{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Поединок VK и Яндекса. Сравнил почту для бизнеса, мессенджер, звонки и облако. Рассказываю, кто победил

Оформил подписки на корпоративные сервисы и устроил состязание двух титанов: VK WorkSpace против Яндекс 360. Рассказываю, что получилось и какой сервис больше понравился лично мне.

Стартап-привет, я Дима Беговатов, веду телеграм-канал, подкаст и блог на vc.ru с обзорами перспективных российских стартапов.

Прилетело откуда не ждали

После выпуска подкаста про новый корпоративный мессенджер от гиганта видеовстреч Webinar Group я решил поглубже покопаться в рынке и посмотреть, какие еще продукты предлагают крупные российские компании. Оказалось, что среди гигантов мессенджеры есть у Яндекса и VK. И если Яндекс не удивляет: они давно целятся на бизнес и уже создали «Яндекс Трекер» для работы команд, то от VK я не ожидал ориентации на бизнес-сегмент.

У меня в голове все еще сохранился стереотип, что VK — это только ВКонтакте, куда я захожу полистать новости, лайкнуть мемы и посмотреть, как там дела в моих городских пабликах. Но VK — это не только соцсеточка «ВКонтакте», компания развивает разные сервисы, в том числе и для бизнеса. Например, сервисы для коммуникаций VK WorkSpace: мессенджер, звонки, почта и диск — и все на одной платформе.

Захотелось это дело протестировать. Но чтобы было интереснее, сравнил его с Яндексом 360, потому что второй российский гигант тоже не ограничился мессенджером. Делюсь впечатлениями и разбираю каждый сервис под лупой.

Цены ниже, чем за одну среднюю пеперони

Цены на оба сервиса подъемные, VK и Яндекс может себе позволить даже небольшая компания. Но что выгоднее? Зависит от количества сотрудников в компании.

Яндекс 360 выставляет цену за пользователя. По тарифу «Оптимальный», который Яндекс называет самым выгодным, заплатите 469 рублей за человека. Это со скидкой, а без нее — 559 рублей за месяц. В тарифе почта, корпоративный мессенджер, платформа для видеовстреч и хранилище на один терабайт.

VK WorkSpace продает тарифы на группу пользователей — 10, 30, 100, 300, 300+. Например, «Всё включено» на 10 человек стоит от 1490 рублей при оплате за месяц. В нем будет почта, диск и, как его называет VK, суперапп VK Teams c мессенджером, звонками и задачами. Получается, на команду из 10 сотрудников тариф выйдет по 149 рублей на человека. Если платить сразу за год, будет дешевле — 120 рублей в месяц на пользователя.

Что в итоге выгоднее. Яндекс 360 выгодно подключить для команды не больше трех человек. Тогда общая стоимость в месяц выйдет дешевле, чем у VK WorkSpace, — 1407 рублей в месяц на всех. Для команд от четырех человек выгоднее купить WorkSpace: за пять человек в команде вы заплатите уже 298 рублей за пользователя в месяц.

Важная фишка: у VK можно купить отдельно каждый продукт — например, только почту, диск или мессенджер. Один сервис стоит от 112 рублей в месяц на человека. Если компании нужно облако, а общаться всем удобно в Telegram и обычной почте, то нет смысла платить за все сразу. У Яндекса же можно взять доступ только ко всей платформе.

🚩 Отдаю 1 балл VK за более выгодную цену в пересчете за человека и возможность собрать конструктор из нужных сервисов, а не платить за все сразу.

Цена

VK WorkSpace 1:0 Яндекс

Подробные цены тарифных планов привел на скриншотах:

Яндекс предлагает бизнесу три тарифа на выбор

Стоимость VK WorkSpace на 10, 30 и 100 человек при оплате за год

Стоимость VK WorkSpace на 10, 30 и 100 человек при оплате за месяц

Почта — можно вернуть удаленные письма и сделать красивый адрес

По функционалу у платформ довольно привычный инструментарий обычной почты, где можно писать и отправлять письма. Очевидно, да. А что вы хотели? 🙂

Но есть и специальные функции, которые пригодятся бизнесу. Вот что можно сделать в обоих сервисах.

Привязать домен. Настроить почту на домене реально, но это те еще танцы с бубном. Нужно подтвердить, что домен принадлежит именно вам, это можно сделать через DNS-проверку, HTML-файл, метатег, а на платформе VK WorkSpace еще и с помощью переноса DNS.

Проще всего наладить почту через DNS-проверку, потому что для этого необязательно иметь готовый сайт, нужен только купленный домен. Но тут тоже придется повозиться: поколдовать с ресурсными записями хостинга и, возможно, потеребить техподдержку платформы.

🚩 Обоим ставлю 0 из вредности, потому что я устал привязывать домены, очень муторно.

Настроить пересылку писем со старых адресов. И в VK WorkSpace, и в Яндексе можно сделать специальный ящик, куда будут приходить письма с уже несуществующих или старых адресов на домене. Сейчас объясню, как это работает.

Представим, что у доставки цветов есть домен flowers.ru. Пять лет назад компании показалось классной идеей совместить русское слово «доставка» и домен на латинице: получилось [email protected]. Сейчас владельцы решили изменить почту на что-то посовременнее — [email protected]. Но тогда письма клиентов на старый доменный ящик будут улетать в трубу. Чтобы так не получилось, можно указать на платформе, что сообщения от клиентов на уже несуществующий ящик должны приходить на новый. Ничего не потеряется — шик, блеск, красота.

🚩 Даю 1 балл обеим платформам, потому что опции идентичные.

Создавать групповые рассылки. Это адреса, к которым привязаны несколько почтовых ящиков одновременно. Например, можно создать для отдела маркетинга один адрес и добавить к нему почты всех, кто отвечает за рекламу в компании. Письма на адрес группы будут автоматически приходить всем пользователям, которые в ней состоят, а не захламлять почту остальных сотрудников.

У VK WorkMail групповые рассылки не учитываются в лимите пользователей. Например, если у вас тариф на 30 человек и ровно столько сотрудников пользуются платформой, можно дополнительно создать сколько угодно групповых рассылок. В Яндекс 360 тоже нет ограничений по групповым рассылкам, они не зависят от тарифа и количества пользователей.

🚩 1 балл VK WorkSpace и 1 балл Яндексу.

Кстати, VK WorkMail — преемница той самой почты Mail.ru. У ящика похожий интерфейс, только его апгрейднули. Зашел в почту и вернул 2007-й, поностальгировал по аське и ЖЖ. Милота.

Вот как теперь выглядит почта VK WorkMail, олды тут?
Еще в обеих почтах нет рекламы — мое уважение

Восстанавливать удаленные письма. У Яндекса есть архив, там пользователь с правами администратора может найти письма через поиск, даже если их стерли полгода назад. У VK WorkSpace — так называемая скрытая корзина, доступ к ней тоже есть только у администраторов почтового ящика.

🚩 По 1 баллу каждому за возможность достать из корзины любое письмо.

Создавать общие ящики. Это такая общая почта для сотрудников одного отдела, например для техподдержки. Все сотрудники подразделения могут добавить этот ящик себе и читать письма, у Яндекса он так и называется — «Подразделения». Такие ящики в обоих сервисах не влияют на цену тарифа: можно создать хоть пять, хоть 10.

🚩 1:1 — поровну

Вести календарь внутри почты. В обоих сервисах можно создать несколько календарей, например личный и рабочий. А еще пометить их разными цветами, чтобы не путаться, и настроить уведомления.

Накидал свой минимальный список дел на пятницу в VK Календаре. Желтым пометил рабочие дела, розовым — личные

У календаря в VK можно подключить уведомления сразу в нескольких каналах одновременно — допустим, в почте и приложении. На платформе есть возможность дать доступ к календарю и почтовому ящику другому человеку. Например, помощнику, чтобы он сам заполнял события, — тут плюсик в карму VK. Кстати, паролем от почты для этого делиться не надо, можно на время отпуска дать коллеге доступ, а потом отозвать его.

В Яндекс 360 можно настроить уведомления о событиях только одним из способов: либо на почту, либо в СМС или через CalDAV. Чтобы все видели, когда ты занят, и не планировали на это время созвоны или встречи, в календаре нужно поставить специальную галочку.

В календаре Яндекса три степени занятости для событий

🚩 2 балла VK за календарь и «Личного ассистента» и 1 балл Яндексу за галочку в календаре.

Уникальные фичи платформ. У сервисов практически идентичные почты, но отличия тоже есть. Присмотритесь к ним, если сомневаетесь, какую платформу оплачивать.

В VK WorkSpace можно сделать так, чтобы обычные пользователи не настраивали пароли. Например, запретить дамам из бухгалтерии менять пароль на собственный, который они через месяц потеряют и забудут.

🚩 1 балл VK за контроль пользователей.

В «Яндекс Почте» можно переводить письма. Выбирайте любой язык, который есть в интерфейсе «Яндекс Переводчика». Удобно, если ведете переписку с Илоном Маском, ну или с кем-то еще из иностранцев. Но иногда перевод выходит корявым, приходится допиливать.

Перевод письма довольно неуклюжий, особенно это заметно с деловой перепиской. Но по мне это лучше, чем ничего: хотя бы не надо переключаться между окном почты и переводчика

🚩 1 балл Яндексу за автоматический переводчик.

В принципе опции у обеих платформ идентичные за исключением малюсеньких деталей. Что вам важнее: делиться календарем и почтой с коллегами или переводить письма на английский?

Почта

VK WorkSpace 7:6 Яндекс

Мессенджеры и звонки — есть каналы, группы, обсуждения и созвоны по видео

Если команда работает из разных городов и часовых поясов, без мессенджера не обойтись. Но он будет годным и в офисе: можно быстро что-то уточнить по делу и не искать коллегу по переговоркам.

Интерфейсы VK Teams и «Яндекс Мессенджера» похожи между собой и напоминают все остальные мессенджеры, тут без сюрпризов

Суперапп VK Teams. Его можно скачать на телефон, десктоп или открыть в браузере. Тут все функции привычного мессенджера, а еще встроенный тасктрекер и звонки. Сначала разберемся с мессенджером: есть возможность создавать группы и каналы, например под конкретные отделы, чтобы продажники ругали клиентов в своем отдельном чатике.

Необычная фишка, которая раньше мне не встречалась в мессенджерах: в Teams можно отвечать на часть сообщения, а не на все сразу. Не надо переспрашивать, к чему человек сказал «да» или «нет», и расписывать детали, если нет времени.

Наконец-то собеседник сможет понять, с чем я там точно согласен 🎉

Еще в группах можно создавать обсуждения — это отдельные ветки под сообщением. Там можно перемыть косточки клиенту или покидать коллеге ссылки на нужные материалы и при этом не засорять общий чат.

Все обсуждения, в которых вы участвуете, будут в отдельной вкладке

Задачи в VK Teams. Можно поставить задачу коллеге, а можно самому себе. Это удобно: переписываешься в мессенджере и прямо здесь же в сообщении ставишь себе поручение вроде «Дима, не забудь позвонить Васе». В задачах есть дедлайны, приоритеты и даже тег, который потом поможет быстро найти нужную.

Еще к задаче можно добавить персональный флажок, но задать им какие-то названия нельзя, придется запоминать самим, какой цвет у вас за что отвечает. Я бы поставил на созвоны красный флаг и никогда на них не ходил

🚩 2 балла VK за ответы на часть сообщения и возможность ставить задачи не выходя из мессенджера

«Яндекс Мессенджер». Его можно скачать на любое устройство, создавать внутри чаты, каналы и подписываться на треды — те же ветки обсуждений. Мессенджер умеет распознавать голосовые на русском языке. Эта функция работает только на сообщениях короче 10 минут. Дальше ее, видимо, начинает бесить собеседник, и я тут полностью согласен. Если открыть Мессенджер в десктопе, то текст можно скопировать, на смартфоне — не получится.

Я наговорил в сообщениях абзац выше, чтобы вы смогли сами посмотреть, как Мессенджер распознает слова и сравнить с оригиналом. В целом очень даже неплохо

🚩 1 балл Яндексу за расшифровщика. Странно, почему VK не вставили такую функцию, хотя расшифровывают голосовухи для обычных юзеров они уже давно.

Посмотрите на сводную табличку, чтобы еще раз уложить всё в голове 👇

Мессенджер

VK WorkSpace 2:1 Яндекс

VK Teams (звонки). Не выходя из Teams можно устраивать групповые звонки. Например, у вас группа отдела продаж на 10 человек. Прямо из группы можно быстро собрать коллег на созвон — не нужны никакие дополнительные ссылки. Просто кликаешь на трубку и звонишь всем участникам группы, а не приглашаешь каждого на встречу по одному. Прикольный момент: когда ты на звонке, у тебя в статусе VK Teams автоматически появляется статус с эмодзи-трубкой.

А еще тут можно позвать на созвон даже тех, кто не пользуется платформой. Видеозвонки с внешними участниками «вмещают» до 100 человек. Просто кидаете клиентам ссылку на звонок, и они подключаются к беседе.

🚩 1 балл WorkSpace за звонки в целом

Телемост. Это отдельная платформа для проведения видеовстреч. Вот тут Яндекс разгулялся!

Видеозвонок «вмещает» 40 человек, а трансляция — 10 000. Трансляции я не тестил, но на звонках все работает нормально и не тормозит. Запись видео сохраняется.

В Телемосте есть чат, где можно создавать опросы. Офигенная штука, чтобы быстро понять мнение большинства и не тратить время на обсуждение голосом. Телемост выгружает ответы в «Яндекс Мессенджер» экселевской таблицей

Встречи можно начинать мгновенно или назначать заранее в календаре. Еще есть опция кинуть ссылку любому человеку, чтобы он присоединился к созвону, даже если у него нет аккаунта на Яндексе.

🚩 Отдаю 2 балла Яндексу за трансляции и чатик в видеовстречах

Давайте наглядно сравним Teams и Телемост еще разок 👇

Звонки

VK WorkSpace 1:2 Яндекс

Хранилище: можно делить диск в VK или заиметь целый терабайт на Яндексе

Тут по концепции все стандартно: обычное облако, только на компанию.

VK WorkDisk. На тарифе «Всё включено» на 10 человек доступно 100 гигабайт. На других тарифах места больше — до 3 терабайт, в зависимости от количества пользователей. Хранилище можно разбить на сотрудников. Например, дать бухгалтерии 30 гигабайт, а рядовому менеджеру — пять.

К папкам на диске можно настроить доступы для пользователей. Например, разрешить просматривать папки с финансовыми документами только бухгалтеру и руководителю. И есть вариант общих папок для документов на отдел. Удаленные файлы можно восстановить в течение 14 дней, если сотрудник что-то стер случайно, ну или специально 😈

🚩 1 балл VK за разделение гигов и восстановление файлов из корзины.

Яндекс Диск. На тарифе «Оптимальный» хранилище на 1 терабайт, причем на каждого, кто пользуется платформой. Доступом к папкам можно управлять, а еще настроить запрет на скачивание документов. Администратор будет видеть, кто из сотрудников делился ссылками на файлы компании с посторонними. Полезная фича, чтобы следить, не скинул ли кто-то секретный гайдбук знакомому другу-дизайнеру.

🚩 2 балла Яндексу за космическое хранилище и отслеживание ссылочек на документы.

Это последняя табличка со сравнениями, обещаю 👇

Хранилище

VK WorkSpace 1:2 Яндекс

Итого: VK победил с небольшим отрывом

VK WorkSpace 12:11 Яндекс

Конечно, это не доскональный анализ платформ. Я не занимался переносом полной инфраструктуры компании, потому что у меня ее попросту нет, и не пользовался сервисами несколько месяцев, чтобы зафиксировать какие-то отдельные баги. Думаю, если поковыряться глубже, можно найти еще много всего. Но по первому впечатлению обе платформы хороши, у каждой — собственные плюсы и минусы. В моем турнире выиграл VK, я бы взял его, если вы не фанат какого-то конкретного IT-бренда.

Яндекс я бы порекомендовал компании, которая хочет купить платформу на небольшое количество сотрудников, где коллеги часто созваниваются по видеосвязи или проводят какие-то трансляции. А еще советую его, если вам нужно огромное хранилище. Кажется, что это неплохой вариант для видеоблогеров, которым нужно хранить много исходного материала и иногда устраивать трансляции.

VK WorkSpace будет полезен, если хотите собрать конструктор сервисов под себя, часто обсуждаете рабочие вопросы в мессенджере и вам нужна почта с настройками под бизнес.

Считаю, оба сервиса могут подойти компаниям, у которых истекли лицензии Microsoft, Zoom или Slack и которые ищут платформы для корпоративной коммуникации на российском рынке.

Что вам подходит больше Яндекс 360 или VK WorkSpace?
Яндекс 360
VK WorkSpace
Что-то другое
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравился материал, подписывайтесь на мой vc-блог и телеграм-канал Лучшие стартапы России.

Пишите свое мнение по сервисам из статьи, а также оставляйте запросы на новые разборы!

0
60 комментариев
Написать комментарий...
Таня Леонтьева

А на каком из сервисов техподдержка лучше работает? Не тестили?

Ответить
Развернуть ветку
Alex A.

Однозначно на VK, как ни странно. Даже в обычной ТП, не корпоративной почты, они отвечают практически моментально, что меня каждый раз приятно удивляло. Это не реклама, у обоих косяки присутствуют, что и не позволяет нам, к сожалению, разместить/купить всё у одного поставщика.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Зуев

А Вы точно VK пользовались??? Как по мне - ТП у них отстой полный... ответ - месяц, и на платных тарифах тоже

Ответить
Развернуть ветку
57 комментариев
Раскрывать всегда