{"id":14292,"url":"\/distributions\/14292\/click?bit=1&hash=23aed192f809013ec1c0769a11eb00fbed4dd7038bbe5f8e3db447db2e792dcd","title":"\u0421 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u043a\u0430\u0440\u0442\u043e\u0439 \u00ab\u0425\u0430\u043b\u0432\u0430\u00bb \u043e\u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438 40 \u043c\u043b\u043d \u043f\u043e\u043a\u0443\u043f\u043e\u043a","buttonText":"","imageUuid":""}

Наука о том, почему мы принимаем неверные решения

Ключевые идеи неизданной на русском книги «Коллективные иллюзии» социолога-исследователя Тодда Роуза от команды сервиса MakeRight.

В своей книге автор рассказывает о том, почему в наших суждениях о других очень многое основано на ложных предположениях, и о том, как эти предположения приводят к неверным решениям и делают нас несчастными.

Важные идеи книги.

Коллективные иллюзии влияют на то, как мы принимаем решения

Исследователи накопили огромное количество данных о том, как люди принимают решения об изменении собственного поведения в угоду интересам группы, к которой чувствуют принадлежность. В одном из экспериментов, проведенном группой исследователей из Колумбийского университета в 1960-х годах, участники оказывались в комнате, в которой появлялись клубы дыма. Подавляющее большинство участников (75%), находившихся в комнате в одиночестве (контрольная группа), сразу сообщали о дыме. В то же время о проблеме заявили меньше половины (38%) тех, кто находился в комнате с другими людьми — это были специально нанятые актеры, которые делали вид, будто ничего особенного не происходит. Чтобы не показаться некомпетентным и не выглядеть глупо на фоне всех этих спокойно сидящих рядом людей, большинство участников решили ничего не предпринимать и тоже делать вид, что ничего не происходит.

Отчасти по той же причине каждая пятая донорская почка в США выбрасывается из-за своей непригодности для трансплантации. Почему это происходит? Просто потому, что каждый следующий нуждающийся в ней решает принять то же решение, что было принято предыдущим в очереди. Донорские органы остаются пригодными для трансплантации лишь короткий промежуток времени, по истечении которого, если они не востребованы, шанс на спасение чьей-то жизни теряется. Неверные решения под влиянием иллюзии о том, что кто-то знает лучше, продолжают приниматься даже под угрозой смерти. При этом реальные причины отказов могут быть никак не связаны с качеством самих органов.

Остановить каскад неверных решений, принятых под влиянием иллюзии о том, что «другие знают лучше» или «столько людей не могут ошибаться», бывает весьма сложно. «Каскады подражаний» способны перерастать в мании. Так произошло в Голландии в XVII веке, когда местная элита решила, что наличие уникальной коллекции луковиц тюльпанов является абсолютной необходимостью для каждого уважающего себя человека. Очень быстро цена за луковицу достигла немыслимых 50 000 долларов в пересчете на сегодняшние деньги.

Наш мозг непрерывно копирует, сравнивает и угадывает, чтобы облегчить нам жизнь

Остановить каскад принятия неверных решений под давлением коллективных иллюзий сложно еще и потому, что мы поддаемся социальному влиянию неосознанно. Ученые пытаются разобраться в том, как мы принимаем решения, изучая процессы, происходящие в мозге. Так, Адрианна Дженкинс из Калифорнийского университета и ее коллеги-нейробиологи провели эксперимент с применением фМРТ-сканирования мозга в режиме реального времени. Исследование показало, что области мозга, связанные с пониманием социальной среды, в которой мы находимся (медиальная префронтальная кора, передняя височная доля, височно-теменное соединение и медиальная теменная кора), также включаются в работу, когда мы пытаемся угадать, что думают другие. Этот процесс известен как «ментализация». Исследователи также обнаружили, что механизмы, отвечающие в мозге за ментализацию, имеют высокий уровень ошибок. Независимо от того, пытаемся ли мы понять ход мыслей групп или отдельных лиц, мы, вероятно, ошибаемся по той простой причине, что сильно недооцениваем воздействие того же социального влияния на других людей.

Наш мозг пытается облегчить нам жизнь, угадывая, что думают другие, при этом постоянно ошибается.

