«В проектах краудфандинга многие повторяют одни и те же ошибки»
Иван Нефедьев и Мирослава Бронникова (почти) всё сделали неправильно — и провели лучшую книжную краудфандинговую кампанию года по версии Forbes. Читайте в первой статье об этом проекте, какие ошибки они допустили.
В 2014 году мы организовали Клуб Игрофикаторов (теперь он называется чуть длиннее – Клуб Игрофикаторов Why42) – и с тех пор профессионально занимаемся игрофикацией (кому-то более знакомо слово геймификация). Мы помогаем людям и организациям превратить скучные, неприятные, длинные и сложные процессы в увлекательные и весёлые. Кроме того, мы очень много рассказываем об этом направлении: ведём очные и онлайн курсы, проводим вебинары, выступаем на конференциях. Видимо, делаем мы это хорошо: наш курс на платформе Stepik два года подряд был признан лучшим онлайн-курсом в России на крупнейшей в Европе конференции по прорывным технологиям в образовании EdCrunch.
В 2018 году мы провели успешную краудфандинговую кампанию: собрали почти полмиллиона рублей – 226% от изначально заявленной суммы. Деньги мы собирали на написание электронной книги по игрофикации и на улучшение нашего курса (хоть он и считается лучшим в России – нет предела совершенству). По итогам года наш проект оказался лучшим книжным краудфандинговым проектом (по крайней мере, так считают в Forbes).
Темой краудфандинга мы интересовались давно. Правда, изначально думали применить его для другого нашего проекта. Мы купили и проштудировали штук десять книг на эту тему, в основном – на английском. Очень, кстати, советуем прочитать будущим авторам проектов две из них: Crowdsourcing For Dummies (автор David Alan Grier) и How to Write Successful Fundraising Appeals (автор Mal Warwick).
О том, что мы сделали правильно и о нескольких наших ноу-хау, будет в следующей статье. А сейчас давайте поговорим о том, что мы сделали не так.
Ошибка №1. Суматошная подготовка кампании
Мы начали подготовку к краудфандингу за неделю до запуска, а точнее – за шесть дней. В какой-то момент я вспомнил, что приближается мой день рождения, и подумал, что хорошо бы начать кампанию именно в этот день, когда все заглядывают ко мне на страничку в Facebook и расположены сделать подарок. До дня рождения оставалось шесть дней, и в результате мы делали всё в спешке. С точки зрения дизайна наш проект на Boomstarter оставляет желать лучшего, особенно – оформление вознаграждений.
Промо-видео, на которое все рекомендуют потратить минимум десять дней, мы записывали вечером перед запуском. При этом мы с трудом попали в студию, так как не предупредили их заранее. Сценарий ролика Мирослава придумала прямо на месте. Всю ночь я монтировал то, что у нас получилось. Причём видеокарта компьютера, на котором я на тот момент обычно работал с видео, решила умереть именно в эту ночь. Мне пришлось делать всё на менее мощном ноутбуке, предварительно установив все программы. Заливал видео на сайт Boomstarter я только утром, когда кампания уже формально стартовала.
Ошибка №2. Слишком рано прекратить активность
Наш проект довольно бодро стартовал, и очень бурно финишировал. В середине же была глубокая просадка. Объясняется это просто: мы не рассчитали свои силы. Буквально через неделю после старта проекта на нас обрушилась целая лавина рабочих и личных дел, которые нужно было срочно решать. Когда же мы с ними более или менее разобрались, на активное ведение проекта просто не осталось сил.
Ошибка №3. Мы даже не пробовали сотрудничать с блогерами и СМИ, не делали рекламу
Частично это связано с предыдущими ошибками: у нас просто не было сил и времени на то, чтобы написать хорошее письмо или пресс-релиз. Мы сейчас очень сожалеем об этом – было бы интересно узнать, насколько это эффективный канал.
