9 вопросов разработчику EdTech платформы

О боги, кто проектировал интерфейс этого курса! Бывало ли такое, что в сердцах произносили эту фразу? Да? Представьте, что у вас есть уникальная возможность поговорить с этим человеком.

Команда Forkway работает над платформой персонализированного обучения с наставником. Наши разработчики создают инструменты, с помощью которых отслеживаются актуальные для рынка навыки, по которым строим индивидуальные треки обучения.

Саша Харламов отвечает за backend-команду. Цель его работы — сделать так, чтобы серверная часть проекта правильно функционировала и имела хорошую производительность. Иногда кажется, что Саша — Шива с четырьмя руками: учится, работает и пишет код для платформы, а еще занимается спортом и участвует в хакатонах. Как все успевать, боятся ли числа 666 разработчики, и какой он, идеальный юзер платформы — спросили у Саши.

— Ты прошел большое количество собеседований, да уже и сам набирал ребят в команду. На какой самый глупый вопрос приходилось отвечать во время интервью?

— На самом деле, совсем уж глупых вопросов ни разу не задавали. Иногда хотел бы услышать что-то такое для разрядки серьезной обстановки. Хотя подожди. Один раз в середине собеседования технический специалист прервал разговор и неожиданно спросил: «Извини, это на тебе халат?» В суматохе забыл переодеться, был сконцентрирован на вопросах и заданиях. Посмеялись и продолжили разговор.

— Действительно, неожиданный вопрос. Расскажи, как работаешь с большим количеством информации которую надо постоянно запоминать. Как организовываешь заметки, куда прикрепляешь полезные материалы? Записываешь от руки в ежедневник или перекидываешь в Телегу?

— Веду заметки по методу Zettelkasten в Trello. Метод изобрел немецкий социолог Никлас Луман в прошлом столетии. Для хранения информации делал записи на карточках из бумаги и нумеровал их. Рядом указывал номера связанных записок, которые впоследствии объединялись в сеть и хранились в специальных ящиках. Сейчас у меня набралось порядка 800 записей. В основном это мысли, которые почерпнул из прочтения книги, просмотра видео или общения с людьми. Hard skills из них пока всего 10-20 штук. Все-таки они набираются больше в процессе практики, централизованного хранилища для них нет.

— Давай теперь поговорим о любимом… о работе. Много путешествуешь, скоро летишь в Архангельск представлять наш проект на конкурсе «Твой ход» (На нем студенты со всей России выдвигают инициативы и предлагают варианты их развития). Как планируешь работу сразу над несколькими проектами в поездках? В самолете работаешь или выделяешь несколько часов для сна?

— В последней поездке на двухнедельный форум пришлось жертвовать сном, так как набралось много задачек по работе с сервером. А вообще зависит от состояния. Бывает, так устаю, что теряю концентрацию и понимаю, что сил что-то делать нет. В таком случае стараюсь себя не мучить: слушаю музыку и сплю, чтобы восстановиться. Если силы есть, но писать код не хочется, то читаю. А еще использую освободившееся время, чтобы организовать планы и задачи. Ну и, конечно, работа полностью зависит от интернета. В самолёте или в поезде с ним плохо.

— Кстати о факапах и неудачах. Бывали ли ситуации, когда всю ночь писал код и вот, казалось бы, в момент, когда работа над ним полностью закончена, он не срабатывает. Как с этим справляешься?

— Такое часто происходит, особенно, когда есть пробелы в теории. В эти моменты стараюсь до конца добить задание. Если понимаю, что вот прям совсем никак: уже поздно, в голове — перекати-поле, то откладываю решение на утро. Понимаю, продолжу — эффективность будет равна нулю. Во время сна информация уляжется в голове, и с утра быстро найду ошибку в коде.

— Есть ли какие-то ритуалы или приметы у разработчиков, которые помогают не допустить ошибок? Может быть, стучат по дереву перед написанием кода? Или строк в нем не должно быть 666?

— Стараюсь держать голову в тонусе, решаю алгоритмические задачки на LeetCode. Это мой утренний ритуал. Знаю, что другие перед работой пьют кофе. Говорят помогает. Ну а косяки… Если все запустились с первого раза, значит явно что-то не так. Все ошибки тоже научились устранять: на StackOverflow кто-то о них точно написал, или какой-нибудь индус-разработчик на YouTube видео выложил.

— Гуманитариям сложно понять технарей, и наоборот. Дай совет спецам из смежных команд, как общаться с разработчиками на одном языке?

— Прикладывать усилия с обеих сторон. Технарю придется избавиться от обилия технических терминов. Гуманитарию — излагать информацию кратко, с числами и причинно-следственными связями. Как в анекдоте. Спускается профессор логики в лифте. Кабина останавливается. Человек, который хочет войти, спрашивает:— Этот лифт едет вверх или вниз? Профессор отвечает:— Да.

— Есть ли что-то, что тебя как разработчика бесит в других EdTech платформах?

— Пожалуй, когда другие игнорируют предложения по улучшению. Будучи куратором в одной большой EdTech платформе, делал плагин, который добавлял полезный функционал и сильно упрощал жизнь другим коллегам. Я потратил на работу 2 часа. Внедрить решение за год так и не смогли.

— Каким видишь идеального студента платформы Forkway? Сам таковым себя считаешь? А кошмар разработчика — это какой пользователь?

— Идеальный студент — тот, кто готов выделить 30 минут в день на развитие и понимает, зачем обратился к Forkway. По опыту знаю: если есть необходимость в изучении нового материала, иногда надо перешагнуть через свою лень. А вот негатив у меня вызывают пользователи, которые считают, что автоматически покупают знания, а не возможность их получить. Разве можно, не прилагая усилий, научиться чему-то новому?

— Какими решениями в разработке платформы ты гордишься?

— В первую очередь — тем, что столько людей работает за идею и на благо развития EdTech. Не останавливаемся, несмотря на трудности, ошибки и факапы.
Еще больше о жизни Forkway читайте в Telegram-канале «Стартап за кулисами».

33
Начать дискуссию