Как раздать Wi-Fi клиентам своего бизнеса и не попасть на штрафы

Как раздать Wi-Fi клиентам своего бизнеса и не попасть на штрафы

Wi-Fi — штука полезная, которую пользователь ожидает увидеть практически везде. Едешь в метро? Есть Wi-Fi (не без огрехов, но есть). Достал планшет в Сапсане — можно подключиться к сети. Ну а про то, что кофейни без гостевой сети представить уже странно, и говорить не приходится. В общем, со стороны пользователя все просто — пришёл, увидел, подключился.

А вот со стороны бизнеса все немного иначе. Было время, когда хватало указания логина и пароля для беспроводной сети в меню ресторана, на доске кофейни или в буклете отеля. Чтобы пользователь просто подключился и начал смотреть свои любимые сериалы, например. И так было до 2014 года.

Теперь предпринимателям, которые хотят предоставлять своим клиентам доступ к Wi-Fi, нужно этих клиентов идентифицировать, дабы соответствовать букве закона (постановление #758). Или продолжать просто так раздавать сеть без идентификации, если есть желание пополнять бюджет на сумму от 50 000 до 200 000 рублей за каждый такой случай. А то и вообще могут на полтора месяца приостановить деятельность.

Что делать

Все просто — выполнять постановление Правительства РФ, или не раздавать Wi-Fi в принципе. Нужно обеспечить соответствующую идентификацию всех, кто подключается к вашей сети. Если у вас небольшая кафешка, ногтевой сервис, автомастерская, или ваши сотрудники настолько многозадачны, что могут делать все это сразу — все клиенты, которые хотят подключиться к вашему Wi-Fi, пока им меняют колеса и подравнивают ногти, должны быть идентифицированы.

Сейчас есть три основных способа — по паспорту, через Госуслуги и с помощью СМС. Разберем плюсы и минусы каждого.

Паспорт

Пользователь подключается к сети, при первом входе видит заглушку с формой, которая ненавязчиво предлагает ему ввести паспортные данные. Как только введет — может пользоваться сетью. С точки зрения безопасности (ради нее же все и задумано, верно?) плюсы в том, что если клиент вашей автомастерской сделает что-то незаконное с помощью вашей сети, то госслужбы запросят у провайдера эти данные, чтобы установить злодея. Данные хранятся полгода у провайдера, это тоже закон.

Плюс тут только один — этот способ подходит, если не подходят остальные.

А вот минусов поболе. Например, пользователь ввел паспортные данные, которые только что придумал. Или помнит данные человека, который постоянно занимает его место на парковке, и порядочно так достал уже. Или банально ошибся при вводе реальных данных. Или вообще забыл паспорт. Закон тут не дает четкого указания, как именно владелец кафе должен эти данные проверять. Стоять за спиной у каждого и сверять правильность представляется не самым правильным решением. Конечно, всегда можно во время идентификации позвонить в миграционную службу и уточнить, правда ли вот эти данные принадлежат парню, который пытается подключиться к вашему Wi-Fi. Кстати, как быстро ребята из миграционки ответят на такой запрос, закон тоже не уточняет.

Но если что вдруг и кто-то вбил неправильные паспортные данные при такой идентификации, частично за это будет отвечать и владелец бизнеса.

Как раздать Wi-Fi клиентам своего бизнеса и не попасть на штрафы

Побороть минусы можно только с помощью ручной модерации — портье или консьерж в отеле может ручками проверять данные у гостя, фиксировать их и уже после этого выдавать пароль от Wi-Fi.

Госуслуги

Пользователь на странице авторизации в сети видит форму, с помощью которой можно зайти в личный кабинет Госуслуг. Вводит учетные данные, система проверяет их и идентифицирует его в сети.

Плюсы — если рядом есть интернет, но нет мобильной связи и возможности получить СМС.

Минусы — прежде всего, здоровая паранойя граждан. Не всякий захочет ради доступа к сети светить свои логин-пароль от сайта Госуслуг. Это если человек вообще их помнит. А еще надо иметь в виду, что аккаунт на Госуслугах точно будет отсутствовать у людей, которые не являются гражданами РФ, а также у наших граждан, которые просто этот аккаунт не завели.

Номер телефона

На странице авторизации пользователь видит форму для ввода номера телефона. На этот номер приходит СМС с кодом, код вводится в форму — появляется доступ к сети.

Плюсы — если клиент в принципе вышел из дома и дошел до вашей кафешки, то он наверняка с телефоном. Значит, получить СМС сможет.

Минусы — СМС это прежде всего СМС. И если клиент в роуминге, то входящая СМС с кодом для авторизации станет для него платной. Ситуация вида «Мы тут послали тебе платную СМС для нашего бесплатного Wi-Fi».

Своими руками

Можно в три шага настроить идентификацию пользователей самостоятельно.

Шаг первый — закупить необходимое оборудование. Это сами точки доступа Wi-Fi, контроллеры для них, серверы, на которых будут храниться данные о тех, кто подключался к сети, и необходимое ПО для прохождения процедуры идентификации.

Шаг второй — заключить договор на рассылку СМС. Актуально только в том случае, если вы точно решили проводить идентификацию именно таким способом. Тогда для рассылки кодов доступа понадобится договор с оператором связи.

Шаг третий — найти программиста. Того самого, который соберет из купленного железа и ПО нормально работающую систему, настроит ее и будет следить за тем, чтобы все было в порядке, а также станет разбираться во всех нештатных ситуациях.

С помощью оператора связи

Тут шагов поменьше ровно в три раза. Со стороны владельца бизнеса потребуется лишь подписать договор с оператором связи. После этого сотрудники оператора просто приедут, поставят необходимое железо, настроят софт, проверят все и уедут. На всё про всё понадобится часа два-три.

Вишенкой в этом случае тот факт, что за всем следит оператор связи — за работоспособностью оборудования, за тем, как и где хранятся данные пользователей. А еще, если вдруг случится так, что кто-то из пользователей вашей сети все же сделает что-то незаконное, вести переговоры с властями на этот счет тоже будет оператор.

22
2 комментария

Wi-Fi нужен только в одном случае - когда не ловит сеть в этом месте.

Ответить

В настоящее время появился еще один способ Wi-Fi идентификации – с помощью звонка. Для пользователей абсолютно бесплатно. Для организаторов публичной точки примерно в 10 раз дешевле одного SMS. Более подробно можно узнать по ссылке ниже.

Ответить