Как могут украсть деньги на инвестициях в российское кино: личный опыт

Долги, судебные иски, невыполненные обязательства продюсера "2Д Фильм" Василия Соловьева.

Инвестиции в производство фильмов относятся к разряду альтернативных и могут принести существенный доход. Однако нужно очень внимательно выбирать проект и, главное, - продюсера, - которому вы доверяете ваши деньги. Прозрачность кинопроизводства – прерогатива развитых рынков, а институт репутации – прерогатива развитых обществ. К сожалению, в России все еще очень печально и с тем, и с другим.

Весной 2021 года компания Frank RG провела митап «Как инвестировать в кино и заработать на этом». Финансисты и продюсеры обсудили перспективы и проблемы вложений в кинопроизводство.

Среди выступающих были продюсер Алексей Казаков, продюсер и режиссер Илья Найшуллер, продюсер компании 2D films («2Д Фильм», ранее ООО «Целлюлоид»), портфельный управляющий фонда «Cinefinance» Василий Анатольевич Соловьёв, известный по успеху фильма «Хороший мальчик». Модерировал дискуссию гендиректор Frank RG Юрий Грибанов. Выступал и руководитель подразделения инвестиционных продуктов и финансового консалтинга банка Ситибанк Михаил Знаменский.

Он отметил «огромный спрос со стороны своих клиентов на альтернативные инвестиционные стратегии, особенно такие, которые приносят доходность в размере около 13% годовых». За такой высокой доходностью часто стоит высокий риск. Один из главных вопросов относительно инвестиций в кинопроизводство – это неясность в отношении рисков: что именно влияет на выход фильма и как эти риски можно снизить.

«Окошко удачных проектов — оно очень узкое», — говорил в эфире продюсер Василий Соловьев. Инвесторам нужно быть в очень хороших и доверительных отношениях с продюсерами, чтобы заключить партнерство».

Эфир нас вдохновил, и по его итогам мы решили попробовать инвестировать в российское кино и написали участнику митапа - продюсеру Василию Соловьеву. В эфире он грамотно излагал свои мысли, и, будучи управляющим фондом для вложений в кинопроизводство «Cinefinance», показался нам наиболее компетентным для первого опыта подобных инвестиций.

Мой муж инвестор, а я продюсер и журналист, 8 лет проработавший в российской версии журнала GQ. Муж искал альтернативный способ инвестирования, мне было интересно попробовать себя в продюсировании кино. После эфира Frank RG мы вступили в переписку с Василием Соловьевым и договорились о встрече.

Наша первая встреча состоялась в «Кофемании» в ТЦ Метрополис. Мы знакомились, присматривались друг к другу, обсуждали возможные способы сотрудничества. Василий Соловьев подарил мне свою книгу «Продюсер», про создание его успешного фильм «Хороший мальчик».

Фильм «Хороший мальчик» вышел в 2016 году. Как выяснится позже, это единственный успешный фильм продюсера Василия Соловьева. А тогда, на нашей первой встрече, мы выпили кофе и разошлись. Возможно, меня должен был насторожить его выбор напитка – приторно-сладенький раф.

Мы договорились, что будем поддерживать связь, и Василий Соловьев пообещал, что сообщит нам, как только у него появится крепкий интересный проект, чтобы мы смогли в нем поучаствовать – мой муж финансово, а я – набираясь опыта на киноплощадке.

Между нашей первой и второй встречей был перерыв в несколько месяцев – я была на последних сроках беременности, и в октябре 2021 года родила ребенка. Вскоре после этого Василий написал нам и предложил увидеться, сказав, что интересный проект у него появился.

Мы на тот момент были уже с новорожденным на руках, и выбираться в Москву нам уже было не очень удобно. Василий Соловьев сказал, что подстроится под нас и приехал к нам на встречу в Зеленоград в кафе «Никольский». На встрече он рассказывал про проект «Счастье мое»1, показал нам трейлер, рассказывал про успехи своей компании. Сказал, что сейчас в его компании образовался «кассовый разрыв» в 10 миллионов рублей, из-за того, что ««НТВ» должны ему очень много денег и все никак вовремя не заплатят из-за бюрократических процедур, но совершенно точно заплатят в ближайшие месяцы и он нам все вернет с процентом».

Соловьев сказал, что деньги ему нужны срочно, но и вернет их он быстро – максимум через 3-4 месяца, когда ему заплатит НТВ. А пока нужно просто срочно закрыть кассовый разрыв. Рассказывал, хвастаясь, как он уже привлек очень крупного инвестора, владельца одного из московских аэропортов – Валерия Когана. Его сын Александр Коган – певец, и Соловьев пообещал отдать ему музыкальные номера в фильме.

