{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Ozon: как задвинуть товары на 1000+ позицию, подключив продвижение в поиске

Пишу текст для тех, кто продаёт или собирается продавать на площадке: возможно он послужит пищей для размышлений.

Коротко: я произвожу и продаю одежду с функциональными особенностями, продаю ее пока только через Озон. Бренд и нишу не раскрываю, поскольку принципиального значения это не имеет для описания проблем в работе площадки.

Итак, в очередной раз столкнувшись с нерешаемой своими силами проблемой, я обратилась в поддержку. Милые вежливые люди два дня пудрили мне мозг, создавая видимость стараний по решению моего вопроса, но, само собой, ничегошеньки не решили и выдали стандартный ответ про то, что они не отступают от собственных правил (одно из которых - ничерта не работает как задумано). Однако, поскольку один из операторов рекомендовал мне дождаться 00:38 24 ноября (час икс, когда все должно было "починиться"), я решила таки дождаться этого времени, но чуда не произошло.

Я не знаю, до сих пор, каковы причины того, что случилось с "продвижением в поиске" (так задумано Озоном или реально произошел какой-то сбой, который никто не собирается исправлять), поэтому просто опишу ситуацию и сделаю свои выводы в конце (спойлер - я не советую использовать инструмент Озона "продвижение в поиске" в виду его непрозрачности и неэффективности).

Два дня назад, тщетно пытаясь решить проблему, я опубликовала текст у себя в блоге. Не буду его повторять, просто кратко опишу, что случилось.

Поскольку мои товары болтались на 1000+ позиции в выдаче по одному из самых популярных запросов (да и по другим запросам тоже), я решила попробовать подключить продвижение в поиске. На момент подключения этого инструмента рекомендованная (адекватная) ставка по моей категории составляла 4.7%, я выставила 5%. Товары оказались на хороших позициях (при том, что продаю я очень недавно, достаточного количества отзывов для высокого рейтинга у меня пока нет) - в районе 100 места (в зависимости от цвета, региона и ключевой фразы). Меня это более чем устраивало.

Однако вскоре Озон объявил о том, что поднимает минимальную ставку в продвижении в выдаче до 5%, поэтому мне пришлось менять и свою ставку тоже. При рекомендованной ставке 7,9% я решила выставить для своих товаров 8,5%. Средняя позиция оказалась +/- 160. Низковато, потому что через пролистывание выдачи до 160-го товара дойти уже как-то сложно, далеко не каждый покупатель будет настойчиво листать выдачу. Но все же куда не шло.

Но тут совершенно по непонятной причине мои товары в выдаче упали на 190+ место. Конечно, я сразу кинулась проверять рекомендованную ставку (вдруг конкуренты подняли ставки?). Но нет, она осталась прежней - 7,9%.

Внезапно все упали в цене? Посмотрела через личный кабинет покупателя - ничего подобного, цены +/- рубль прежние. Общее количество товаров конкурентов тоже значительно не увеличилось (это было бы сразу видно по общей цифре найденных в категории товаров).

Логического объяснения произошедшему не было. Я решила отключить продвижение. Изменения не заставили себя ждать: товары моментально упали на 1000+ позицию. То есть данные обновляются весьма исправно, тут ничего не скажешь.

Произошедшее не давало мне покоя. Я решила провести эксперимент и повысить ставку до 10% (при рекомендованной в 7,9%). Знаете, что произошло? Ничего! Товары так и не упали ниже 1074 места за эти 4 дня, хотя ставка осталась прежней, а рекомендованная опустилась до 6% (кстати почему? По логике вещей, это должно означать, что конкуренты снизили ставки или тоже отказались от использования этого инструмента).

Вот так выглядит процесс назначения общей ставки на товары в рамках одной кампании. Удобно, что видно конкурентную ставку (остается только верить, что она правильно указана Озоном)

Наблюдая как 2 суток в позиции товаров ничего существенно не меняется, я обратилась в поддержку. Там начали бросать в меня версии: карточка товара плохо оформлена (есессно, это первейший шаблонный ответ на все вопросы); самое возбуждающее нервную систему - "ставка низкая, увеличьте"; Вы, уважаемый продавец, редактировали карточку (не трогала карточки как минимум 2 недели, а скорее и больше, потому что просто причин не было); Вы точно фотки поменяли (говорю ж, не трогала я карточки); врёте, Вы цену поменяли! (не меняла!!!!); Вы товары убрали из акций! (нет, наоборот, добавила в еще большее количество акций); Вы изменили тип склада (нет).

