Основная проблема на рынке электроники в этом году — дефицит товара
Топ-менеджер Ситилинка Елена Шамбер — о том, как рынок приспосабливался к кризису в 2022 году и чего ждать с поставками в следующем.
Этот год был наполнен нестандартными для рынка событиями, которые заставляли бизнес перестраивать свои процессы в максимально сжатые сроки. В условиях сокращения бюджетов и дефицита товара закупки для корпоративного сегмента стали непростой задачей. Мы поговорили с Еленой Шамбер, заместителем генерального менеджера по коммерции в Ситилинке, о том, как B2B-клиенты вели себя в течение года, что происходит с рынком техники и электроники и чем оборудовать офисы предприятиям после ухода с рынка мировых брендов.
– Декабрь – месяц подведения итогов. Можете ли вы рассказать, как вели себя предприниматели в течение этого года, что изменилось в их поведении?
На активность бизнеса большое влияние оказывают внешние факторы, в этом году эта тенденция была особенно заметна. В начале года спрос и поведение корпоративных клиентов были стабильными и понятными для ритейла. Компании уже оправились от пандемии и начали стандартный процесс закупок. В конце февраля-марте был резкий скачок спроса. Иностранные поставщики начали уходить с рынка, и бизнес, боясь дефицита, экстренно закупался впрок. Такой пик спровоцировал дальнейший спад активности в апреле. Многие перешли исключительно на краткосрочное планирование и пополняли только самые необходимые позиции.
Постепенно спрос восстановился к стандартному и уже летом соответствовал своей сезонной динамике. С началом частичной мобилизации в компаниях начали происходить изменения, особенно сильно влияние почувствовал малый бизнес. В этот период тоже наблюдался спад активности, так как предприниматели не понимали, как выстраивать свою дальнейшую деятельность. Но заметно это было только в крупных городах, и уже через месяц в B2B-сегменте объемы продаж восстановились.
– Как сейчас обстоят дела? Что закупают перед Новым годом?
Сейчас ситуация с закупками в рамках сезонного спроса. В декабре начался ежегодный горячий сезон и наблюдается рост продаж. Организации пополняют и обновляют необходимое оборудование перед следующим бизнес-сезоном, начинают закупать под будущие проекты. Многие приобретают корпоративные подарками для клиентов и партнеров. Это могут быть смартфоны или портативные колонки, часто выбирают в качестве подарков внешние аккумуляторы, зарядные устройства. Организации в декабре закрывают свои бюджеты, но по большей части их покупки не отличаются от среднегодовых.
– Что обычно из техники популярно у юридических лиц? Чем оснащают офисы?
Бизнес делает закупки не только для организации офиса. Оборудуют, комнаты отдыха для сотрудников, склады, прилегающие территории, торговые и другие объекты. Больше всего приобретают расходные материалы, мониторы, ПК, смартфоны, устройства ввода и комплектующие. Например, продажи изделий из бумаги для офиса выросли в B2B-сегменте почти в 1,5 раза в штуках по сравнению с прошлым годом, а расходных материалов – на 25%. Спросом также пользуется офисная мебель.
– Стали ли пользоваться популярностью какие-то новые категории в этом году?
В этом году мы видим тренд на усиление безопасности рабочих пространств. Направления безопасности и умного дома сейчас имеют высокое технологическое развитие, наполняются новым продуктом. Компании охотно внедряет новинки в этом направлении, конечно, растут B2B-продажи. Например, продажи видеокамер для видеонаблюдения выросли на 24% в третьем квартале по отношению ко второму.
– Вы говорили, что в середине года многие компании перешли на краткосрочные проекты. Вы видите изменения поведения клиентов в планировании закупок? Кто сейчас инвестирует в развитие, а кто бережет финансы?
Не все компании еще полностью вернулись на долгосрочное планирование. Безусловно, более стабильно себя чувствуют крупные корпорации, чем малый бизнес. Если смотреть по сферам деятельности, у розницы сейчас возникают трудности, так как покупательская способность снизилась. Соответственно, они меньше инвестируют в развитие и меньше закупают под новые торговые объекты. В строительстве сейчас снижаются закупки по той же причине. В этой сфере сегодня меньше делают большие проекты, такие компании стараются балансировать свои затраты.
При этом растут продажи у отелей, хостелов и общежитий, в связи со стремительным развитием внутреннего туризма в этом году. Направление обеспечения безопасности сейчас пользуется спросом. Люди больше начали уделять внимания собственной безопасности и заботе о своих родных – это общемировой тренд, который заметен и у нас. Конечно, компании также увеличивают свои закупки. Также из-за изменений в логистических цепочках и запроса на замещение привычных производителей, мы видим рост спроса в пищевой промышленности.
– А с какими трудностями Ситилинк столкнулся в этом году? Со всем ли удалось справиться?
Основная проблема в этом году была связана с дефицитом товара, когда начали уходить с рынка мировые производители. В этот же период рынок столкнулся со сложностями в поставках, так как транспортные компании тоже стали ограничивать свою деятельность в стране. Появилась необходимость в пересмотре логистических цепочек. Мы также начали замещать ушедшие марки новыми для России представителями.
В марте-апреле бренды только начали уходить, а уже летом мы привезли продукцию других и восполнили ассортимент. Сейчас у нас в портфеле 2000 мировых и отечественных брендов, и мы продолжаем предоставлять многообразный с точки зрения товарного предложения сервис. Теперь у нас представлены как товары Apple, Dell и других широкоизвестных производителей, так и новые для нашего рынка (Netac, Teclast KingSpec, Kimtigo, Chuwi и др.) или, например, российские операционные системы Ред Ос и Simply Linux.
Для корпоративных клиентов особенно важно найти аналоги привычного оборудования, так как они могут построить весь технический парк на продукции одного бренда. У нас широкий ассортимент, мы готовы решить любые задачи партнеров и делиться экспертизой.
У нас есть кейсы проектных продаж, когда мы договариваемся с поставщиком и везем отдельно под заказ конкретные позиции. Также резко возрос спрос на некоторых игроков, которые давно представлены на рынке, но у них нет достаточной инфраструктуры под большие объемы изготовления и хранения продукции. Тогда и для клиента, и для производителя будут выгодны проектные продажи. Например, с «Катюшей» (офисная техника) мы работаем именно так. У них раньше не было массового производства и больших складов, мы сотрудничаем с ними под заказ.
– А параллельный импорт помог справиться с дефицитом? Как у вас устроен этот процесс?
Параллельный импорт частично решает проблему ухода вендоров, но мы часто получаем запрос от организаций на подбор аналогов оборудования. Юридические лица особенно заинтересованы в постпродажном и гарантийном обслуживании. Также в вопросе параллельного импорта важна адаптация товара под российский рынок. Например, мы вкладываем в комплект к игровым консолям и некоторой мелкой бытовой технике евровилки или совместно с поставщиками гравируем ноутбуки, которые изначально могли прийти только с англоязычной раскладкой. Товар для клиента должен быть готов к эксплуатации, чтобы у него не было «головной боли» как теперь пользоваться тем, что он приобрел.
К тому же уход бренда – это часто и закрытие сервисных центров. Вопрос гарантийного обслуживания тоже необходимо было решить.
– Новые названия непонятны не только покупателям, но и менеджеры с таким товаром до этого года вряд ли тесно работали. Как, с учетом всех изменений на рынке, вы обучаете своих сотрудников?
У нас налаженный процесс обучения. Экспертиза нужна как розничным покупателям, так и корпоративным. Но юридическим лицам часто требуется более глубокая проработка запроса, так как у них объемы больше и технические задания сложнее. У нас к каждому корпоративному клиенту прикреплен персональный менеджер, и он должен полноценно разбираться в ассортименте и характеристиках, чтобы помочь подобрать даже сложное оборудование.
С новыми вендорами мы делаем обучения в онлайн-форматах, где их представитель рассказывает нашим менеджерам про бренд, характеристики, преимущества и особенности товаров. В рамках обучения много вопросов возникает по техническим нюансам, мы их все консолидируем и передаем производителю, после ответа делаем информационные рассылки по сотрудникам. Всегда просим у вендора дополнительные презентационные материалы, которыми уже можно будет поделиться с клиентами.
У нас есть прямые контакты представителей, которые недавно пришли на наш рынок, и они охотно отвечают на вопросы и готовы обучать всем линейкам товара. Делаем и самостоятельно обучение, специалисты по закупкам сравнивают товары с аналогами других марок.
– Что сейчас больше всего важно для корпоративных клиентов?
Соотношение цены и качества осталось приоритетным фактором при выборе товара. Большое влияние имеет скорость доставки, чтобы заказ привезли быстро, без задержек. Мы представлены в 400 городах России, и нам важно оказывать качественных сервис во всех регионах присутствия. Сейчас у юридических лиц много запросов на замещение привычных брендов, поэтому экспертиза и сервис для них – очень важны.
Малый и средний бизнес сегодня особенно чувствуют напряжение. Лизинг техники помогает таким компаниям сберечь финансы, мы даем и эту опцию. Также покупатели желают получать весь спектр услуг через одно окно – так часто выгоднее и быстрее. Поэтому мы предоставляем услуги по установке и настройке техники, систем видеонаблюдения и СКУД, сборке мебели.
Наша цель по-прежнему делать для клиентов максимально комфортный сервис, вовремя поставлять товар необходимого качества, в срок и с закрытием всех потребностей.
Короче, понял одно – сколько наших не топи, не потонут, ахаха
Я, честно говоря, не заметил кризис. Захотел телик купить – купил, видюху – тоже нашел. Покупал у них, в ситилинике, в этом году. Выбор был и есть.
Да, только цены на эти телики выросли непропорционально высоко, а так то конечно везти будут, только дольше и окольными путями, а не напрямую
Такая крутая тема — как Ситилинк работал в 2022 году. Но редактор всё прососал, тему не раскрыл вообще. Даже пришлось покупать продвижение.
И фотки стоковые — прям неуважение к аудитории.
Наймите нормального редактора! Здесь, на виси, есть крутые.
П. С. И как физлицо, и как юрлицо покупаю в основном в Ситилинке.
по мне наоборот, чем меньше воды и заумных слов, тем доходчивее, мне понравился пост
И так не плохо, зачем перегибать
Доходчиво изложили, тему раскрыли, суть ясна. А больше че еще надо? Не переборщили с количеством букв, не стало войной и миром. Не, статья хорошая, от меня палец вверх.
Да, были траблы с тем, что нам типо пытались перекрыть доступ к некоторым брендам, но кризис эт рукотворное наших же людей, нечего искусственно создавать кипиш. Начинают все подряд скупать, а потом логично, что затишье начинается.
Информация полезная к прочтению, и это вы получается к нг итоги года подвели)))))
Заголовок гласит «Основная проблема на рынке электроники в этом году — дефицит товара» - разве он был? Я там все в Ситилинке, что мне надо было находила и приобрела, может чуть цены изменились.
Респект за статью, зачитался, уяснил, намотал на ус.
Мотай на уши, все равно эта статья тебе пользы никакой не несет. Но судя по поведенческой модели, либо бот, либо сотрудник ситилинка :)
Ситилинк, почените то что ломаете! Ввели систему оплаты qr кодом и не прошло двух недель, все ломали :). Если клиент купил через сайт быстрым заказом или через маркет, то эти заказы у него в ЛК не отображаются и не начисляется бонус. Ответ поражает, как в сельпо. А еще повеселили ответы врушек, таких как Ирина Прошунина, где она отписала что некоторые заказы были отменены или куплены через сбермегамаркет, которым я не пользуюсь и чеки на руках 🤣 так как покупки делались в точке продаж ситилинка.
У меня тут сотрудник ситилинка отметился 🤣
Антон, добрый день!
Спасибо, что поделились!
Мы разберемся в данном вопросе и по результатам предоставим ответ.
Пожалуйста, ожидайте.
Надеемся на понимание.
С уважением, ООО «Ситилинк
Антон, спасибо вам за обратную связь.
Благодаря вашим отзывам, мы знаем, что мы можем улучшить в нашей работе.
Главное для нас – это ваше удобство и комфорт, поэтому каждое обращение мы внимательно изучаем.
Мы уже передали информацию разработчикам, по улучшению оформления заказа на нашем сайте.
Также мы приносим извинения за ограничение по оплате заказа по системе быстрых платежей. На данный момент проблем с оплатой по QR коду не наблюдается.
Благодарим вас за терпение и будем рады снова видеть вас в Ситилинке!
С уважением, ООО «Ситилинк»
Комментарий удален модератором
Ну в итоге у вас получилось приспособиться. Но интересно было почитать кухню изнутри.
Сжимаем кулачки, чтобы 23-ий был без сюрпрайзов. Мы хоть и умеем приспосабливаться, но все же, дайте нам отдохнуть от этих качелей.
Пост неплохой, есть что вынуть.
проблема авторынка такая же
Комментарий удален модератором
Ну типо ушли некоторые бренды, мы обыватели, почувствовали это?, по-моему, не особо, все равно нашли выходы на эти же товары либо нормальные аналоги. Где-то может немного цены подросли, но все же доступно осталось.