Нам не понравился формат обучения в GeekBrains и мы решили не продолжать его — в возврате денег отказывают

В общем-то как обычно и ничего нового, но пусть будет это предупреждением и поводом еще раз тщательно подумать для тех, кто решит иметь дела с этой компанией.

Хочу поделиться историей возврата денег за курсы компании GeekBrains (ООО «Гикбрейнс»), которая в данный момент находится еще не на завершающей стадии (которой вероятно станет суд), но уже максимально близко к ней (так как сроки досудебного урегулирования уже вышли).

Будет весело, не переключайтесь;)

Завязка

Итак, месяц был декабрь, жена решила стать программистом (два айтишника в семье лучше одного, ведь правда?), а у меня видимо наступило помутнение рассудка от обилия рекламы и закрытого всего (мы живем немножко не в России и в этом немножко уже почти год с переменным успехом сидим в четырех стенах, потому что ограничения), в следствие чего я, слегка погугля на эту тему и уже зная, что учить ее сам я просто не готов, с легкой руки решил, что курсы iOS-разработчика в Geekbrains это самое оно. Описание было интересным, срок курса обещал относительно глубокие знания, так что надежды были (не оправдались конечно, что уж тут). Жена против выбора не возражала.

После весьма быстрой регистрации и звонка от менеджера с их сторон, была достигнута договоренность между моей женой и сейлзом Гикбрейнс о том, что она им платит 90000 рублей, а они в замен ее учат программированию. Ну что же, deal, как говорится, и выставленный счет был мной незамедлительно оплачен.

Подготовительные курсы жене понравились, и это внушало оптимизм. После их прохождения по личным обстоятельствам была взята пауза в обучении (по договоренности с куратором конечно) и курс по iOS начался уже в марте. И вот тут, как говорится, «началось».

Это конечно совершенно субъективная оценка моей жены, но курс ей совершенно не понравился. Базовые знания не даются, практика начинается чуть ли не с первого занятия, причем не в формате «Сделай практическое задание на основании теории, которую ты узнал», а "Вот это нужно сделать, а почему именно так — да какая разница? Просто сделай", что превращает обучение в череду копипасты. В купе с недостатком времени (две практических работы в неделю), разобраться в теории даже самостоятельно просто не остается времени.

Ну и группа попалась такая, что в общем чате была тишина, а преподаватель отвечал весьма неторопливо (как человек я его понимаю, нагрузка то огого, но вот не понимаю нафига он вообще в это полез).

В общем — провал провалов.

Экспозиция

С точки зрения права в данном случае нет практически никакой зависимости между финансовыми отношениями и качеством курса, но формат организации курса важен.

Формат же выглядит следующим образом: курс разбит на 4 семестра, каждый из которых включает ряд занятий, причем доступ к материалам следующего занятия (лекции, в первую очередь) открывается только после того, как сданы задания предыдущего занятия. Это как раз объясняет необходимый rush с домашними заданиями, без которого ты просто не попадешь на следующее занятие.

Итак, посмотрев на все это было принято решение завязывать с таким весьма стрессовым и непрактичным способом получения знаний и вернуть остаток денег, дабы продолжить обучение где-нибудь в другом месте.

Полез я читать договор. И начитал там много интересного. Пройдемся по пунктам.

  • Договор этот является договором оферты с правом изменения без уведомления. И изменения эти регулярно совершаются, интернет-архив не даст соврать.
  • Договор на момент начала событий ощутимо изменился с момента начала обучения. И меняется он регулярно. У меня есть как минимум 3 его версии. Причем чем дальше, тем больше он меняется в сторону ухудшения условий пользователя.
  • По договору компания Гикбрейнс не несет ответственности буквально ни за что — программная платформа предоставляется «как есть», содержание курса может меняться и вообще. Кому интересны подробности — оригинал договора на "сейчас" гуглится.
  • Изменения договора (согласно собственно договора) являются ретроспективными (имеют обратную силу) во всем кроме оплаты за обучения. Когда именно появился этот гениальный пункт я не знаю, но в версии договора от 2019 года его нет.
  • И наконец - компания Гикбрейнс вам ничего не должна (ну, она так пишет) уже через месяц после заключения договора, так как, цитата:

Если пользователь получил доступ к Курсу и с момента получения доступа прошло более 30 дней, то Исполнитель возмещает 0% стоимости курса, удерживая остальную сумму в качестве возмещения своих расходов на поддержку Платформы.

Из приложения 1 к договору

В общем, договор конечно звучит зло и вроде как денег требовать от компании бесполезно, но тут есть такой момент - в договоре можно писать что угодно, вот только суд это "что угодно" при рассмотрении спора достаточно быстро поотменяет. Кроме того, все сделано весьма любопытно, т.к. из-за структуры курса услуга не может быть оказана сразу в полном объеме, а значит и ссылаться на это бесполезно, в связи с чем они, видимо, и придумали эти "расходы на поддержку Платформы".

Так как договор написан очевидно "на лоха", то имеет смысл попробовать поговорить с ребятами, может они поймут что не надо так и деньги все-таки вернут, правда?