И хотя ничего я не меняла - ни фотки, ни цену, ни карточку в целом, я попросила, чтобы поддержка мне прислала скрин факта, руководствуясь которым они в утвердительной форме заявляют мне, что я меняла цену и просто заливаю им. Они прислали. Далее наглядная иллюстрации логики Озона и сообразительности поддержки.

Я обращаюсь в поддержку с проблемой, что у меня с 22 ноября (утром) товары упали, а они мне отвечают, что причина падения - изменение цены, которое произошло 23 ноября. Логично?

Далее мне начинают объяснять, что любое изменение цены влияет на работу инструмента. Шта???? У меня товары в акциях уже не меньше месяца (скорее даже и дольше), и хотя я не отслеживаю покопеечное изменение цен моих товаров, но я могу с уверенностью сказать, что ни один раз замечала, что цена товара меняется в течение дня (не значительно: иногда это десятки рублей, иногда пара-тройка сотен). Но все это всякие там "озон карты" и ценообразование в рамках участия товара в акциях, а не изменения цены по моей воле через редактирование карточек или управления ценами.

В общем, поддержка закончила тем, что рекомендовала мне ждать сутки с момента изменения цены (то есть до 00:38 сегодняшнего дня). Я подождала, но ничего не поменялось. Об этом я сообщила в поддержку, но, откровенно говоря, совершенно не верю, что Озон что-то починит, поэтому дождусь от поддержки ответа, выложу его сюда и сниму свой товар с продвижения в выдаче, потому что считаю, что платить 10% Озону от цены моего товара за то, что его совершенно случайно найдет какой-нибудь очень старательный покупатель на 1000+ позиции, просто глупо.

По большому счету, добавление нахождение моего товара покупателем с позиции 200+ и 2000+ (куда он грохнется скорее всего после отключения продвижения) - уже дело случая (если терпеливый и въедливый покупатель будет фильтровать выдачу по дополнительным параметрам товара - по цвету, фасону, уповаю - ткани, длине рукава и т.д. А платить за случайность % от цены - не вижу смысла. Уж лучше настроить контекстную рекламу.

Итак, мои выводы после использования инструмента "продвижение в выдаче":

  1. Хорошая задумка (именно - задумка!) для товаров-новичков или для карточек, которые упали в выдаче, например, из-за того, что товар закончился, а поставку задержали. С помощью такого инструмента можно вернуть товар в игру.
  2. Удобно, что (в идеале!!!) можно делать разную ставку на каждую поисковую фразу, потому что у одного и того же товара места в выдаче изначально по разным запросам могут быть разными. За счет разных ставок эти места можно выровнять или усилить позиции только по самым популярным запросам.
  3. Удобно, что есть данные, позволяющие не тыкать пальцем в небо, а сразу делать рабочую ставку (это я о рекомендованной ставке в категории).
  4. Если верить поддержке (что прям таки трудно), то на результат работы этого инструмента влияет любая ерунда: изменения в карточке (ну мало ли, что Вам нужно там исправить? мб покупатели заметили неточность в описании или размерной сетке, или новые более детальные фотки товара подоспели - Вы каждый раз будете стоять перед нелегким выбором: исправить неточности или ошибки в карточке, или уронить ее в выдаче на самое днище), добавление товара на другой склад и, самое бредовое, изменение цены даже не по Вашей вине. В последней причине лично я очень сомневаюсь, потому что у моих товаров цена менялась и до падения каждый день, но все было норм (изменения места в выдаче были, но они были просто несущественными и могли зависеть, например, от повышения ставки конкурентами, выхода конкурентов из продвижения или изменения цен их товаров).
  5. Результаты работы инструмента нужно проверять только через личный кабинет селлера и проверять хотя бы раз в день, потому что все может слететь внезапно, а Вы будете пребывать в уверенности, что все чудно, товар имеет хорошие позиции в выдаче.
  6. Хорошо, что можно оперативно посмотреть место в выдаче товаров, которые подключены к продвижению в выдаче: проверять можно каждый товар или сразу несколько по конкретным ключевым фразам и регионам продаж. Могу только заметить, что сравнивать результаты поиска с данными выдачи по аналогичной поисковой фразе в Вашем кабинете покупателя не имеет смысла, поскольку, скорее всего, Вы уже неоднократно искали свои товары (чтобы посмотреть, как выглядит карточка, например). Алгоритмы помнят историю Вашего поиска, поэтому карточки Ваших товаров будут значительно Выше, чем у постороннего покупателя. Данные о месте в выдаче, которые предоставляет Озон в кабинете селлера, с данными из личного кабинета покупателя не сравнивала, хотя это интересно (надо бы кого-нибудь из знакомых попросить): не нагревают ли и в этом?
  7. И, наконец, это провалы в базе знаний по этому инструменту. Объясняется только то, что и так очевидно, а вот нюансы работы.... впрочем, возможно, о нюансах не знают и сами сотрудники?
  8. Вообще, по итогам моих мытарств, могу сказать, что инструмент, как и многое на площадке, оставляет ощущение какого то полуфабриката, который до первых проблем вроде кое как работает, но только до первых проблем. Но как только ситуация перестает быть штатной, решить проблему никто не может.

В целом, использование инструмента является постоплатным (Вы платите за факт совершения заказа), так что попытка не пытка - Вы смело можете пробовать использовать его. Но готовьтесь столкнуться с нюансами. Еще имейте в виду пару нюансов: 1) Вы платите заявленную ставку от цены проданного товара, который покупатель нашел через поиск (недоказуемо) и заказал. Если он не будет выкупать товар или вернет его, Вы все равно заплатите. 2) Если Вы продаете товар в нескольких цветах, например, но хотите двинуть в поиске только синий цвет, но карточки склеены, при заказе зеленого цвета Вы все равно заплатите объявленную за продвижение ставку Озону. 3) Также Вы заплатите ставку, если товар участвовал в продвижении в выдаче очень давно, оказался в избранном, а заказали его только сейчас. В целом, никаких доказательств того, что покупатель, сделавший заказ, нашел Ваш товар именно через поиск товара в Озоне, в личном кабинете селлера нет. На фоне других чудес такая непрозрачность неприятна и вызывает сомнения.

Надеюсь, текст будет полезен. Спасибо, что дочитали до конца! Всем лучи добра;)

UPD для тех, кому интересны мои наблюдения: идёт 4й день, как я отключила инструмент "продвижение в поиске" (отключила я его 24 ноября, не получив никакого внятного ответа от Озона. Точнее, последний ответ - скрин прикреплен в комментах - гласит, что виноваты распродажи на этот раз). Так вот, никаких изменений (существенных) позиции товара по сравнению с 24 ноября по двум популярным поисковым запросам в моей категории не произошло: по самому популярному запросу товар так и болтается 1075 +/-, по менее популярному на 380-410 позициях. То есть подключение инструмента и назначение довольно высокой ставки, а затем отключение инструмента не дали никакого результата. Делайте свои выводы. Собственные выводы я уже сделала.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Ozon Business

Здравствуйте! Изучим всё внимательно и вернёмся к вам с ответом.

Ответить
Развернуть ветку
AnaShu
Автор

Уважаемый Озон, не напрягайтесь) Вы мне буквально недавно уже ответили в стиле "сам дурак". Теперь, после того, как разработчики окунулись в проблему (поверим Вам на слово), все дело уже не в карточке товара, изменении цен или складе, дело в высоком спросе во время распродаж. Только 21 и 22 ноября никаких распродаж не было (за исключением регулярных акций): 11.11 уже закончилось, а черная пятница еще не началась. Так что отключаю продвижение в поиске, толку в нем нет в том виде, в котором оно "работает" у Вас.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Перепродажный
Общее количество товаров конкурентов тоже значительно не увеличилось

Да и с 160 до 190 тоже не так значительно, всего 16%.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Авдеева

Понятно, что продвижение работает только для удобства самой площадки:)

Ответить
Развернуть ветку
AnaShu
Автор

Я так понимаю, это всё же ирония) Просто у меня ниша не такая дефицитная, как, скажем, юноша рассказывал, как занимался продажей флористической губки. Так у него там конкурентов можно было, условно, по пальцам одной руки посчитать. А у меня этих конкурентов сегодня 200, завтра 205. Ниша, конечно, тоже имеет специфику, но все же это не 5-10 продавцов. Поэтому если кто-то за день-два и прибавился, то это реально от силы 1-2 продавца

Ответить
Развернуть ветку
Ozon Business

Уже разбираем ваш пост здесь — ozon.ru/t/gkJgorz
Вернёмся с комментарием туда)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда