Utair вернула деньги за отменённый рейс вместе со страховкой от невылета

Столкнулся с довольно странной ситуацией. У меня был куплен билет на 25 февраля на рейс Utair, который в силу известных событий был отменён, в результате чего мне пришлось задержаться на сутки, оплатить гостиницу за свой счёт и взять самостоятельно билет на поезд на следующий день. Авиаперевозчик при этом устранился от решения проблем. Не было предложено ни альтернативных билетов, ни гостиницы, ничего - просто сообщение на электронную почту о том, что рейс отменён и до свидания. Пишите заявление на вынужденный возврат.

Ок, написал, получить то, что я оплатил это, конечно, хорошо, но что делать с понесёнными на ровном месте расходами? Но не беда, есть ведь страховка, которую впарили при продаже билетов - полис "Безоблачный перелет: Комплексный" страховой компании Югория. Отлично, воспользуемся ей.

Полис, скажу сразу, как уже потом стало понятно, написан максимально мутно, в частности там фактически не покрывается ситуация, когда авиакомпания просто сказала "давай, до свиданья". Процитирую часть относительно рисков задержки и отмены рейсов:

3.3. Задержка или отмена рейса транспортного средства по любой причине, за исключением метеоусловий и обстоятельств непреодолимой силы: В размере фактических затрат и документально подтвержденных следующих расходов, произведенных Застрахованным в связи с наступлением страхового случая:

3.3.1 задержка транспортного средства (задержка вылета) на срок более 3 (трех) часов

3.3.2. отмена рейса, которая повлекла за собой перевозку застрахованного лица другим рейсом, предоставленным перевозчиком

На мой взгляд шикарная формулировка, чего стоит лишь нестраховой случай задержки по погоде. Особенно мило это выглядит с учётом фактического устранения авиакомпании от решения проблемы и предоставления альтернативного рейса.

Ну ок, всё равно нужно подавать заявление, раз уплачено.

Прежде всего оказалось, что никакого онлайн-заявления на подобный вид страхования у Югории не существует. Там есть какой-то сервис онлайн подачи, но толку от него никакого т.к. без визита в офис всё равно не обойтись.

Однажды мне довелось воспользоваться Альфастрахованием при отмене рейса S7, так там заявлялась вообще автоматическая выплата при наступлении события вроде невылета или задержки рейса, ведь информация достаточно очевидна и вся имеется у связки авиакомпания-страховая, вплоть до реквизитов карты для выплаты с которой оплачивался билет и страховка. И хотя по факту в тот раз никакая автовыплата не сработала, но хотя бы была возможность послать кучу сканов по электронной почте и получить по итогу выплату без визитов в офис, а просто убив кучу времени на написание писем.

Здесь же пришлось ехать в локальный офис страховой, где мне любезно предложили написать заявление по форме страховой компании, приложить несколько десятков сканов: страховых полисов, паспортов, посадочных талонов, подтверждения авиакомпании об отмене рейса, подтверждения моих фактических расходов (договоров и чеков с гостиницей, чеков на оплату железнодорожных билетов), реквизитов для выплаты и тому подобное. Но понятное дело не сразу всё это подать, а записаться на приём на другую неделю. Ок...

В общем стал ждать ответа от страховой с объяснениями почему отмена рейса - это не страховой случай для страховки от невылета. Но тут беда пришла откуда не ждали: Utair возвращает деньги за билеты и, внимание, страховую премию. Т.е. получается, что фактически я как бы и не заключал никакой страховой договор.

Сложно сказать, возможно это даже повезло, в том смысле что страховая прокатила бы с 99% вероятностью как нестраховой случай, если судить по букве договора (хотя по сути это и выглядит как издевательство), а так мне вернули бесполезно уплаченную страховую премию, которая ни от чего не защищает, но тем не менее ситуация немного странная.

Utair в чате техподдержки ответили буквально следующее:

При отмене рейса, страховка не нужна. В этом случае возвращаются в любом случае деньги.

и далее своё видение процесса возврата:

При возврате билета средства возвращаются и за дополнительные услуги.

Замечу на всякий случай, что никаких заявлений на возврат страховой премии я не писал, только заполнил стандартную форму вынужденного возврата.

Хотелось бы выслушать мнение по ситуации, что думаете, каковы правовые перспективы при таких вводных? Для себя пока что решил, что это отрезанный ломоть, и тратить более ресурсы на данный вопрос не буду, лишь нашёл немного времени на фоне уже потраченного, чтобы донести до общественности.

Как по мне ситуация странная, настолько, что я даже не знаю кому отдать пальму первенства в степени идиотизма данной ситуации.

Но на всякий случай, если будете пользоваться услугами Utair, читайте правила страхования до оплаты и объективно оценивайте свои шансы на выплату в случае невылета.

44
12 комментариев

Я думаю это сговор между перевозчиком и и страховой. Конечно дешевле вернуть страховую премию, чем выплачивать страховое возмещение.
При расторжении договора в одностороннем порядке гипотетический иск в суд становится более витиеватым. Нужно уже не только требовать взыскания страхового возмещения. но и признания договора страхования действительным.
Но в Вашем случае возврат денег, наверное, не самый плохой вариант.
Исключение из страховых рисков обстоятельств "непреодолимой силы" мне не нравится. И скорее всего то, что произошло 24 февраля суды бы определили именно как такие обстоятельства.
А уж что страховая бы отказала в выплате возмещения это 100%.

2

А разве пункт относительно "обстоятельств непреодолимой силы" сюда не подходит (п.3.3.)? Обстоятельства непреодолимой силы – это любой форс-мажор, который нельзя было предвидеть или предотвратить. Вы не указали ни куда летите, ни что значит "в силу известных событий". Но если речь идет о полете на юг России или в Европу, а известные события - ввод российской армии в соседнее независимое государство для защиты сепаратистов ЛНР и ДНР - то это очень даже соответствует оперделению "обстоятельства непреодолимой силы".

Форс мажор как я понимаю - это лишь ещё одна причина не платить страховку. Но формально в данном случае его не было.

Понятно, что все подобные страховые продукты максимально продуманны в тонкостях формулировок, но в данном случае мне кажется это вообще за гранью добра и зла и предмет для разбирательства ФАС.
Просто чтобы оценить всю изощрённость юристов Югории, составивших текст договора страхования, приведу сравнение с полностью аналогичным страховым продуктом от Альфастрахования:

Ппц у вас проблемы. Деньги вернули, но хочется большего? Я тут на днях приобрел билеты на сомнительный рейс Шри-Ланка эйр, и сильно подозреваю, что его отменят. И очень хорошо, если вернут деньги хотя бы в течение месяца. Так что мне бы ваши проблемы, ребята)))