Суровый (Альфа-) Бизнес. Закрыл счёт компании в Альфе-Банке всего через 2 дня и вот почему.

Быть клиентом Альфа-Банка – это комфортно. Кроме шуток. Это мой основной банк последние лет пять и тут меня устраивает всё: непохое приложение, годный кэшбек, адекватная техподдержка. Но... как выяснилось, это работает только если ты клиент–«физик». Когда приходит время открывать счёт для компании, то вместе с ним открывается и портал в ад.

Что за движ?

Я руководитель компании FronTech AI и занимаюсь внедрением искусственного интеллекта в бизнес. Вместе со своей командой я занимаюсь автоматизацией торговых и производственных предприятий при помощи технологий LLM и машинного зрения. Мы помогаем строить умные базы знаний для повышения продаж и качества обслуживания, помощи в обучении и адаптации новых сотрудников, а также автоматизируем рутинные задачи.

В последний год один из наших ИИ-продуктов стал востребованным и к нам начали приходить всё более крупные клиенты. В какой-то момент мы получили целый ряд причин для трансформации из ИП в ООО и решили как можно быстрее реализовать этот план. В ближайшие 3-4 месяца мы планировали работать по системе АУСН – Автоматизированной упрощённой системе налогообложения. АУСН позволяет подавать меньше отчётности и не платить серьёзные страховые взносы, если команда небольшая. Но работать по этой системе ты можешь только если откроёшь счёт в одном из аккредитованных банков, который будет автоматически собирать данные по движением на счетах и передавать в налоговую. Одним из них является Альфа-Банк.

Регистрация юрлица

Как только я запланировал регистрацию ООО, моя знакомая подсказала, что Альфа-Банк может сделать это сам.

Если в компании всего один учредитель, то Альфа самостоятельно соберёт все документы и направит их в ИФНС для регистрации ООО (и точно также они регистрируют ИП). И сделает это удалённо. Для меня это звучало надёжнее, чем швейцарские часы. Мало того, что мне удалённо откроют расчётный счёт, так ещё и зарегистрируют юрлицо без необходимости пилить два часа до знаменитой 46-й налоговой. В отсутствии свободного времени это просто волшебная кнопка «Сделай хорошо». И кроме того, Альфа сам по себе комфортный банк для меня, как для простого клиента, а ближайшее отделение по обслуживанию юриков всего в десяти минутах пешком. Аргументов «за» было много и конечно же я на них купился.

Поэтому сказание об Альфа-Банке берёт своё начало 12 сентября. В тот день я заполнил заявку на их сайте и выслал все документы для регистрации. Почти моментально со мной связалась менеджер Юлия и уверила меня, что на регистрацию в ИФНС уйдёт три дня. И кроме того, сразу после регистрации я смогу зайти на сайт налоговой и подать заявку по переходу с дефолтной УСН на АУСН. Вся процедура перехода на АУСН, с её слов, должна была занять «всего пять минут» (спойлер – нет).

Проходит несколько дней и 17 сентября я пишу менеджеру Юлии с вопросом «Чё как? Нужна ли помощь или дополнительная информация?». На что получаю ответ: «В банке обновляется ПО и вопрос с регистрацией затягивается – точных сроков решения нет». Сомнительно, но ОКей. Принимаю решение подождать.

Ещё через пару дней, 19 сентября, Юлия пишет мне, что документы наконец проверены. Что они там проверяют, когда по факту документы проверяются ИФНС – для меня до сих пор остаётся тайной. Но я решил довести это дело до конца, тем более, что половина уже сделана.

Суровый (Альфа-) Бизнес. Закрыл счёт компании в Альфе-Банке всего через 2 дня и вот почему.

20 сентября со мной связывается другой менеджер Альфа-Банка по имени Никита. Никита сообщает, что в этот день ко мне приедет ещё один менеджер (сколько там вообще менеджеров?) для подписания документов на регистрацию ООО и открытие счёта. Подтверждаю и со мной связывается Елена, которая обещает приехать вечером и подписать документы.

