Поколение Z. Каких людей мы будем нанимать во время (и после) пандемии

Новый вирус делает «зетов» даже из «бумеров» — на дистанционку ушли все, чья работа позволяет трудиться из дома. Тем, кто старше 1995-го, придется освоить то, что «цифровое поколение» умеет с детства.

Что характеризует «миллениалов на стероидах», которым сейчас около двадцати лет? Быстрая реакция, контакт с технологиями, желание все делать самостоятельно — а еще склонность к депрессии и конфликтам.

HR «1С-Битрикс» Элеонора Золошкова рассказывает, какие мифы о поколении Z правдивы, а каким не стоит доверять.

Поколение Z. Каких людей мы будем нанимать во время (и после) пандемии

Миф: тревожность и депрессия

Это поколение, которое хорошо видит недостатки высшего образования, экономической системы и всего, на что люди старше привыкли надеяться. Пример их родителей показал им, что «просто ударно работать и прилежно учиться» — еще не путь к успеху. Можно получить красный диплом и всю жизнь провести на низкооплачиваемой работе, без перспектив.

«Зеты» много сомневаются и рефлексируют. Может быть, отсюда их возможная вечная грусть, на которую часто жалуются работодатели. Но я уверена, что это больше стереотип, чем признак поколения. По крайней мере, в «1С-Битрикс» таких сотрудников нет. Они просто не проходят HR-фильтр: уныние не совпадает с ценностями компании.

Те «зеты», которые трудятся бок о бок с нами, ведут себя стабильно. Обычная человеческая тревога за рабочую задачу свойственна сотрудникам любого возраста. К тому же, в штате компании есть корпоративный психоаналитик –– сегодня такая боевая единица в команде полезна и старшим, и младшим коллегам.

Правда: упрямство и технологические навыки

Главная характеристика поколения Z — насмотренность и широкий кругозор. Практически всю жизнь они провели в интернете. Поэтому уверены, что знают все. Мнение блогера для них ценнее мнения эксперта из федеральных новостей. Статистика это подтверждает. Основные каналы коммуникации «зетов» — Facebook, Instagram и Snapchat. За последний год сюда добавился TikTok.

«Зетам» важно иметь цифровую копию всего, что их окружает. Работа — с отслеживанием в задач в таск-менеджере, спорт — с фитнес-трекером, рефлексия — с постами в соцсетях. Эрудиция помогает поколению не чувствовать страха перед освоением чего-то нового. По словам работодателей, «зетам» достаточно 8 рабочих дней, чтобы полностью освоиться в новой должности.

Когда я разговариваю с представителями Z, то могу получить ответ практически на любой вопрос. Даже самый специфичный. В случайном разговоре внезапно узнать, что наш редактор умеет кодить на JavaScript? Легко — я даже не удивлюсь.

Миф: любовь к онлайн-шопингу и цифровым путешествиям

Распространенный стереотип о «миллениалах на стероидах». Скорее всего он связан с тем, что «зеты» любят технологии, много времени проводят в сети и поэтому ничему не удивляются. Все о Париже они знают из онлайн-лекций, а по Монмартру гуляли на Google Maps.

На самом деле это не так. Для всех новых работников у нас есть внутреннее задание: написать маленькое биографическое эссе, чтобы за трудовой единицей показалась настоящая личность. Все молодые сотрудники говорят о своих планах объехать мир или описывают прошлые поездки.

То же касается онлайн-шопинга. По статистике, перед покупкой «зетам» важно подержать вещь в руках. Молодежи по-прежнему нужно видеть все своими глазами.

Единственное отличие Z от миллениалов здесь — безразличие к Европе. Цифровое поколение тянет к более экзотическому досугу. В списке желанных стран — Япония, Австралия, Перу.

Правда: плохая концентрация

В офисе «зетам» трудно последовательно выполнять одну и ту же работу — скажем, готовить большой квартальный отчет. Идеальный ритм для них — много небольших задач ежедневно. Такой формат не требует глубокой концентрации и стратегического планирования времени.

Это не значит, что молодые люди работают хуже старших коллег. Просто им интересно все и сразу.

Расфокус — характерная особенность тех, кто окунулся в мир смартфонов и безлимитного интернета слишком рано. Зато поколенческая разница помогает «зетам» преуспевать в «цифровой многозадачности». Десятки открытых вкладок в браузере и чаты в пяти мессенджерах одновременно — так выглядит рабочий день тех, кто родился после 1995-го.

Миф: неспособность придумать что-то новое

Это не совсем ложь, но и не чистая правда.

«Зеты» хорошо ориентируются в модной повестке, следят за трендами и даже создают их сами. Думаю, специально для них в компаниях придумали должность Chief Diversity Officer — эксперта по разнообразию. Это поколение всегда даст знать, если рекламный отдел выбрал для маркетинговой стратегии неэтичный вектор.

Тренды для «зетов» — инструмент для жизни и для работы. Новый таск-менеджер они обязательно попробуют на себе, как и любое хайповое приложение.

Если в офисе брейнсторм, они предложат идею, основанную на том, что сейчас популярно. Можно ли назвать это «псевдокреативностью», которую считают их характерной чертой? Я не уверена: все мы создаем что-то новое, опираясь на собственный или мировой опыт.

Чаще всего поколение Z приходит к нам на должности копирайтера, менеджера по рекламе или дизайнера. Его представители комфортно ощущают себя там, где нужно создавать контент. Почему? Большая часть жизни «зетов» основана на его генерации.

Правда: конфликтность

«Зеты» плохо чувствуют себя в строгой иерархии. Они знают, что реальный опыт имеет больше веса, чем номинальная должность или образование. К двадцати годам представитель поколения Z успевает запустить свой бренд, стать эко-активистом, побыть CTO в стартапе или год проволонтерить в Бразилии. Поэтому они крепко держатся за свои убеждения.

Некоторых работодателей отталкивает резкость молодых сотрудников. Но они теряют больше, чем могли бы приобрести. Нельзя отсеивать молодежь только потому, что она лезет на баррикады — лучше сделать хороший HR-отдел и тщательнее подбирать сотрудников.

В «1С-Битрикс» мы нанимаем в штат только после подробного личного собеседования. Иногда –– делаем несколько встреч. Нам важно сразу понимать, насколько представитель «цифрового поколения» готов уживаться к корпоративным укладом. Впрочем, так мы нанимаем и старших сотрудников — чрезмерно конфликтным можно быть в любом возрасте.

По моему опыту, лучшая команда –– это пара из миллениала и «зета». Они говорят на одном языке и при этом дополняют друг друга. Миллениал более сосредоточен и может взять на себя управленческие функции, а «зет» поддержит его неожиданными скиллами или нестандартным подходом к рутине.

Как проводить интервью с поколением Z:

  • Не зовите на офлайн-собеседование сразу. Начните со звонка по видеосвязи: так будет удобнее всем сторонам.
  • Не предавайте большого значения резюме. Смотрите не на возраст, а на компетенции — в том числе soft skills. Если опыта у соискателя мало, на работе ему помогут развитые гибкие навыки.
  • Давайте нестандартные тестовые задания. Лучше всего подготовить их специально под соискателя.
  • Откажитесь от стресс-тестов. «Зеты» относятся к ним негативно. Иначе вашему SMM-менеджеру придётся отрабатывать негативные отзывы в социальных сетях.
  • До интервью постарайтесь изучить соцсети кандидата. Найдите нестандартные интересы и подумайте, как они могут пригодиться в работе. Я рекомендую уделить внимание личной странице в Instagram — в этой соцсети «зеты» раскрываются лучше всего.
1616
12 комментариев

Какие "бумеры"? Вы, если переводите американскую статью - давайте ссылку на источник.

А если пишете для локального родного рынка - разберитесь с поколениями. Беби-бумеров в России по определению нет

🤦‍♂️

Ответить

Это те, которые в молодости катались на БМВ под песню "черный бумер". :-)

3
Ответить

Поколение Z — это инфантильная, высокомерная молодежь? Которая вообще ничего в офлайн делать не умеет?

Ответить

Только если некоторые :) 

Это очень разные люди, которых в ближайшем будущем будут нанимать все.

Ответить

Z - последняя буква алфавита. Что дальше?

Ответить

Что-то новое :)

Ответить

Сценарий фильма "Дитя человеческое", шутка)

Ответить