекция, которая занимается регистрацией, отправляет в территориальную налоговую требование для выезда инспектора по новому адресу и только с целью того, чтобы спросить у арендатора или арендодателя или охранника "А есть ли тут такая компания?".
Но такой пыл был только на первых порах, когда только это ввели. Теперь это все делаете реже. Территориальные делают простые отписки, так как людей на все это дополнительно не выделяют
Алексей, просто скажу, что однажды у моего знакомого ничего не проверяли в Уставе, хотя в нём оказалось 15 страниц (в середине) написано китайскими иероглифами :) Регистрация прошла. Может быть всё.
Да, много смешных случаев было. Я сдавал документы как то по доверенности без печати, иногда по доверенностям от других компаний (случайно). А когда открывал свою первую фирму в 2009 году, я поставил дату собрания учредителей (в уставе сверху) не 2009 год, а 2010. В итоге никто не хотел мне счет открывать, пришлось переделывать
Вы участвовали когда нибудь в делах, когда одна налоговая подает на другую (когда юридическое лицо уезжает в другой город), с требованием отметить регистрацию, так как адрес который указали - не соответствует действительности?
Суд всегда на стороне налоговой, которая зарегистрировала изменения, так как они не имеют права требовать договор аренды или гарантийное письмо.
Конечно, было бы лучше, если бы стартапер указывал город. В юридических вопросах это может быть существенно
Ничего не надо показать. Закон о регистрации не обязывает меня это делать, как и показывать гарантийное письмо, согласие собственника или договор аренды. Наглее надо быть ;)
Тогда флаг вам в руки и вперед - обжаловать решение налогового органа :) времени у вас и ваших клиентов я так понимаю много.
Никогда не отказывали по этому поводу
Если вы регистрируете адрес по месту прописки, то проблем никаких быть не должно и бумажек носить не надо)
Но вы не являетесь собственников помещения. У вас лишь право пользования. Формально юридическое лицо тоже должно иметь право пользования как минимум. Это достигается за счет договора аренды.
То есть лицензию на право ведения образовательной деятельности получать не обязательно?
Лицензию на ведение образовательной деятельности по одной из программ федерального стандарта получать обязательно.
Тут по крупнее http://alexlobanov.ru/img/fns_adres.jpg
У нас в Кнопке тоже есть юристы и они имеют иное мнение :)
Если вы будете реально оказывать образовательные услуги, но договор составите, что они консультационные, то всяким проверкам будет всё равно какой у вас договор с клиентом, а вот то, что деятельность должна иметь лицензию им будет не всё равно. Поэтому, если вы собираетесь заниматься проектом серьезно и долго, лучше получить лицензию.
Однако, если вы ИП и оказываете образовательные услуги самостоятельно (без привлечения сотрудников), можно обойтись без лицензии.