Надо отметить, что 20 сентября – это пятница. И нет ничего удивительного в том, что к вечеру Елена исчезает с горизонта и, разумеется, не приезжает. Я отношусь к этому с пониниманием, хотя без понимания отношусь к тому, что она меня не предупредила об изменении планов. В субботу Елена нашлась сама и спрашивает «Удобно ли сегодня?». На что я ей отвечаю, что в этот день нахожусь не дома, но могу подъехать к ней сам, чтобы подписать документы – ведь, с её слов, она живёт недалеко. Елена деликатно оставляет моё предложение без какого-либо ответа. И выходит на связь уже в воскресенье, чтобы согласовать встречу на 23 сентября, то есть на утро понедельника. И да, не без опоздания, но она действительно приезжает и мы подписываем документы. Заодно я получаю обещание, что сегодня же они будут поданы в ИФНС. Однако всякие СМС-подтверждалки от Альфы начинают приходить лишь на следующий день, 24 сентября. Так что на самом деле документы в ИФНС подаются только в этот день, о чем свидетельствует уведомление от самой налоговой.

Итого, минус почти две недели времени на «проверку банком». Примерно к этому моменту я постепенно начинаю жалеть, что не сделал всё сам – потратить полдня на посещение ИФНС было бы всё же быстрее. Но самое удивительное было ещё впереди.

Открытие счёта

27 сентября (пятница) приходит уведомление о том, что юрлицо зарегистрировано. От момента подачи документов в Альфу до регистрации – больше двух недель. Долго. Очень долго. Но ведь теперь все проблемы позади.

Что может быть проще для банка, чем открыть счёт для клиента, который заранее подписал все документы? Это же проще, чем подать документы в налоговую, правильно? Не правильно…

Суровый (Альфа-) Бизнес. Закрыл счёт компании в Альфе-Банке всего через 2 дня и вот почему.

Я высылаю документы из налоговой менеджеру Никите. Вы ещё не запутались в менеджерах? А я вот к этому моменту уже начал путаться. Но за пару дней до этого Никита просил прислать документы из ИФНС, чтобы активировать счёт. Высылаю документы утром пятницы и получаю ответ – «Взял в работу».

Проходит несколько часов. Новостей нет. В этот момент отношения с Альфой начали подводить меня к глубокому экзистенциальному кризису. Поэтому я пошёл на сайт другого банка – более скромного, но и более оперативного. За 20 минут с минимум телодвижений мне открывают счёт и дают доступ в полоценный ЛК. Счёт правда, предактивированный, но готовый для выставления счетов на оплату и принятия платежей. Полный функционал с блэкджеком и переводами – после подписания документов в офисе или у выездного менеджера.

Во второй половине дня из тумана неизвестности неожиданно появляется менеджер Елена и спрашивает как дела и когда я вышлю документы из ИФНС. История о том, что я выслал документы её коллеге ещё утром её не убеждает и она просит продублировать ей на почту. В это же время я предупреждаю прекрасную Елену о том, что уже открыл счёт в другом банке и кажется, нам пора прощаться. Но заверил её что дело не в ней, а во мне. Елена просит не отворачиваться от Альфы в трудную минуту, тем более она проделала так много работы. Кроме того, она утвержает, что мой счёт открыт уже несколько дней, а личный кабинет банка полностью готов к работе. А вот в другом банке надо ещё будет дождаться верификации. И если я их не бросаю, то прям сейчас начну полноценно работать (снова спойлер – нет).

