Добрый день! Меня зовут Александр, у меня есть несколько интернет-магазинов, продажа товаров. Столкнулся с таким сервисом как «Робокасса». Сначала все показалось идеальным, довольно удобный сервис, привязал свою банковскую карту для вывода средств, ничего не предвещало беды. Но когда накопилось заказов более чем на 20 тысяч, решил вывести средства, и получил ответ от поддержки «Просим предоставить документы, подтверждающие факт отгрузки товара покупателям, по следующим заказам: ****, **** и ****».
По поводу адекватности этой просьбы и разговора быть не может, я понимаю, если бы на наши магазины жалобы поступали. Сервис просто теряет клиента в виде меня.
Вопрос в законности: имеет ли право сервис не отправить мне мои средства, даже если я не вышлю им подтверждение?
Если по закону они правы, подойдет ли в качестве доказательства фискальный чек?
Буду благодарен за ответ.
Отвечает Севан Авалян, юрист «Модульбанка»
Александр, добрый день! Постараюсь изложить всё по полочкам.
Почему требование «Робокассы» законно?
Для того, чтобы «Робокасса» могла принимать платежи, нужны расчётные счета в банке. Такие счета для клиентов «Робокассы» открывает интернет-банк Ocean. А значит вся деятельность по приему платежей «Робокассой» регулируется банковским законодательством, в том числе законодательством о борьбе с отмыванием денег и сомнительными операциями в целом.
По такому случаю есть письмо Банка России, где указывается, что операции, которые не обладают признаками фиктивных сделок, могут быть сомнительными.
Что банки делают с сомнительными операциями? Борются.
Смотрим оферту «Робокассы».
Банк может признать перевод денег недействительным (читай сомнительным), если поступит информация о реализации запрещённой услуги — то есть такой услуги, которая не была предоставлена плательщику после оплаты, или услуги, по которой получатель (то есть вы, Александр) отказался предоставить банку подтверждающие документы об оказании услуги после совершения перевода.
Что делать?
Предоставить «Робокассе» (читай банку) подтверждающие документы. Это может быть документ, составленный на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, в котором есть:
- Название документа, например, акт приема-передачи;
- Дата составления документа;
- Кто составил документ. Например, ООО «Рога и Копыта» в лице генерального директора и Иванов Петров Сидоров и дальше по тексту;
- Содержание факта хозяйственной жизни: ООО «РиК» передали, а Иванов Петров Сидоров принял товар;
- Стоимость переданного с указанием суммы в рублях;
- Подписи составителей и реквизиты продавца и покупателя.
И самое главное. Почему так произошло?
Потому что на сайте магазина нет публичной оферты. Если бы она была, то тогда всё могло быть иначе. Почему? В оферте можно так и прописать: оплата подтверждает факт совершения сделки.
Очень хорошо об этом сказано в обучающем видео от «Моего дела». И вообще, у них по этому поводу есть классная статья, которую точно стоит прочитать.
Самый адекватный сервис по приёму платежей сейчас - это Unitpay. У робокассы проценты огромные!
Севан привет,Ваш банк мне понравился, но меня терзают смутные сомнения, а если отозвут лицензию ))
Банк Может и хорош, но есть одно. Почему я туда не обращусь) Для заключения договора необходимо Личное присутствие и предоставление документов. Оформление по доверенности (с правом открытия счетов) не осуществляется.
Дмитрий, мы уже отвечали на этот вопрос тут же на ЦП :) И Банк России по этому поводу высказался однозначно.
Банк России высказался однозначно: счет может открыть клиент либо его представитель. Но в вашем договоре это может сделать только клиент. Поэтому говорить, что ЦБ на вашей стороне не совсем корректно.
Дмитрий, я со всем уважением отношусь к Вам и Вашей работе. Буду рад, если бы вы стали нашим пользователем и клиентом и всячески готов помочь вам в этом в легальных рамках.
Банк России написал три страницы текста, из которых я процитирую одну строчку:
«На основании изложенного позицию Банка полагаем правомерной».
И снова повторюсь, ЦБ разрешает открытие счета клиенту ИЛИ его представителю, не запрещает. В моем случае - я представитель. Ваш банк согласно договору-оферте разрешает делать это только клиенту. Поэтому открыть счет на ваших условиях я не могу (да и желание наотрез отпало). Причем тут легальность, мне не понятна.
Это касается всех новых участников системы робокассы?
О-о-о, мой любимый сервис 😂 Прозвучит невероятно, но Робокасса нам деньги на расчетный счет месяц не могла перечислить. Если почитаете отзывы на банки.ру - там ее разносят все, оплаты многим задерживают. Сейчас мы в выборе удобной системы, работающей с в том числе с иностранными картами. Если кто подскажет, буду признателен.
Дмитрий, да. Это касается всех участников Робокассы. Я думаю, их специалисты могли бы подробно ответить на все вопросы.
У меня не было таких проблем.
Интересная статья, но более интересно еще следующее:
1. Робокасса разрешает принимать платежи как физ. лицо, какие в таком случае документы им предоставлять?
И может ли у магазина быть оферта, если нет юр. лица (то есть товары через интернет продает физ. лицо) ?
2. Если физ. лицо через свой интернет магазин продает товары, принимаю оплату через робокассу - это законно?
Для физ. лиц по приему платежей есть ограничения со стороны робокассы, кажется 600к в месяц оборот и платеж не более 45к руб. - возможно в цифрах я ошибся.
Дмитрий,
1. а можно чуть больше деталей? Хочу понять, что за товары продаёт физическое лицо и сайт магазина увидеть бы. Можно сюда [email protected]
Как сказать может. По описанию вопроса я вижу, что магазин продажи товар, что означает занятие предпринимательской деятельностью, что влечёт обязанность по регистрации ИП. А вот ИП оферту иметь обязана.
2. Хочу больше деталей.
будет неплохо, если ответ будет тут по факту.
самому интересно, аналогичные вопросы.
Напишите их сюда либо на почту [email protected]
Как такового магазина еще нет, пока что просто вызывает интерес тот факт, что на робокассе можно зарегистрироваться как физ лицо и принимать платежи, кстати и не только в робокассе, например в wallet one еще можно.
Посмотрите сами.
То есть по сути физ. лицо может продавать через интернет товары и принимать платежи.
Дмитрий, дело в том, что законодательного запрета на прием платежей физическими лицами нет, да и Робокасса не обязана выполнять функции налогового агента.
Другой вопрос, какое назначение платежи, кто платит и т.д. Вам могут в какой-то момент заблокировать счёт для установления источника происхождения денежных средств и потребовать подтверждающие документы. Как это произошло тут — facebook.com/lida.moniava/posts/877346615650445
Вопрос не совсем по теме.
Как робкасса может работать с физическими лицами к которым поступают платежи?
Ведь любая предпринимательская деятельность должна вместить либо ип либо юр. Лицом. Другого не дано.
Либо я что-то не так понимаю?
Дело в том, что для приема платежей в робокассе можно зарегистрироваться как физ. Лицо, (кстати и не только в робокассе, например еще в walletone). Проверьте сами.
Согласен - такая возможность есть. Однако правовые основаня для этого найти не могу.
Если вы не сможете объяснить основания получения денежных средств налоговой, то это может образовать состав преступления УК
Да, поддерживаю, давайте общаться здесь ))
| Потому что на сайте магазина нет публичной оферты.
Если это не официальный ответ робокассы, то это ничем не подтверждённое предположение.