Ситилинк выяснил какие ноутбуки выбирают в бизнес-сегмент

Онлайн-ритейлер изучил, как за последний год изменился подход клиентов к покупке лэптопов для работы.

Последние два года продажи ПК и ноутбуков непрерывно падали во всем мире. В последнем квартале 2023 года и первом квартале текущего рынок начал восстанавливаться, но насколько этот рост будет устойчивым, пока неясно.

В России ситуация немного лучше. Так, согласно данным IT Research, несмотря на неудачный четвертый квартал, рынок ПК в 2023 году вырос на 12,5% по сравнению с 2022 годом. Сегмент ноутбуков за год прибавил 11%, несмотря на падение продаж на 16% в четвертом квартале.

В первом квартале 2024 года, согласно аналитике Ситилинка, рост продаж ноутбуков продолжился. В штучном выражении продажи выросли на 19% за год, а в денежном — почти на 41%. В сегменте B2B (сюда относятся покупки, совершенные юридическими лицами) результаты немного скромнее: рост на 4,5% в штуках и на 13% в рублях.

Онлайн-ритейлер выяснил, как изменилась популярность ведущих брендов среди бизнес-клиентов, предпочтения пользователей и характеристики самых продаваемых моделей в разных категориях.

Ситилинк выяснил какие ноутбуки выбирают в бизнес-сегмент

Почти без перемен

Несмотря на все события прошедшего года, предпочтения покупателей в бизнес-сегменте почти не изменились. В первом квартале 2023 года самыми популярными производителями были Huawei, MSI, Asus, Lenovo и Acer. На эти компании пришлось 62% продаж ноутбуков в штуках и 64% в деньгах. Год спустя первая пятерка немного поменялась, в нее вошли Huawei, Asus, Lenovo, Acer и DIGMA (64% продаж в штуках, 60% в деньгах). DIGMA поднялась с седьмого места, MSI опустилась на шестое, все остальные компании остались примерно на своих местах с теми же долями продаж.

Ситилинк выяснил какие ноутбуки выбирают в бизнес-сегмент

На устройства лидеров стабильно приходится более 60% продаж, причем Huawei второй год подряд опережает ближайшего преследователя в 1,5–2 раза.

Самые популярные модели

В первом квартале 2024 года ноутбуки Huawei заняли первые девять строк по количеству проданных устройств. На десятом месте оказалась модель DIGMA EVE C5801 (а на одиннадцатом, сюрприз, снова представитель Huawei).

С учетом того, что ассортимент ноутбуков у этого бренда пока не очень широкий, можно констатировать удачное попадание в целевую аудиторию.

Лидер по продажам — MateBook D 15 BoDE-WDH9. Характеристики устройства относительно скромные, что неудивительно для массовой модели:

  • Экран: 15,6 дюйма,1920 × 1080
  • Процессор: Intel Core i5-1155G7
  • Интегрированная графика: Intel Iris Xe Graphics
  • Оперативная память: 8 ГБ
  • Накопитель: 256 ГБ

Этого достаточно для решения офисных задач, вроде работы с браузером, таблицами и текстовыми документами, а также несложной обработки фото и изображений. Да и ценник в 47 тысяч рублей (здесь и далее — указана средняя цена за устройство в обозреваемый период) тоже вполне щадящий.

На втором месте, с небольшим отставанием по количеству продаж, его старший родственник Huawei MateBook D BoDE-WFH9 с ОЗУ 16 ГБ и SSD 512 ГБ за 55,5 тысяч рублей.

Замыкает тройку 16-дюймовый Huawei MateBook D с немного более мощным процессором Core i5-12450H, 16 ГБ ОЗУ и терабайтным диском, он обходился покупателю в 60,5 тысяч рублей.

Год назад рейтинг популярности возглавлял также представитель семейства MateBook, модель MateBook D BoD-WDH9, обошедшая преследователя по количеству продаж более чем вдвое (всего в десятке самых популярных моделей было восемь устройств Huawei). Ее основные характеристики близки к характеристикам нового лидера, разве что процессор немного слабее — Core i5-1135G7. Можно считать, что новый лидер — прямой преемник прошлогоднего. Стоил этот MateBook около 43 тысяч рублей, так что преемственность наблюдается и по цене.

Мощнее, больше памяти, но с тем же экраном

Мы посмотрели, как поменялись параметры Windows-ноутбуков. Модели от Apple сложно сравнивать с ними напрямую из-за разных архитектур, поэтому их в этот раз не учитывали. Изменения заметные, хотя и не революционные.

Процессоры. Доля чипов среднего уровня (Core i5 и Ryzen 5), на которые приходится основная доля продаж, осталась на прошлогоднем уровне — 55%. Немного уменьшилась доля процессоров начального уровня (Core i3 и Ryzen 3), зато выросла доля старших моделей: Core i7 и Ryzen 7 с 13,6% до 15%, а доля Core i9 и Ryzen 9 даже удвоилась (правда, всего до 1,5%). Появились в статистике и новые процессоры Intel Core Ultra, но их доля пока минимальна и не превышает 0,1%. На самые бюджетные решения в лице Pentium, Athlon и т. д. стабильно приходятся оставшиеся 8%.

