Недостаток в системе резервирования Ozon: как заблокировать товары на 4,5 млн рублей через поддельный номер за 3 рубля

Цель данной статьи — обратить внимание Ozon на существенную проблему в его системе оформления заказов, а также предупредить других поставщиков, что конкуренты с ними могут делать все, что захотят, пока Ozon не примет меры по защите прав не только покупателей, но и продавцов.

Аналогичные заметки уже были на vc.ru, но тут суть проблемы раскроем более детально.

О чем спич?

Чтобы сделать покупателю хорошо (а к этому стремится любой уважающий покупателей интернет-магазин), Ozon сделал систему резервирования в процессе оформления заказа.

Раньше такого не было, и как следствие возникали проблемы, что покупатель кладет товары в корзину, переходит на оплату, а потом его, для примера, отвлекли звонком. Через минут 20 он возвращается на этап оплаты заказа, оплачивает его. Однако на следующий день получает сообщение, что части товара в заказе не будет и по ним будет отмена, так как их не оказалось в наличии.

Ozon по итогам «разборок» с покупателями приходит идея решения проблемы с помощью резервирования. В процессе оплаты заказа (предоплата на сайте) товары резервируются за покупателем, а значит, никто другой не сможет заказать этот же товар, пока этот покупатель его не оплатил. А если человека отвлекут, то не проблема, Ozon придержит его за вами. У всех профит! Все довольны!

Но у всех ли профит? У покупателя да, несомненно. У Ozon? Ну частично тоже да, нет как минимум геморроя с разгребанием обращений, что «товар не в наличии», «верните мои деньги». Но в цепочке «Ozon — покупатель» есть еще одно звено — «поставщик» или «продавец» (он же селлер). По статистике, 80% товаров на Ozon представлены именно поставщиками, все остальное Ozon закупает на склады сам.

Как этой благой идеей могут воспользоваться недобросовестные конкуренты? Очень просто:

  • Регистрируется новый аккаунт.
  • Кладем много товаров в корзину.
  • Переходим на оплату.

Далее ничего не делаем, ждем статуса «Ожидает оплаты» и… все. Профит! Товары в резерве.

А теперь детальной рассмотрим ситуацию.

Регистрация аккаунта

Может показаться, что это довольно-таки сложно. Потому что надо ведь указать номер мобильного телефона, так как на него приходит SMS-сообщение с кодом подтверждения. А вдруг менеджер Ozon позвонит? Это ж надо как заморочиться, сколько номеров купить, на себя оформить. Так меня же вычислят и в милицию сдадут?

Да нет, все очень просто. Никто вам звонить не будет (крупные маркетплейсы этим не занимаются уже очень давно), а номер нужен лишь для получения SMS. Номер стоит 3 рубля, причем полностью анонимно :) И таких номеров можно покупать каждый день пачками.

Заходите в поисковую систему и вводите, к примеру, запрос «аренда мобильного телефона для SMS». Заходите на любой сайт. Самое интересное, что за вас уже все давно продумали и даже есть возможность выбрать номер для конкретной цели в зависимости от площадки, где его будут использовать.

Вот, к примеру, один из таких сервисов (без ссылок, просто скрины).

Недостаток в системе резервирования Ozon: как заблокировать товары на 4,5 млн рублей через поддельный номер за 3 рубля

И там же есть фильтр по сервисам

Недостаток в системе резервирования Ozon: как заблокировать товары на 4,5 млн рублей через поддельный номер за 3 рубля

Находите там Ozon.

Недостаток в системе резервирования Ozon: как заблокировать товары на 4,5 млн рублей через поддельный номер за 3 рубля

Покупаете номер, и вам дают на пользование 15–20 минут.

Недостаток в системе резервирования Ozon: как заблокировать товары на 4,5 млн рублей через поддельный номер за 3 рубля

Чтобы не было «палева», используёте VPN, кстати, тоже абсолютно бесплатно (найти в сети ключи доступа для популярных VPN-сервисов проще простого). Заходите на Ozon как бы из Европы или США, да еще и подмену User Agent делаете в браузере — и все, полная анонимность.

Регистрируемся на Ozon с помощью нашего арендованного номера телефона, запросив код в виде SMS

Недостаток в системе резервирования Ozon: как заблокировать товары на 4,5 млн рублей через поддельный номер за 3 рубля

Находим код в системе, где арендовали номер телефона.

Недостаток в системе резервирования Ozon: как заблокировать товары на 4,5 млн рублей через поддельный номер за 3 рубля

И вводим в Ozon.

Недостаток в системе резервирования Ozon: как заблокировать товары на 4,5 млн рублей через поддельный номер за 3 рубля

Ну что? Добро пожаловать, Озон Озоныч.