С той же целью упрощения он принимает за истину то, что уже много раз встречал раньше. То есть чем чаще вы слышите какую-то историю, видите какую-то картинку в интернете, тем выше вероятность, что в следующий раз, когда в мозг поступит та же информация, он, не разбираясь в подробностях, просто примет ее на веру.

Именно так в детстве мы усваиваем часто повторяющиеся оценки и суждения от своих родителей, а затем их голос интернизируется и становится уже нашим собственным внутренним голосом. В науке этот механизм принятия на веру того, что часто повторяется, получил название «систематическая ошибка повторения».

Мы готовы пойти на многое, лишь бы оставаться в группе

Принять неверное решение или непроверенные факты на веру для мозга ничего не стоит. Действуя инстинктивно в социальных ситуациях, наш мозг зачастую не дает нам осознать разницу между внешним, создаваемым для чужих глаз, и реальностью. Мы готовы пойти на многое, лишь бы удовлетворить свое желание чувствовать психологическую и эмоциональную согласованность с группами, к которым так или иначе принадлежим. Когда мы ощущаем принадлежность, мозг активно вырабатывает «гормон привязанности» окситоцин. Этот же гормон побуждает нас ставить интересы нашей группы, друзей, семьи, сообщества, выше собственных.

С другой стороны, мы испытываем глубокую тревогу, связанную с угрозой остракизма.

В нас сидит биологический страх перед социальной изоляцией, особенно если мы уже инвестировали значительное количество времени и усилий в то, чтобы попасть в группу и суметь в ней удержаться. Склонность к подтверждению и неосознанная тяга к соглашательству с членами своей группы будут особенно сильны, если участие в группе стало частью нашей идентичности.

Эпидемия самоцензуры наносит вред обществу

Мы скорее промолчим, чем решимся высказать точку зрения, отличающуюся от мнения большинства или мнения того, от кого зависит наше благополучие. Логика проста — легче промолчать, чем нажить себе проблем, указывая начальнику на его промахи или агрессивному соседу на недопустимость его поведения. В конце концов, жизнь будет продолжаться и без нашего вмешательства. Однако, не решаясь говорить о важном, люди упускают из вида тот факт, что подстраиваются они скорее не под большинство, а под красноречивое меньшинство, которое создает ложное впечатление, что его практики — отражение желаний и привычек всего общества.

Иллюзией является как вера в то, что деспотичные начальники — это стандарт, с которым все мирятся, так и то, что насилие в семье — это норма, а значит, одно мнение ничего не изменит.

Фактом остается лишь то, что мы находимся в центре иллюзий и поддерживаем их дальнейшее распространение своим молчанием.

По словам Роуза, сейчас наблюдается настоящая «эпидемия самоцензуры». В июле 2020 года исследователи из Института Катона провели опрос населения, по результатам которого выяснилось, что для более половины опрошенных американцев (62%) высказать собственное мнение на публике является чем-то некомфортным из-за страха, что кто-то может найти их высказывания оскорбительными. Необходимость держать язык за зубами — один из признаков авторитарных режимов, где открытое высказывание своего мнения может означать потерю свободы и даже жизни. Однако другое дело — молчать, поддерживая коллективные иллюзии, когда речь идет о демократических обществах, чье здоровье напрямую зависит от активного и свободного обмена мнениями.

Социальные нормы являются благодатной почвой для возникновения коллективных иллюзий

Никакое общество не может благополучно функционировать без правил и норм. Нормы — это консенсус, к которому пришли люди относительно того, что считать приемлемым поведением в группе. Социальные нормы зачастую кажутся настолько привычными и логичными, что никто даже не пытается их пересмотреть.

Нормы могут быть разделены на три категории:

  • Координирующие нормы, например правила дорожного движения.
  • Нормы лояльности — свод правил относительно того, как должны вести себя люди, которые хотят быть членами той или иной группы, например дресс-код на рабочем месте. Целью таких норм является разграничение «нас» — членов нашей группы, от «них» — всех остальных, кто в нашу группу не входит.
  • Нормы, которые автор называет «Я не мудак, поэтому так не делаю». Их цель — ограничить эгоистичное поведение отдельных членов группы. В их основе — ценности, которые общество признает для себя значимыми. Нарушить такие правила — значит сделать что-то аморальное в глазах всего общества.

