Осторожно: РЦ Ozon!

Многие селлеры на Ozon уже знакомы с новой схемой отгрузки товаров которую маркетплейс активно продвигает с начала этого года, которая называется «поставка на РЦ».

Казалось бы все придумано что бы увеличить продажи за счет доступности товаров к быстрой доставке на всех региональных складах ОЗОН и при этом сократить расходы продавцов на магистральные перевозки и обещанное бесплатное хранение таких товаров. Но как обычно и бывает благими намерениями устлана дорога в ад. На деле оказывается , что при переходе на данную схему отгрузки расходы селлера могут запросто вырасти с 18% до 30% от оборота.

Осторожно: РЦ Ozon!

Вам обещают райские кущи, бесплатное хранение и кросс-докинг в регионы, и вот вы с радостью смотрите в ЛК на огромные потребности на ваши товары, которые по прогнозам ОЗОН, очевидно сформированные очень умной нейросетью которая может спрогнозировать продажи ОЗОН в будущем гораздо лучше чем вы сами и которой нет оснований не доверять. Так вот согласно этим данным вам следует поставить на Распределительный Центр согласно кратным упаковкам (КВАНТЫ) ваши самые ходовые товары которые бесплатно, то есть даром будут доставлены во все регионы, где их уже ждут покупатели.

Что же в этом может быть плохого спросите вы ? И отправляете ваши бестселлеры на склад ОЗОН в количестве 20 палет согласно прогнозу продаж ОЗОН и ждете увеличения ваших продаж и соответственно доходов. Ждать остается не долго, со следующего месяца ваши расходы по работе на площадке ОЗОН увеличиваются на 200.000 - 300.000 в месяц.

Осторожно: РЦ Ozon!

Как же такое может произойти ( и уже произошло на моем аккаунте) ? Сейчас я вам объясню:

Ловушка №1:

Имея в наличии товары поставленные ранее на FBO вы лишаете эти товары своих бестселлеров за счет которых ранее поддерживался необходимый уровень продаж (в моей категории это оборачиваемость 120 дней). То есть "средние" показатели продаж товаров на FBO резко ухудшаются, т.к. товары на РЦ в этих расчетах не участвуют. То есть вместо бесплатного вы получаете полностью платное хранение всех товаров на FBO, в моем случае это 35.000 литров

Ловушка №2

Отгрузив бесплатно КВАНТЫ в Хабаровск и Новосибирск вы получаете такую ситуацию, что там они остаются в избытке на складах, а в Питере и Москве уже закончились (что в среднем составляет 70% всех продаж) и таким образом вы платите за обратный кроссдокинг по вашим основным заказам. То есть 70% ваших заказом начинают отгружаться с дальних складов за ваш счет.

Ловушка №3

Переплачивая за хранение ваших товаров на FBO вы начинаете делать скидки что бы распродать данные товары, тем самым увеличив оборачиваемость и выровнять параметры необходимые для бесплатного хранения. Но это не работает, т.к. ОЗОН в первую очередь продает товары поставленные в рамках РЦ, а уже потом когда они полностью закончится возьмется за ваши товары на складах FBO. Таким образом кроме того что вы теряете на скидках на распродаже товаров, вы еще вынуждены платить расходы по хранению FBO пока вы не продадите все что завезли с запасом на РЦ.

P.S. Недавно ОЗОН анонсировал то что схема работы "Поставка на РЦ" в скором времени будет обязательной для всех продавцов взамен схемы FBO и с подобными проблемами должны в скором времени столкнуться все продавцы на ОЗОН.

88
19 комментариев

Александр, здравствуйте!

Всё же будущий виртуальный распределительный центр сильно отличается от существующего, физического.

Там вы заранее видите, куда поедут товары, и, если распределение будет противоречить вашей статистике, сможете добавить/убрать нужное количество из поставки. Рассчитываем, что такой необходимости не возникнет: мы серьёзно переработали алгоритм, сюрпризов в виде крупных заказов на отдалённые склады ожидать не стоит.

Чтобы разобраться с вопросами о поставке на физический РЦ, понадобится ваш ID или номер любого обращения в поддержку.
ID сможете найти тут: «Настройки» → «‎API ключи» → «‎Сlient ID»

Ваш ВРЦ это ужас!!! Отправил Из Химок в Новую Ригу коробку - идет уже 16 дней!!! Все товары закончились, продаж нет!!! А вы планируете вообще запретить прямые поставки, это просто уничтожит большинство продавцов, неделями будет идти товар, потолок планирования огромный для большинства продавцов! Как работает система, не понятно, но раскидывает наугад - я то знаю где мои товары продаются лучше! К тому же такое запускать не имея услуги Обратный Кросс докинг вообще недопустимо! Сколько раз бывало товары не принимали, то что то не нравиться приемщику, то упаковка помялась в пути крос докинга - потом что , продавцам ездить забирать товары по всей России??? Мы можем утилизировать их, скажите Вы, давайте, утилизируйте, но мне полную стоимость товара вернете? Ладно если мелочь, а если нет? 2000-3000 товар стоит например? забрать из какого нибудь города и доставить в Москву - это как раз 2000-3000, но это тоже деньги! А гарантия? 10 чайников вернули, якобы неполадки(но часто абсолютно рабочие товары возвращают из опыта) в 10 городах, забрать каждый из них - 20000-30000 рублей, утилизировать(а вдруг абсолютно рабочие?) тоже 20000 руб и все из кошелька продавца! Вы видно там думаете, что все, кто торгует на Оон, просто лопатой деньги гребут... Но маржа далеко не всегда хорошая, и с ВРЦ многие в минус начнут работать! Озон от этого тоже понесет убытки - падают продажи у нас - Озон меньше зарабатывает. Многие по фбс начнут торговать, но по ФБС не выгодно со своего склада мелочь низкомаржинальной - итог - сокращение ассартимента на Озон. Почему Ваше руководство этого не понимает, непонятно. Видно цель разгрузить склады в МО и все.

1

ID кабинета 5815
Были такие обращения как Обращение #17404023 и многие другие
техподдержка признала ошибку в том что товары поставленные на РЦ были в расчете к отчету хранения по FBO , но проблема не только в этом , а в том что платного хранения вообще не должны быть (если принять ошибку в расчет или же дать товарам на FBO продаваться)

Приветствую. "Ждать остается не долго, со следующего месяца ваши расходы по работе на площадке ОЗОН увеличиваются на 200.000 - 300.000 в месяц." - это сумма за хранение? или обратную логистику? откуда такие сумасшедшие цифры

228.000 руб. за хранение 35.000 литров в месяц
остальное обратная логистика

То что новый вРЦ будет удобный и можно будет регулировать отгрузки это конечно хорошо. Но основной вопрос в том что теперь делать с остатками на FBO по которым теперь идет платное хранение и они не продаются ?
Наши расходы на такое хранение составляют 190 027 руб. за Апрель и 282 333руб.за Май
Пока все остатки РЦ не продадутся, а за ними все остатки FBO не продадутся и эти расходы не прекратятся ни о каких новых поставках товаров по вРЦ на ОЗОН с нашей стороны не может идти речь.

Александр, огромное спасибо за вашу статью, хорошо что мы сделали только одну поставку на РЦ. Больше туда возить не будем, лучше как раньше возили так и продолжим возить, хотя бы будет понятно за что будут брать деньги.

В нашем случае конечно было ещё интереснее когда Озон ввел поставки на РЦ. До того как ввели данные поставки, мы спокойно возили товары на склады Хоругвино, Истра (не Павловская Слобода), возили в Казань. А сейчас мы можем отвезти поставку только в Истру, на Хоругвино поставить наш товар не можем, пишет что данный тип товара закрыт для поставки. Что бы записаться на поставку на Истру, свободные слоты только через две недели - т.е. о быстрой подсортировке товаров можно вообще забыть. Сейчас приходится везти в Казань.
Зато на РЦ Истра Павловская Слобода свободных слотов на поставку всегда полно.
Т.е. Озон фактически вынуждает продавцов возить товары на РЦ. Тем самым увеличивая в дальнейшем свои доходы за счёт логистики как в вашем случае.