Как начать радоваться своей (неидеальной) жизни

Оливер Беркман, «Радость неидеальной жизни. 28 дней на поиск своего пути», издательство «Альпина Паблишер», 2025 г.
Оливер Беркман, «Радость неидеальной жизни. 28 дней на поиск своего пути», издательство «Альпина Паблишер», 2025 г.

Я не раз замечала, что у многих людей есть глубоко укорененное убеждение: вот-вот, еще немного усилий, и жизнь наконец-то выстроится в идеальный порядок. Но чем больше они стараются упорядочить свою жизнь, тем сильнее чувствуют, что просто утопают в бесконечном потоке задач и ожиданий. В выходные легче не становится. К вечеру воскресенья их накрывает волна вины за то, что они не успели доделать, за якобы недостаточную продуктивность и эффективность.

Написала этот абзац (который, конечно, относится и ко мне) и даже слегка расстроилась: наша жизнь так ужасающе коротка, и мы никогда не сможем привести ее в полный порядок. Хотя все равно пытаемся, снова и снова, и это выматывает. Вот Оливер Беркман в книге «Радость неидеальной жизни: 28 дней на поиск своего пути», предлагает взглянуть на себя под совершенно другим углом — научиться наконец-то радоваться этой самой неидеальной, быстротечной жизни, не пытаясь ее все время усовершенствовать и починить. Убедил ли меня автор? Пожалуй, не до конца, но мысли в любом случае интересные, хочу ими с вами поделиться.

Беркман предлагает 28 советов, по одному на каждый из 28 дней, как помочь себе перестать стрессовать от длинного списка дел. Я выбрала те рекомендации, которые кажутся мне самыми важными.

Шаг 1. Принять последствия

Начну с бесконечных «я должна». Должна ответить на письмо, должна закончить проект, должна приготовить еду… да много чего должна! И за каждым обязательством как будто нет выбора. А ведь это самообман. Мы цепляемся за многочисленные «должно», боясь столкнуться с последствиями выбора «не делать».

Беркман пишет, что у нас включается мощный механизм самозащиты. Мы преувеличиваем возможные негативные последствия нарушения обязательств, которые, если честно, очень редко случаются. Это такой хитрый способ мозга оградить нас от «головокружительной ответственности свободы», как сказал бы Сартр. Легче убедить себя, что выбора нет, чем столкнуться с тем фактом, что можешь выбрать иначе, но тогда придется принять совсем другие результаты. И это, конечно, страшно, потому что требует выхода из привычной зоны комфорта, даже если эта зона состоит из тревоги и бесконечных списков дел.

Первая рекомендация из книги — осознать, что на самом деле можно делать все что угодно, но быть готовой принять последствия. Нет никакой комиссии, которая нагрянет в три часа ночи, чтобы проверить, разложены ли детские игрушки по местам или все ли электронные письма отправлены. И вот когда перестаешь преувеличивать последствия, чтобы не делать смелый выбор, и осознаешь, что большинство из них на самом деле не так уж и страшны, исчезает удушающее «должна», потому что понимаешь: это означает лишь «Я не хочу платить цену за то, чтобы этого не делать».

Шаг 2. Следовать правилу четырех часов

Оказывается, для нас, работников умственного труда, которые целыми днями работает с идеями, текстами, цифрами, максимальный прогресс достигается, если ограничивать интенсивную сосредоточенность тремя-четырьмя часами в день.

Все эти истории про Дарвина, Вулф и Диккенса, которые работали по нескольку часов и создавали шедевры, — лишь подтверждение того, что наш мозг не приспособлен к круглосуточному режиму высокой концентрации. Зачем тогда я себя мучаю, пытаясь «впихнуть» еще пару часов бессмысленного сидения перед экраном, когда знаю, что уже давно выжата как лимон?

Если принять, что работа никогда не заканчивается, а все отвлекающие факторы невозможно подогнать под рабочий график, то начинаешь понимать, что умение вовремя остановиться — это суперсила, которая позволяет получать удовольствие от хаотичной жизни. И это не про то, чтобы уволиться с работы с 40+-часовой рабочей неделей, а про то, чтобы концентрироваться на том, что действительно важно и двигает вперед каждый день. А остальное время дня проводить без попыток подчинить происходящие события строгому расписанию.

Шаг 3. Стремиться к невозможному

Беркман не советует отказаться от амбиций и планов на будущее в угоду расслабленной жизни без стресса. Напротив, он призывает стремиться к невозможному, но делает четкое различие между двумя видами «невозможного». Первый вид — это наши конечные, физические, человеческие ограничения, которые, как ни крути, нам не преодолеть. Нельзя прожить две жизни, быть в нескольких местах параллельно, знать события наперед и прочитать все книги мира за один день. А второй — это те самые вещи, которые лишь кажутся невозможными, но на самом деле делаются людьми. Самый невероятный роман, самая сложная технология, самый красивый мост — все это создано такими же несовершенными и ограниченными людьми, как мы.

Идея в том, что как только перестаешь тратить энергию на борьбу с неизбежными ограничениями, появляется гораздо больше сил и психологической свободы, чтобы взяться за то, что на самом деле просто требует смелости начать. Ведь если они смогли, почему бы и мне хотя бы не попробовать? Да, будет страшно, и я, скорее всего, не буду знать, что делать. Но, как оказалось, это нормально — ведь никто из тех, кто совершал великие дела, тоже не знал всего с самого начала. Главное различие между ними и остальными, в том, что им это незнание не помешало.

И это невероятно вдохновляет.

2
1 комментарий