Решаю дать Альфа-Банку, и в частности Елене, последний шанс. На радостях она сообщает мне, что от банка мне должна придти СМС с ссылкой в личный кабинет компании. Но никаких сообщений не приходит. Елена сначала пытается высылать СМСки повторно, но постигнув неудачу, начинает присылать различные прямые ссылки для авторизации в ЛК. Проблема с этими ссылками в том, что они срабатывают с ошибкой. Наконец, одна из них срабатывает. Правда, тут же выясняется, что для входа в Альфа-Бизнес нужен пароль. Пароль, которой не генерируется пользователем, а создаётся самим банком. Да, получается так, что логин от «полностью готового кабинета» у меня есть, а пароля нет. Пишу Елене и спрашиваю где его взять – в ответ *звук ночных сверчков*. Зато в техподдержке нормально поднимают трубки и сообщают, что пароль придёт СМС-сообщением автоматически в течение 24 часов, то есть в субботу. Правда, через некоторое время Елена всё-таки отвечает и утверждает, что пароль должен придти в течение часа. К этому моменту я уже понимал, что это заведомо неверная информация. И конечно же, пароль пришёл не через час, а на следующий день.

С момента начала работы с Альфа-Банком прошло уже 15 дней. К этому дню многие наши клиенты бьют копытом и спрашивают «Где счета от ООО?» Они опасаются, что без их оплаты мы приостановим оказание услуг и затормозим проекты. А мы тем временем работаем в долг и даже не можем выставить платежные документы, не зная реквизитов нашего счёта. Но Альфа-Банк это не столько про деньги, сколько про поддержку мам в декрете , поэтому мы теряем пятницу, а вместе с ней и выходные дни. В субботу, 28 сентября, на 16-й день нашего путешествия в мир корпоративного сектора Альфа-Банка я наконец получаю заветный пароль и наконец могу зайти в банк-клиент.

В общем, за пару недель вместе с Альфой мы прочувствовали боль при регистрации ООО и страдания при открытии счёта. Наверное, к этому моменту моя банковская карма должна была быть очищена. Но этого было недостаточно.

Постановка на АУСН

Согласно очень древней легенде, во внутренних регламентах Альфа-Банка есть указание – корпоративный клиент должен страдать без остановки.

Поэтому утро понедельника, 30 сентября, начинается со спама от Альфы. Мне начинают приходить пачки писем с почтовых доменов alfabank.ru с предложением различных менеджеров… открыть расчётный счёт для бизнеса в Альфа-Банке. А вместе с ним, начинают приходить и звонки, которые, к счастью, частично отработал антиспам на телефоне. Самое забавное то, что от других банков не поступило ни единого звонка или письма – только от моего любимого и родного. От Альфы.

Я пишу в WhatsApp Елене, которая ещё пару дней назад искренне убеждала, что «является нашим персональным менеджером и готова помочь со всеми вопросами». Причём настолько искренне, что я почти уверовал. И потому прошу её сделать что-то с этим потоком спама. Но, увы, мои сообщения так и остаются непрочитанными.

Столько персональных менеджеров всего за два часа... А чего добились вы?
Столько персональных менеджеров всего за два часа... А чего добились вы?

Ну а чтобы древнее пророчество точно сбылось, я получаю и второй сюрприз. Помните про то, что переход на АУСН с Альфа-Банком занимает «всего пять минут»? Я тоже про это помню. А вот налоговая не помнит, да и вообще не в курсе таких обещаний. Поэтому в процессе подачи заявки на АУСН выясняется, что налоговая просто не видит счёт, открытый в Альфа-Банке и не может его прикрепить. Это означает простую вещь – податься на АУСН я не могу.

Звоню в другой банк, где открывал предодобренный счёт и пытаюсь выяснить, как дела у них. Там мне разъясняют, что если в банке нет технических проблем, то счета в налоговую подтягиваются в течение нескольких часов, максимум пара дней. Поэтому вечером понедельника снова пишу Елене, но уже по электронке, и дипломатичным языком спрашиваю: 1) Какого фига меня весь день спамят ваши сотрудники? 2) Какого фига не подтягиваются счета в налоговую?

Суровый (Альфа-) Бизнес. Закрыл счёт компании в Альфе-Банке всего через 2 дня и вот почему.