Что касается рекламы, то мы попробовали поднять один из постов в Facebook за 120 рублей. Увидели, что это не принесло ничего, кроме дополнительных просмотров (даже лайков не было), и решили больше не тратить на рекламу деньги и энергию.
В следующей своей краудфандинговой кампании обязательно будем сотрудничать с популярными блогерами. Судя по отзывам и по информации из книг, это может иногда увеличить сборы в несколько раз.
Ошибка №4. Слишком ценные призы
Один из наших призов даёт преимущества при посещении наших мероприятий, а также мероприятий наших партнёров. Это нечто вроде клубной карты, сделанной в виде амулета – эмблемы нашего клуба – игрального кубика. Его можно использовать в качестве пропуска на мероприятия, а можно – действительно, как игральную кость.
Вся загвоздка в том, что кубик этот дорогой, и посылать его по почте мы так и не решились.
Хотя с момента окончания кампании прошло уже два года, часть кубиков до сих пор хранится у нас. Так что когда-нибудь мы, возможно, совершим специальный тур, включающий Германию и Аргентину, чтобы раздать оставшиеся кубики.
Ошибка №5. Слишком оптимистичные ожидания по срокам
У нас не было ни строчки книги, и мы понятия не имели, сколько на неё уйдёт времени. Мы поставили, как нам казалось, с запасом, срок на написание книги в полгода: ведь, в конце концов, у нас был уже весь материал. И мы, в общем-то, написали книгу почти вовремя – за семь месяцев. Но при этом чувствовали, что книга очень сырая, что в ней что-то не так.
Мы написали письмо нашим спонсорам с извинениями, и спросили, хотят ли они сырую книгу сейчас или отличную книгу ещё через несколько месяцев. Как же мы были удивлены тому, какие тёплые и добрые ответы мы получили! Только один человек захотел книгу «прямо сейчас», потому что ему срочно нужна была информация, остальные нам написали, что торопиться не стоит, они готовы подождать.
В итоге мы затянули сроки больше, чем в два раза, пришлось ещё несколько писем с извинениями писать.
Ошибка №6. Слишком большой выбор вознаграждений
Хотя мы сами учим людей, что выбор у игроков должен быть простым и понятным, мы совершили именно эту ошибку. В общей сложности, у нас в кампании был выбор из 28 разных вознаграждений! Если будете создавать свой проект, постарайтесь ограничиться десятком или дюжиной. Подозреваем, что большинство просто не дочитало до конца нашего списка, где были самые «вкусные», и при этом самые дорогие по стоимости предложения.
Ошибка №7. Не надо бездумно повторять то, что принесло успех другим кампаниям
Эта ошибка – не наша, а тех двух проектов, которые постарались повторить наш успех. Кроме ошибок, у нас было несколько удачных решений, о которых мы расскажем в другой статье. Наши знакомые, вдохновившись успехом нашей кампании, попробовали эти решения повторить. Но они не учли, что всё это должно работать в комплексе, с учётом специфики того, о чём эта кампания.
На этом пока всё, о наших ноу-хау и удачных решениях — в следующей статье. А интересными фактами об игрофикации и ее применении в разных сферах жизни мы будем рассказывать здесь.
Желаем вам успешных проектов!
И да пребудет с вами Fun ;)
Парочка полезных ссылок (я автор проекта)
Это наша кампания на Boomstarter:
https://boomstarter.ru/projects/Nefedev/igrofikatsiya_prevrati_rutinu_v_igru_poshagovoe_rukovodstvo
Это вторая статья, про то, почему кампания оказалась в итоге успешной:
https://vc.ru/boomstarter/108155-esli-vy-ne-budete-pytatsya-vparivat-kazhdomu-svoy-proekt-eto-budet-luchshe-s-lyuboy-tochki-zreniya
Здесь я пишу статьи про игрофикацию на VC. Уже есть парочка, скоро будут ещё:
https://vc.ru/u/451311-why42