Нормы обеспечивают определенный уровень предсказуемости. В регулярно повторяющихся социальных ситуациях (как, например, очередь) нашему мозгу не нужно каждый раз изобретать новое решение. Мы подчиняемся устоявшейся норме и переходим в режим автопилота. Получить оптимальный для всех членов общества результат с минимальными энергозатратами и обеспечить максимальную предсказуемость — вот основная цель большинства норм.

Можно начать разрушение коллективных иллюзий даже на уровне личности

Зачастую простого «почему?» достаточно для того, чтобы посеять сомнение в умах тех, кто подвергается влиянию мнения большинства. Этот нехитрый инструмент способен разбить большинство иллюзий. Полезны следующие вопросы:

  • Почему я склоняюсь к принятию именно этого решения?
  • Почему мне кажется верным то, что говорят другие?
  • Почему я сомневаюсь в собственных ощущениях и хочу поменять свое изначальное мнение?
  • Почему на самом деле соглашаются/подстраиваются мои друзья?

Наконец, если угроза физической расправы или экономических последствий реальна и нет шанса высказать свое мнение открыто, можно попробовать найти способ сделать это анонимно или через других людей с похожими взглядами. Иногда все, что нужно для того, чтобы разбить существующую иллюзию или предотвратить создание новых, — один человек, говорящий правду.

Социальное доверие — основа, без которой оставаться искренними с другими невозможно

Противостояние между личной искренностью и коллективными иллюзиями длится не первое тысячелетие. Аристотель отводил искренности центральное место в этической жизни. Благодаря его вкладу в изучение этики в западной культуре искренность стала определяться как «свобода от притворства, обмана или лицемерия».

Искренность (sincerity) происходит от латинского «sincerus», что означает «чистый, здоровый, незапятнанный». Искренность означает наличие и культивирование соответствия между тем, каким человек показывает себя другим людям, что говорит и что делает, и тем, что он на самом деле думает и чувствует. Философ Мишель де Монтень тесно связывал искренность с самосознанием. В современном мире, полном социальных раздоров, экстремальных политических позиций и быстро развивающихся цифровых технологии, каждый из нас несет моральную ответственность за собственную целостность. Начать выравнивать наше личное и публичное «я» никогда не поздно. Через целостность, оставаясь искренними во всех сферах своей жизни, мы также избавляемся от иллюзий сами и помогаем другим избавиться от них. Таким образом, оставаться искренним — это действительно беспроигрышное решение.

Стоит учиться умению доверять людям

Начать можно с малого — себя и своей семьи. Для начала обратите внимание на свой собственный уровень стресса. Ряд исследований показывает, что тревога подавляет выработку окситоцина, и объясняет, почему мы часто становимся сварливыми или асоциальными, когда испытываем стресс. Нельзя одновременно испытывать стресс и оставаться счастливым и искренне открытым людям. Была также найдена связь между выработкой окситоцина и способностью устанавливать и поддерживать контакт с окружающими. Быть счастливым и быть способным доверять — две тесно связанные характеристики человека.

Психолог Пол Экман утверждает, что, становясь более открытыми, демонстрируя свои уязвимость, доверяя детям, родители могут рассчитывать на доверие взамен. Для любого ребенка критически важно чувствовать, что он может доверять своим родителям, независимо от того, одобряют те их поступки или нет.

Наконец, еще один важный аспект, на который каждому из нас стоит обратить свое внимание — наше окружение. Кто в него входит? Кто наши друзья? Знакомые? Чьи блоги мы читаем? Чьи каналы смотрим? Унификация окружения в поисках комфорта и признания — прямой путь к обществу, в котором отсутствует прогресс, процветают дискриминация, стереотипы и иллюзии. Как не попасть в ловушку идентичности? Разнообразить свое социальное портфолио. Другими словами — принадлежать к как можно большему количеству разнообразных групп, вращаться в обществе людей с разными взглядами и компетенциями, находиться в потоке обмена мнениями и изучать новое.

***

В своей книге Тодд Роуз затрагивает целый ряд острых социальных проблем и помогает понять, как коллективные иллюзии провоцируют разделение в обществе.

0
1 комментарий
Oleg Sukhoveev

вс кладезь полезных рекомендаций для чтения и просмотра)

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда