Обзор книги «Хорошая стратегия. Плохая стратегия»

Обзор книги «Хорошая стратегия. Плохая стратегия»

Несколько месяцев назад я встретил старшего исполнительного директора, давайте назовем его «Антон», который рассказал мне о стратегии своего стартапа.

Вкратце, Антон показал мне три «стратегических столпа» для бизнеса. Каждый столп содержал множество конкретных продуктов и инициатив. Когда я спросил Антона о стратегических вызовах, которые его бизнес намерен решить, в ответ я увидел пустой взгляд. Мое объяснение о необходимости четких бизнес- и продуктовых стратегий, к сожалению, не вызвало резонанса у Антона...

Это впечатление подтолкнуло меня прочитать «Хорошая стратегия. Плохая стратегия», которая была впервые опубликована Ричардом Румельтом в 2011 году.

Два основных вопроса побудили меня взять в руки книгу «Хорошая стратегия. Плохая стратегия»:

  1. Будет ли это еще одна книга по стратегии с множеством модных слов, но с мало конкретного содержания!?
  2. Как я могу четко сформулировать, что составляет хорошую стратегию и что делает ее плохой?

В конечном итоге, я хочу улучшить способность вести людей, подобных Антону, по «стратегическому путешествию», помогая им превращать свои цели в настоящие стратегии.

Книга «Хорошая стратегия. Плохая стратегия» определенно помогла достичь этой цели. Во-первых, книга ясно представляет проблемное пространство вокруг стратегии. Первая часть книги посвящена распространенным заблуждениям о стратегии и объясняет, «почему» так много плохой стратегии вокруг. Во-вторых, книга излагает необходимые элементы для создания хороших стратегий, объясняя, что входит в «ядро» хорошей стратегии.

«Плохая стратегия»

Книга начинается с перечисления некоторых особенностей плохой стратегии:

  • Лишний объем — Лишний объем представляет собой форму пустых словесных построений, выдающихся за стратегические концепции или аргументы. Например, я считаю, что термины типа «бесшовный» или «мультиканальный» стали настолько избитыми, что потеряли сон значение.
  • Избегание проблемы — Плохая стратегия не распознает или не определяет вызов, перед которым стоит компания. Стратегия Антона хороший пример этого. Его стратегия предложила ряд решений без указания подлежащих стратегических проблем или вызовов, которые они предполагали решить.
  • Смешение целей со стратегией — Многие плохие стратегии являются всего лишь заявлениями о желаниях, а не планами по преодолению препятствий. Например, фразы вроде «заход в новые рынки» или «стать лидером в [вставьте сектор вашего выбора]» оставляют меня в недоумении «почему?». Эти высокоуровневые цели не выделяют специфические стратегические препятствия или возможности, перед которыми стоит бизнес.
  • Плохие стратегические цели — Стратегическая цель устанавливается лидером как средство для достижения конечного результата.

Как объясняет Румельт, «стратегические цели являются «плохими», когда они не решают критические проблемы или когда они непрактичны».

Например, если стратегическая цель звучит как «стать ведущим производителем мебели в мире», я бы утверждал, что это заявление о видении, а не стратегия.

Связанная стратегия должна описывать ключевые вызовы, которые необходимо преодолеть для достижения этого видения. Румельт идет дальше, утверждая, что шаблон «миссия-видение-стратегия» Google часто не достигает цели, поскольку, по его мнению, он не охватывает истинный анализ предстоящих вызовов и возможностей. Румельт подчеркивает, что большинство стратегий не признают ключевые препятствия или проблемы, которые компании нужно преодолеть. Я вижу аналогию с необходимостью участия в постоянном беге препятствий и борьбы бизнеса за преодоление определенных препятствий первым.

Так почему же «плохая» стратегия является такой распространённой темой во многих компаниях!? Основная причина, как подчёркивает Румельт, заключается в том, что плохая стратегия откладывает в сторону анализ, логику и выбор, с надеждой, что можно избежать этих часто запутанных фундаментальных аспектов и любых проблем при их преодолении.

Румельт подчёркивает, что «хорошая стратегия - это очень сложная работа».

Я полностью согласен с этим утверждением, так как сам видел, как иногда может показаться проще — по крайней мере, в краткосрочной перспективе — игнорировать то, что происходит или что может произойти. Также принятие стратегических решений и определение компромиссов часто является очень сложным и болезненным процессом.

«Хорошая стратегия»

Румельт описывает структуру, лежащую в основе хорошей стратегии, как «ядро».

Ядро стратегии включает три элемента:

  • Диагноз, который определяет или объясняет характер проблемы. Хороший диагноз упрощает часто ошеломляющую сложность реальности, выделяя определённые аспекты ситуации как критические.
  • План по решению проблем. Это общий подход, выбранный для решения или преодоления препятствий, выявленных в диагнозе.
  • Набор последовательных детальных действий, направленных на выполнение руководства к действию.

Это шаги, координируемые между собой, чтобы совместно достигать целей руководящей политики.

В сущности, ядро представляет собой каркас стратегии. Аспекты, такие как видения, иерархии целей и задач или временные рамки, обычно остаются вне ядра. Эти аспекты рассматриваются как вспомогательные слои.

Диагноз

Составление диагноза, проще говоря, сводится к тому, чтобы понять, что происходит. Например, как только Антон и я начали изучать ситуацию в его бизнесе, мы пришли к выводу, что он работает на рынке, который приближается к точке насыщения. Как указывает Румельт, «определение диагноза позволяет оценить остальную часть стратегии».

Кроме того, превращая диагноз в критическую часть стратегии, можно пересматривать остальную стратегию при изменении обстоятельств.

План

План обрисовывает общий подход для преодоления выявленных диагнозом препятствий. План не обязывает к конкретному набору действий. Вместо этого она исключает ряд действий и предлагает общий метод решения ситуации, описанной в диагнозе.

Например, план может заключаться в том, чтобы сосредоточиться на улучшении долгосрочной ценности существующих клиентов, в отличие от привлечения новых клиентов, совершающих одноразовые транзакции.

Согласованные действия

Автор книги Румельт указывает на распространённую ошибку, которую часто делают, называя план «стратегией» и останавливаясь на этом.

Стратегия заключается в принятии мер для преодоления препятствий или использования возможностей. Это не означает, что необходимо подробно описывать каждое предложенное действие, но хотя бы предоставить достаточную ясность, чтобы сделать определённые концепции более реалистичными и осязаемыми.

Я почувствовал, что размышление о ядре стратегии облегчает понимание некоторых поддерживающих слоёв стратегии:

  • Занятие чёткой позиции и создание вариантов. Румельт не согласен с стратегическими мыслителями, которые считают, что в неопределённых и динамичных средах компании должны как можно больше планировать заранее. Напротив, Румельт утверждает, что чем динамичнее и неопределённее ситуация, тем ближе к конкретной цели должна быть стратегическая цель. Он приводит пример объявления президентом Кеннеди о желании США доставить человека на Луну к концу 1960-х годов как хороший пример близкой цели. Несмотря на то, что точно не было известно, как и когда США смогут доставить человека на Луну, они провели достаточно исследований и тестирований для того, чтобы президент Кеннеди мог быть уверен в принятии чёткой позиции (т.е. обязаться доставить первого человека на Луну) и изучить различные варианты для достижения этой цели.
  • Иерархии целей. В организациях любого размера высокоуровневые близкие цели создают цели для нижестоящих подразделений, которые, в свою очередь, создают свои собственные близкие цели, и так далее. Мне очень нравится выводы Румельта о том, как близкие цели могут каскадироваться и корректироваться со временем, что соответствует неопределённой и динамичной природе большинства современных рыночных сред.

Основной урок

Книга «Хорошая стратегия. Плохая стратегия» — отличное пособие для тех, кто немного запутался в начале создания или оценки стратегии.

В разделе «ядра стратегии» книга предлагает очень полезную структуру, которая является основой для каждой (хорошей) стратегии.

Больше статей на моем личном сайте, где я помогаю превращать идеи в жизнеспособные IT-продукты. Поддерживаю масштабирование бизнеса и развиваю корпоративные команды, внедряя дух стартапа и инноваций.

Дмитрий Васин -- Авторский канал, который погружает зрителей в захватывающий мир бизнес-инноваций и технологических трендов. Дмитрий Васин исследует венчурный рынок, рассказывает о свежих стартапах и обсуждает, как новые технологии влияют на существующие бизнесы.

22
1 комментарий

Румельт подчёркивает, что «хорошая стратегия - это очень сложная работа». именно так и есть , хорошая стратегия требует кропотливой и длительной работы

Ответить