Наступает 1 октября. От «персонального» менеджера Елены ответа нет ни по WhatsApp, ни по почте. Пишу письмо Юлии, самому первому менеджеру, с которым общался в этом банке – прошу помочь с проблемой. Вновь тишина. Вечером того же дня со мной связывается новое лицо в этой истории – менеджер Анастасия (да-да, четвёртый по счёту менеджер). Но звонила она не по ранее направленным в Альфа-Банк вопросам, а просто узнать «как наши дела после регистрации компании в их банке». Объяснив Анастасии, что дела выглядят сомнительно, потому что все менеджеры банка внезапно пропали с радаров при возникновении важных вопросов, она обещала передать эту информацию и испарилась.

2 октября. Налоговая по прежнему не видит счёт в Альфа-Банке (хотя, со слов представителей Альфы, он открыт уже якобы неделю). Ответов на мои вопросы ни по почте, ни в WhatsApp не поступает. Поэтому еду подписывать документы на открытие счёта в другом банк. И... уже к вечеру налоговая видит счёт этого банка в своей системе.

Мой Альфа-Квест продлился более 20 дней, из которых:

• 15 дней на регистрацию ООО (за 4-5 дней можно сделать своими руками);

• 2 дня на попытку зарегистрироваться в Личном кабинете (заняло 5 минут в другом банке);

• 3 дня на безуспешную попытку выяснить, почему я не могу подключить Альфу к АУСН (бесценно);

+ плюс добавляем выходные в отделе обслуживания юрлиц, которые также можно вычеркнуть из календаря.

Начав пользоваться корпоративным счётом Альфа-Банка 30 сентября, уже 2 октября я подал заявление на закрытие счёта.

А вот с закрытием проблем не возникло вообще.
А вот с закрытием проблем не возникло вообще.

И по итогу столь плодотворного, но не длительного сотрудничества, могу сделать следующие выводы:

а) Я остаюсь при мнении, что Альфа для физиков действительно хорош и здесь у меня нет абсолютно никаких претензий;

б) Альфа для юридических лиц – это совершенно другой банк. А точнее, это адовая бюрократическая машина под этикеткой «современной цифровизации». Эффективность этой цифровизации невысока и создаёт больше проблем, чем даёт какие-то преимущества;

в) Если менеджер Альфа-Банка что-то пообещал – на это можно не рассчитывать. Если пообещали сделать что-то сегодня, то магии не случится (даже если дунуть). Сегодня точно можно ничего не ждать. И завтра, возможно, тоже. А если вы играете на хард-левеле, то менеджер может уйти в стэлс и просто пропасть;

г) В Альфе с вами будет общаться куча менеджеров, но зоны ответственности непонятны даже им самим. Кому, что и когда высылать и кто с чем может помочь – непонятно ни сотрудникам, ни их клиентам. Как ни странно, ниболее актуальную информацию давали обычные операторы в техподдержке. Это база;

д) Конские тарифы тут не коррелируют с качеством. Тарифы Альфа-Банка на РКО заметно выше среднего по рынку. А вот получить даже средний сервис тут можно получить только 31 февраля.

Это пост я закончу без какой-либо морали и ссылки на телеграмм-канал. Просто пожелаю каждому читателю добра и здоровья!

22
4 комментария

На счёт того, что для физиков реально удобный банк (особенно если подключено премиальное обслуживание), полностью соглашусь. Ну а в регистрации юр лица, возможно, просто с менеджерами не повезло, как говорится не в то время не в том месте

1
Ответить

Александр, приветствуем!

Чтобы разобраться в этой истории, понадобятся ваши данные. Проверьте личные сообщения, мы запросили всё там.

Вернёмся с ответом, как всё проверим 👌

Ответить

Да и как физик я у них тоже пробыл клиентом два дня - смс-уведомления не приходят на телефон. Сидели всем офисом думали. За полгода поддержка так и не вернулась с решением проблемы. Омежка, а не альфа

Ответить

Приветствуем!

Чтобы разобраться в этой истории, понадобятся ваши данные. Проверьте личные сообщения, мы запросили всё там.
Вернёмся с ответом, как всё проверим 👌

Ответить