На этом с экспозицией и и завязкой мы закончили, переходим к фабуле.

Фабула

Итак, сначала мы (тут и далее мы - это я с женой) написали куратору в личку в TG (ага, вот такой канал связи). Так как она не отвечала, я решил не мелочиться и сразу писать на основную почту для связи, указанную в договоре.

Просьба заключалась в следующем - вернуть деньги за оставшиеся курсы (3 из 4). Не смотря на то, что первый курс был пройден не до конца, мы решили, что и черт бы с ним, там осталось совсем чуть-чуть.

Письмо ушло и реакция не заставила себя ждать - буквально в течении суток нам перезвонила девушка (не запомнил к сожалению ее имени), представилась сотрудником GB и начала убеждать жену, что "ну вот же в договоре написано, денег мы вам не вернем, может другие курсы и так далее". В процессе этого эм, морального прессинга, жена что-то запереживала, поэтому я взял у нее трубочку, представился и попросил все мысли компании по поводу "мы вам денег не вернем" изложить в ответном электронном письме. Что и случилось через пару дней.

После звонка стало понятно, что с этими господами договориться мирно вряд ли получится, а я не из тех людей, что будет бегать, обрывать телефоны и давить на совесть и жалось, поэтому я сразу пошел дальше в рамках правового поля и в дело вступила артиллерия в виде юристов, которых мне посоветовал один коллега, давно с ними работающий и трясущий через них долги по счетам с особо упертых заказчиков.

Лирическое отступление — вмешивайтесь в мутные дела и относитесь легкомысленно в подобным ситуациям только в том случае, если у вас есть деньги на оплату юристов, которые будут, если что, разгребать последствия и если сумма риска не является для вас вопросом жизни и смерти. Если бы в моей ситуации оказался человек, который «на последние» взял подобный курс в кредит — ему вероятно было бы очень грустно, больно и дорого.

После некоторого времени, потраченного на подписание договора с юристами, и пересылку бумажек туда-сюда между странами, юристами была написана досудебная претензия о шести листах, выдержками из которой я хотел бы с вами поделиться (пропуская огромные куски с выдержками из пленумов ВС и подобного).

Про одностороннее изменение договора:

Согласно п. 4 ст. 450 ГК РФ, сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами или договором предоставлено право на одностороннее изменение договора, должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Из досудебной претензии

Про расходы на платформу и 0% возврата:

В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.В этой связи, после фактического отказа Заказчикаот Договора об оказании услуг, договор считается расторгнутым, а у Исполнителявозникло обязательство по возврату денежных средствза часть неоказанных услуг. Расходы Исполнителя на содержание платформы являются обычными расходами в рамках осуществления предпринимательской деятельности и не должны быть компенсированы за счет средств потребителя.Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны (п. 5 ст.426 ГК РФ).

Из досудебной претензии

Требование же претензии сводится к следующему - возврат 3\4 от уплаченных за курс денег + моральный вред + расходы на юристов. На счет морального вреда - не вижу оснований его не выдвигать, жена весьма сильно нервничает по этому поводу, да и здоровье в наши ковидные времена весьма расшатано, а значит это нужно как-то компенсировать.

После очередного цикла почтовых пересылок между нами письмо ушло в ООО "Гикбрейнс" и было получено 8 мая, согласно трекингу Почты России.

У них было 10 дней на рассмотрение вопроса. В течение этого времени, юрист попыталась дозвониться до их юр. отдела, чтобы обговорить голосом урегулирование, но к сожалению у ребят один телефон для всех, прямого номера нет, дозвониться хоть как-то у нее получилось лишь раз, на той стороне ей начали опять расказывать про договор, но после изложения ей позиции "по существу и в соответствии с законодательстом", пообещали перезвонить и, конечно же, пропали без следа.

Как вы понимаете, сегодня 19 мая, а значит отведенные 10 дней на ответ закончились. Деньги не поступили, компания на контакт не вышла.

Более того, согласно оферте она должена быть расторгнута в течении 1 дня после получения уведомления о расторжении, в том числе должен быть ограничен вход в платформу, но она все еще работает и уведомляет о занятиях, которые невозможно посетить, потому что обучение эффективно прекращено. То есть, кажется, ребята даже не удосужились обработать претензию и принять хоть какие-то меры.

А это значит, что следующий шаг - это суд. Куда мы конечно же обязательно пойдем, благо изначально даже с юристами договор был подписан с учетом этого.

Можно сказать, мы в шаге от кульминации.

Развязка и постпозиция видимо будет известна (и описана) после суда.

За сим на сегодня все, берегите себя, не связывайтесь с мутными конторами и учитесь в других местах.

467467
404 комментария

Антон, добрый день! В ближайшее время с вами свяжется менеджер и обсудит условия возврата, которые наша команда разрабатывала с момента подачи вашей претензии. Также нам было бы очень важно услышать от вас, что именно помешало продолжить обучение на нашей платформе.

6
Ответить