Ситилинк выяснил какие ноутбуки выбирают в бизнес-сегмент

Оперативная память. Средний объем оперативной памяти увеличился с 10,8 до 12,3 ГБ. В 2023 году наиболее популярными были устройства с 8 ГБ, а 16-гигабайтные значительно отставали. В этом году они стали лидерами — 49% и 48% соответственно. Значительно увеличилась доля ноутбуков с 24, 32 и 64 ГБ памяти с 1% до 1,8%. Пока это небольшая величина, но если прогнозы аналитиков о скором внедрении искусственного интеллекта в каждый ПК оправдаются, эта доля будет быстро расти.

Ситилинк выяснил какие ноутбуки выбирают в бизнес-сегмент

Емкость накопителя. Средний объем накопителя увеличился с 407 до 481 ГБ. Устройства с SSD емкостью 512 ГБ доминировали уже год назад (53% и 60% соответственно), второе место держат 256-гигабайтные устройства.

Также стоит отметить, что классические жесткие диски полностью исчезли с рынка ноутбуков, и почти не осталось моделей с eMMC-накопителями. Однако становится все более заметной доля ноутбуков с SSD объемом от одного терабайта — 9,2%. В прошлом году таких устройств было меньше пяти процентов.

Ситилинк выяснил какие ноутбуки выбирают в бизнес-сегмент

Дисплей. Средняя диагональ экрана осталась прежней — 15,4 дюйма. Самый популярный размер экрана — 15,6 дюйма, хотя за год доля таких моделей снизилась с 72% до 60%. При этом выросли доли как ноутбуков с большим размером, так и с меньшим. Например, четвертое место по продажам занял 14-дюймовый ноутбук, а третье — 16-дюймовый.

Ситилинк выяснил какие ноутбуки выбирают в бизнес-сегмент

Существенно выросли продажи ноутбуков с сенсорными экранами, с 1,3% до 3%. Вроде бы и немного, но такие устройства существенно дороже моделей, схожих по другим характеристикам, так что в денежном выражении этот сегмент стал заметным.

Операционная система. Год назад лидировала домашняя Windows 11, она была установлена на 35% систем. В этом году покупатели в 56% случаев предпочитают ноутбуки без операционной системы. На все модификации Windows приходится 41% (годом ранее — 53%), а на все варианты Linux — 2,4%.

Ситилинк выяснил какие ноутбуки выбирают в бизнес-сегмент

А что с Apple

Если характеристики ноутбуков с Windows немного выросли, то при покупке техники Apple в бизнес-сегменте стали отдавать предпочтение более простым моделям.

Самый продаваемый ноутбук Apple в первом квартале этого года — MacBook Air с процессором M1, 16 ГБ ОЗУ и накопителем на 256 ГБ. Эта же модель с 8 ГБ оперативной памяти уступила старшему брату совсем чуть-чуть.

В 2023-м лидировал 13-дюймовый MacBook Air с процессором M2 и накопителем на 512 ГБ.

В верхнем ценовом сегменте

Обычно для нужд бизнеса приобретают недорогие сбалансированные модели, но случаются и исключения. Например, покупка трех ноутбуков Titan 18 HX стоимостью почти 660 тысяч рублей каждый. Это самые дорогие ноутбуки, проданные бизнес-пользователям в 2024 году.

За эти деньги ноутбук предлагает 18-дюймовый экран с разрешением 3840 × 2400, процессор Intel Core i9-14900HX, 64 ГБ оперативной памяти, три терабайтных диска и дискретную видеокарту GeForce RTX 4090 с 16 ГБ памяти.

Год назад ценовой лидер стоил почти вдвое дешевле, хотя укомплектован MSI Titan GT77 был немногим хуже: экран 17,3 дюйма с разрешением 3840 × 2160, процессор Core i9-12900HX, те же 64 ГБ ОЗУ, три терабайтных накопителя и дискретная видеокарта GeForce RTX 3080 Ti.

Если брать более массовые модели, то самой дорогой моделью стал Apple MacBook Pro с процессором M3 Pro, 18 ГБ оперативной памяти и накопителем на 512 ГБ. Средняя стоимость устройства в первом квартале составляет около 321 тысячи рублей.

В начале прошлого года на аналогичной позиции находился 13-дюймовый Apple MacBook Air с чипом M2, 16 ГБ оперативной памяти и накопителем на 512 ГБ.

Бюджетные, но массовые

Тем, кто хочет сэкономить, стоит обратить внимание на менее раскрученные бренды. Выбор недорогих, но вполне «рабочих» ноутбуков достаточно широк, но эта категория наиболее подвержена изменениям. Модельный ряд обновляется в ней быстрее, чем в других сегментах.

Чего ждать в будущем

Цены на популярные модели ноутбуков за год почти не изменились, так же как и предпочтения по брендам.

В то же время топовые модели значительно подорожали, как для устройств на Windows, так и для Apple.

Аналитики прогнозируют восстановление мирового рынка ПК. Ожидается три основных драйвера: устаревание устройств, закупленных в начале пандемии, добровольно-принудительный переход на Windows 11 и рост популярности технологий с использованием искусственного интеллекта.

Начать дискуссию