Недостаток в системе резервирования Ozon: как заблокировать товары на 4,5 млн рублей через поддельный номер за 3 рубля

Убираем конкурента без шуму и пыли

Теперь можно убирать конкурента из выдачи. Прошу простить, Ozon, но для наглядности серьезности проблемы мы добавим в резервы не носки за 3 копейки, а что-то подороже, например, ювелирные украшения.

Недостаток в системе резервирования Ozon: как заблокировать товары на 4,5 млн рублей через поддельный номер за 3 рубля

Обратите внимание на сумму заказа — 4 449 139 рублей. Как вы думаете, можно ли добавить все эти товары в резерв как минимум на час (при разных обстоятельствах можно растянуть на 24 часа)? Да, можно. Жмем на кнопочку «Оформить в кредит».

Ну что, все выбрано, все готово. Обратите внимание, что система Ozon уже изначально считает такой заказ легитимным. То есть 55 товаров за 4,5 млн рублей — это нормально. Ну окей.

Недостаток в системе резервирования Ozon: как заблокировать товары на 4,5 млн рублей через поддельный номер за 3 рубля

Сразу обратим внимание, что все товары пока в наличии, никакие резервы на данном этапе не выставляются.

Недостаток в системе резервирования Ozon: как заблокировать товары на 4,5 млн рублей через поддельный номер за 3 рубля

Ну а теперь жмем еще раз «Оформить кредит».

Упс…

Недостаток в системе резервирования Ozon: как заблокировать товары на 4,5 млн рублей через поддельный номер за 3 рубля

Все, товаров на сумму 4,5 млн рублей не стало… Резерв по кредиту ставится на 24 часа. Однако если система посчитает, что заказ «левый», то товары уйдут из резерва в течение часа, но не всегда. Вот наш заказ в ЛК OZON

Недостаток в системе резервирования Ozon: как заблокировать товары на 4,5 млн рублей через поддельный номер за 3 рубля

Кстати, в такую ситуацию может попасть и обычный покупатель. Ведь кредит дело такое, что надо заполнить анкету, подождать одобрения банка. А пока пусть ваши товары полежат на складе Ozon без продаж. Зато покупатель все спокойно обдумает, подаст документы и прочее. Как вам такая реализация клиентоориентированности с точки зрения продавца? Вас это устраивает?

Недостаток в системе резервирования Ozon: как заблокировать товары на 4,5 млн рублей через поддельный номер за 3 рубля

Самое интересное в этой ситуации еще то, что в ЛК селлера продавец не видит никаких заказов. Вы даже можете не обратить на это внимание. Только в аналитике можно увидеть, что были заказаны товары, но не заказы. Причем аналитика частенько выдает ошибки, к этому все привыкли, поэтому такие резервы можно не заметить с первого раза.

Заказов нет, но товары в заказах. Что это? Кто заказывает? Непонятно. Ozon, кстати, тоже не знает, а все потому, что недобросовестные конкуренты используют VPN и левые номера телефонов за 3 рубля.

Выводы из примера

Имея в кармане всего 3 рубля, можно убрать из продажи, для примера, товары конкурента на 4,5 млн. рублей. При этом с одной учетной записи (с одного телефона за 3 рубля) можно сделать кучу заказов, а потом купить еще номер и еще.

Делать это можно постоянно как в ручном режиме, так и используя скрипты (ботов), а также используя API сервисов с SMS. Можно ставить на поток, проблем нет. Если ваш бизнес попрет, то может найтись тот, кто «закопает» вас на Ozon и не даст развиваться. Вы заморозите свои товары на складе Ozon (если вы работаете на FBO) и ничего с этим сделать не сможете, так как поддержка Ozon вам не поможет (она как минимум вам оперативно не ответит).

Что сейчас делает Ozon, так это подкрутку алгоритмов определения «кто хороший, кто плохой», а толку-то? Вы даже возврат оформить быстро не сможете. А если у вас сезон? Вы вложили деньги, взяли кредит на оборотные средства? Можете себе представить масштаб проблемы? Ваш бизнес зависит не только от ваших умений производить и продавать, а от человека на другом конце интернета, который хочет вам навредить. Абсурд.

Кстати, на FBS тоже не стоит расслабляться. С вами могут делать то же самое, хотя тут масштаб проблемы, конечно, не такой большой. Вы сами «рисуете» в своем ЛК остатки. Закаленные боем сразу ставят остатки типа 100500.

Но в любом случае вы не сразу заметите, что вас так выкидывают с продажи, а значит, потеряете время и не получите ожидаемую прибыль. А также закопаетесь потом в своих остатках, расхождениях, отменах заказов. И из-за этого, возможно, получите блокировку вашего ЛК за большой процент отмен заказов.

Еще с вами могут «развлекаться» по такой схеме: оформил заказ с автосписанием денег с карты, когда курьер передаст вам посылку. Естественно при этом используются те же методы с VPN и телефонами, что я указал выше + указывается виртуальная карта с 10 рублями на счете от того же Qiwi.

То есть если вы на FBS, то получаете вроде легитимный заказ, упаковываете, передаете в доставку... а потом бац, возвраты. Вы теряете деньги, а ваш товар ездит по стране туда-сюда. Это решается включением предоплаты в ЛК селлера для каждого товара.

Получается интересная штука, что о покупателе и себе (Ozon) позаботились, а о продавце (кто и приносит деньги Ozon) нет.

Предложения

Я думаю, что давать советы такой крупной компании глупо. Любой адекватный менеджер, которому не все равно, сможет принять правильные решения, причем в максимально короткие сроки, но, судя по всему, поставщик для Ozon — это не так важно, одним больше, одним меньше, и перестраивать процессы и логику никто не хочет.

Если вы только планируете выходить на Ozon по схеме FBO, то подумайте 100 раз, так как никто вам не поможет, если в один прекрасный момент появится он... ваш недобросовестный конкурент.

Максимальный репост данной статьи приветствуется. Только так можно обратить внимание Ozon на проблему и сделать продажи на площадке честными и легитимными, иначе это как 90-е.

107107
114 комментария

Здравствуйте, Иван. Спасибо вам за подробный анализ и за то, что подняли эту тему. Нам, конечно, самим стоило это сделать - но спасибо, что вы нас опередили.

Такие методы на рынке действительно существуют, с ними не первый год борются наши западные коллеги. И конечно, мы в курсе таких случаев, и у нас есть инструменты для борьбы с подобными заказами. Пока они не пресекают 100% попыток, как показывает описанная вами ситуация. Но уверяем, что многие подобные ситуации нам удалось предотвратить. В числе прочего у нас есть специально разработанная система автоматизированного мониторинга, которая позволяет реагировать очень оперативно.

Согласны, что ситуация с автосписанием карты менее очевидна, чем история с заявками на кредит. Тем не менее, для работы с такими случаями у нас также есть инструменты.

Мы будем рады обсудить какие-то детали конкретных ситуаций, описанных вами - это поможет нам развивать нашу систему и инструменты обеспечения безопасности.

Ещё раз спасибо.

1

Ох мужики, как я вас понимаю, но в тоже время немного осуждаю.
Маркетплейсы - зло, само по себе.
Когда производитель/дистрибьютор вместо того чтобы создавать собственный канал продаж, идет по легкому пути - сотрудничеству с маркетплейсом его мышление переворачивается, и он "ожидает" что маркетплейсу есть дело до его проблем.
А это не так, маркетплейсу есть дело - до конечного потребителя, ну и до себя любимого.
Маркетплейс будет выжимать из поставщика все соки, в одностороннем порядке изменять процент комиссии, и давить-давить-давить.
Потому что такая у него природа.
Обьясните - вот зачем озону решать данную проблему резервирования?
Резервирование - дополнительный сервис для покупателя, а тратить деньги и средства на перепиливание бизнес процесса из за того что конкуренты начинают хитрить...
Зачем? Где профит? Или вы ожидаете, что в интересах продавцов откатят функционал резервирования? Серьезно?

Скажу больше, во всей воронке - интересы селлера и маркетплейса расходятся.
Маркетплейс радуется конкуренции, снижению цен, ведь это классно для конечного потребителя, ему нравится когда можно развести вас на неустойки по хранению товара, а больше всего он кайфует от того - что это вы зависите от него, а не наоборот.

Слезайте с этой иглы, и развивайте собственные каналы реализации, интернет сайты, создавайте свои бренды - которые конкурируют не только ценой, но и чем то большим.

В противном случае, маркетплейс будет вас драть до последного, а потом просто скопирует вашу продукцию и откажется от сотрудничества.
Примеров масса.

Всем добра!

43

Да ну что вы говорите такое !!!! Как у вас язык то повернулся такое написать! 

Мы хотим чтоб в бизнесе было все  ЧЕСТНО =)) ))))
А еще лучше чтоб в своей нише вообще не было конкурентов ))) 
А еще-еще лучше чтоб и комиссии не было, платы за хранение и OZON переводил оплату как только мы отгрузились а не через 2 недели ......

И  уж если мы (селлеры) предложили  доработку или исправление алгоритмов, то Ozon моментально это внедряет! Бросает все и внедряет!

Потому что главный на площадке - это поставщик!  А все эти ваши покупатели... интересы самой площадки ... все это вторично ))) 

10