Секретный ингредиент ЦФА

Как смарт-контракты превращают простой блокчейн-реестр в Биржу 2.0.

Цифровые права — ЦФА и ГЦП — значительно ускоряют привлечение финансирования и снижают роль посредников. Чтобы это стало возможным, функции посредников берут на себя алгоритмы. Часть из них воплощена в самой платформе ЦФА, но все существенные условия обращения конкретного токена записываются вместе с ним в сам блокчейн в виде смарт-контракта. Именно смарт-контракты рассчитывают срок выплаты купонного дохода и его размер, автоматически погашают ЦФА в назначенную дату и распределяют средства по кошелькам инвесторов.

Смарт-контракт автоматизирует выполнение условий выпуска. Designed by Freepik
Смарт-контракт автоматизирует выполнение условий выпуска. Designed by Freepik

От того, насколько много платформа ЦФА и ее команда работают со смарт-контрактами, зависит, станут ли цифровые права копией традиционных инструментов, или будут созданы принципиально новые продукты и новые рыночные ниши. Давайте разберемся, какие полезные возможности стоит искать в смарт-контрактах уже сегодня, что может появиться в будущем, и какие трудности возникают при внедрении.

Базис: надежность и безошибочность

Умный контракт, или смарт-контракт – это записанный в блокчейн алгоритм, содержащий условия договора и предназначенный для автоматического контроля и исполнения договорных отношений. Все условия и обязательства договора описываются на языке программирования, программа запускается на доверенной вычислительной системе. В блокчейн-сетях Ethereum для этого используется одноименная виртуальная машина, в приватных блокчейнах на базе Hyperledger Fabric контракты исполняются на специальных узлах сети. Смарт-контракты способны считывать из блокчейна его состояние и делать новые записи, фиксируя переход прав и другие изменения. Для защиты от ошибок и подделок смарт-контракты исполняются несколькими узлами сети и их результаты записываются в распределенный реестр, только если исполнение привело к одинаковому результату.

Учитывая неизменяемость записей в блокчейне, любые смарт-контракты должны в первую очередь обеспечивать корректность и надежность его работы.

Для этого им нужны минимум три свойства:

  • Отсутствие логических ошибок

    Работа контракта должна полностью соответствовать бизнес-логике, которая будет описана в решении о выпуске ЦФА. При этом критично проверять корректность работы в различных пограничных и редких случаях (погашение 29 февраля, например);

  • Детерминизм

    Это принципиально важное свойство смарт-контракта означает, что при параллельном запуске каждое выполнение приводит к идентичным результатам. Именно детерминизм позволяет запустить контракт на разных узлах сети и затем сравнивать результат, ожидая, что он одинаков;

  • Совместимость

    Если смарт-контракт развивался и выходили новые версии, они должны работать корректно как со старыми, так и новыми записями в блокчейне.


Для полноценного выполнения этих требований сама методика разработки должна быть адаптирована к специфике смарт-контрактов. В Атомайз, например, используется подход test-driven development, когда тесты для проверки смарт-контракта создаются раньше, чем сам код контракта.

Из-за сложности разработки и специфических требований к экспертизе разработчиков, смарт-контрактов для ЦФА существует не так уж много, и далеко не у всех платформ ОИС есть «умные» контракты даже для популярных бизнес-кейсов. Например, нелегко найти относительно простой и очень полезный смарт-контракт, способный учесть амортизацию ЦФА на цифровой долг.

Автоматизация

Самые «вкусные» функции смарт-контрактов позволяют проводить сложные взаиморасчеты сторон и сопутствующие калькуляции автоматически. Это значительно экономит операционные ресурсы. Например, если ЦФА привязан к стоимости золота, то при погашении токена платформа должна уточнить стоимость золота на нужной площадке, провести необходимые вычисления, при необходимости учесть сегодняшний курса валют и пополнить кошелек инвестора уже правильно посчитанными суммами в рублях. Звучит достаточно просто, но для многих финансовых инструментов это потребует привлечения живых людей. Автоматизация еще нужнее для продуктов, привязанных к корзине активов или индексам – там сложность расчетов выше.

Другой пример с более распространенным на сегодня инструментом – расчет купона по цифровому долгу (аналогу облигаций). При грамотно разработанном смарт-контракте эта операция целиком автоматическая. Эмитент на платформе Атомайз знает с точностью до копейки, сколько денег необходимо положить на свой кошелек, чтобы внутри платформы средства распределились по кошелькам держателей его ЦФА.
В смарт-контракты могут быть записаны сложные и совершенно невозможные для традиционных биржевых инструментов механики обращения. Например, если ЦФА используется в корпоративной программе мотивации сотрудников, то их легко выпустить не только для руководства, но и для десятков тысяч рядовых сотрудников компании, отразив в смарт-контракте связь выплат, например, с результатами деятельности фирмы, выполнением личных KPI, и т.п.

По мере развития рынка и совершенствования регулирования, будут выпускаться более сложные ЦФА, включая, например, деривативные инструменты. Среди разрешенных операций с ЦФА могут появиться, например, прямой обмен цифровыми активами, взамозачет. Нужда в автоматизации для таких сценариев применения будет еще острее, а экономический эффект от ее внедрения – выше. Он проявится как в ускорении проведения операций, так и в снижении издержек всех участников торговли.

Скорость разработки, обновления и публикации

Скорость воплощения инвест-идеи часто становится приоритетом для эмитента. Бизнес знает, как зарабатывать деньги в своей индустрии, и чем меньше времени и ресурсов будет потрачено на то, чтобы пройти путь от идеи до выпуска, тем лучше. Это — главная экономия, которую можно получить при использовании ЦФА. А задача платформы — иметь достаточный технологический задел: широкий набор типовых смарт-контрактов, инструменты их настройки и адаптации, готовые шаблоны сопроводительной юридической документации — чтобы быстро воплощать в жизнь любые идеи, которые ложатся в рамки законодательства. Хорошим примером являются такие пока редкие опции ЦФА, как досрочное погашение и дробление. Они увеличивают сложность смарт-контрактов и их кодовую базу. Чтобы не описывать эти операции раз за разом, их можно и нужно обобщить и далее использовать повторно.

Впрочем, разработка смарт-контракта – это не единственная технологическая затрата. Разработанный смарт-контракт необходимо развернуть в блокчейн-среде. Это бывает тоже трудоемко, но если применять на всех этапах разработки специальные инструменты, формализующие описание смарт-контракта, упрощающие генерацию кода и развертывание, то эти работы могут быть значительно автоматизированы и ускорены. По сути, для смарт-контрактов можно внедрить аналог концепции DevOps, которым пользуются все крупные ИТ-разработчики для ускорения выпуска и обновления продуктов. В идеале же типовые смарт-контракты уже полностью готовы и записаны в блокчейн, а параметры конкретного выпуска задаются через настройки — в таком случае его адаптация может занимать считанные часы.

Возможность эффективного масштабирования

Отдельные сложности связаны с выпуском массовых ЦФА. Хороший пример – программа «Цифровой инвестор» для сотрудников Норникеля, в которой ЦФА получили десятки тысяч человек. Смарт-контракты в таком случае должны учитывать ограничения сети на размеры блоков и транзакций, чтобы данные корректно размещались в блокчейне. Более того, надо убедиться, что сеть как таковая имеет достаточную пропускную способность, чтобы обслужить все заявки на покупку ЦФА в короткие сроки. В зависимости от количества ЦФА, возможности их вторичного обращения и других параметров выпуска, эти параметры могут стать критичными.

Готовность к эволюции рынка

Рынок ЦФА постепенно развивается, выпуски становятся регулярными и у них растет средний объем — если раньше типичны были выпуски по 50–100 млн, то теперь их объем достигает 400–500 млн. Рост интереса инвесторов и сегментирование их потребностей приведут к тому, что постепенно будут увеличиваться не только объем, но и разнообразие продуктов и игроков на рынке. Вот только некоторые из возможных в среднесрочной перспективе сценариев:

  • выход на рынок МСБ для привлечения финансирования;
  • появление на рынке УК, ПИФов с ЦФА;
  • появление новых инструментов с высокими доходностью и риском, например деривативов;

  • расслоение рынка на разные типы активов и наборы инструментов: доходные, консервативные, ликвидные и защитные активы;

  • применение ЦФА для расчетов, в том числе международных.

Все перечисленное потребует существенно дорабатывать и регуляторику в сфере цифровых прав, и технологические возможности платформ ЦФА и операторов обмена. Чтобы ОИС был способен удовлетворить запросы партнеров, важны скорость разработки новых смарт-контрактов, умение реализовать в них достаточно сложную новую функциональность, например, передачу титула.

Потребуется и другой вид технологической зрелости — способность платформы организовывать взаимодействие через открытые API, доступные партнерам на рынке.

Финал

Обширная библиотека настраиваемых смарт-контрактов, снабженных различными сценариями автоматизации, значительно повышает ценность и универсальность платформы ЦФА. Эмитенты получают высокую скорость реализации своих бизнес-кейсов, тратят меньше сил и ресурсов на выпуск и дальнейшее обслуживание инструмента, а инвесторы — удобный и прямой доступ к принципиально новым возможностям. Но получить эти преимущества можно далеко не в каждом ОИС — их технологические компетенции очень различаются. Поэтому эмитентам необходимо заранее уточнять, какие интересующие их элементы бизнес-логики и инвест-идеи могут быть воплощены в конкретной платформе ЦФА, ну а инвесторам стоит ориентироваться на ОИС, демонстрирующих высокую динамику и разнообразие выпусков.

Узнать больше о ЦФА можно в этом блоге, на сайте Атомайз и в нашем Telegram.

22
Начать дискуссию