Отец на радостях согласился спонсировать картину, чтобы сын исполнил свою мечту и пел в кино на большом экране. Василий Соловьев рассказывал, что был в гостях в их доме, построенном на водохранилище, и какой это чудесный богатый инвестор, и какой он хороший продюсер, раз нашел и привлек такой безграничный карт-бланш. Это же даже ничью любовницу в главной роли не надо снимать, «а поет парень терпимо».

Соловьев звучал убедительно, все эти месяцы регулярно выходил с нами на связь, делился новыми сценариями и ссылками на интересные кино-новости, да и трейлер «Счастье мое» показался нам интересным.

После этой встречи мы дали ему в долг 10 миллионов. Самое некрасивое для меня в этой истории то, что свободных денег у нас на тот момент не было – Василий Соловьев попросил их срочно -, и мы попросили дать ему займ маму моего мужа, тоже инвестора. Фактически – она дала ему 10 миллионов рублей. Мы были уверены, что это интересная инвестиция, а мама мужа очень любит российское кино, и это хорошая диверсификация портфеля.

Когда мы выходили со встречи в кафе «Никольский», то увидели, что Василий Соловьев приехал к нам в Зеленоград на красном порше. Мы невольно пошутили про выбор модели машины для преуспевающего российского кинопродюсера, а он, смутившись, сказал, что это машина жены. «Моя в ремонте».

Мой муж тогда спросил сразу:

- «Василий, а вы можете дать свое финансовое поручительство к этому займу?»

- «Да на мне нет ничего, все на жену оформлено», - ответил он.

Это должно было стать вторым звоночком для нас, но в реалиях нашей страны такие ситуации, когда «все на жену куплено» - не редкость, поэтому мы не сильно встревожились. Но после этой встречи мы поискали в сети информацию о продюсере Василии Соловьеве, но ничего порочащего его репутацию не нашли, ни одной публикации.

По договору займа, который мы с ним заключили, 24 ноября 2021 года он обязывался вернуть нам всю сумму – 10 000 000 рублей – до конца февраля 2022 года. Нельзя сказать, что возврату долга Василием Соловьевым помешали обстоятельства непреодолимой силы ввиду начавшейся 24 февраля 2022 года «операции». Вернуть долг он на словах обещал до «истечения срока».

В третий раз мы встречались уже зимой – стоял мороз и за окном мело. Наша третья и финальная очная встреча состоялась в том же кафе «Никольский» в Зеленограде. Инициатором встречи выступил он, несколько раз подстраивался под нас по времени – было видно, что ему это важно. Сам вызвался приехать в Зеленоград. Мы были рады, ожидая скорого возврата займа. Однако накануне встречи – буквально за день до нее – на «КоммерсантЪ» вышел материал «А счастье было так возможно» о том, что Фонд Кино подает иск на Василия Соловьева на 139 миллионов рублей.

«Фонд кино требует 139 млн руб. с Василия Соловьева и его компании «2Д Фильм»: он обязался выпустить военный мюзикл в 2020 году, но из-за пандемии не смог доделать проект и теперь должен вернуть субсидию. Продюсер заверяет, что фильм будет снят на средства неких новых частных инвесторов. Он участвует и в создании ЗПИФа «Синефинанс» для вложений в кино. Между тем почти все проекты господина Соловьева в последние годы были провальными, и осмысленность вложения в них государственных средств вызывает вопросы у экспертов» ( с) КоммерсантЪ https://www.kommersant.ru/doc/5130638

Мы тут же написали Василию Соловьеву с просьбой прокомментировать статью, но он пообещал, что «это фигня» и он все расскажет при встрече.

На следующий день он приехал к нам в Зеленоград в кафе «Никольский».

Сказал, что голоден, так как весь день был на встречах до нас и не успел поесть. Заказал себе обед, чай и десерт. Жадно набросился на еду. Пережевывая, рассказывал новости – как у них все хорошо в компании «2Д Фильм», что они сделали ремонт и переехали в новый большой офис. Сказал, что скоро снимают интересную сцену для фильма и он обязательно позовет меня на площадку.

Мы не выдержали и сами снова спросили его про статью в «КоммерсантЪ». Правда ли, что к нему и его компании подает иск «Фонд Кино».

Василий Соловьев ответил, что это «формальный иск», что так все часто бывает в кинопроизводстве, что он привлек частные инвестиции (еще раз упомянул Валерия Когана), и что он давно готов вернуть эти деньги «Фонду Кино», но бюрократически, чтобы это было правильно, он должен вернуть Фонду деньги через иск, а «не просто же им перевести на чей-то счет, это большая структура, там все очень забюрократизировано».

Видимо, нам нужно было спросить у него в тот момент, раз все так хорошо в его компании «2Д Фильм», что они «сделали ремонт и переехали в новый офис», почему же он все еще не возвращает нам 10 000 000 рублей. Денег он не вернул.

После этой последней встречи атмосфера как будто изменилась. Нам осталось непонятно, зачем он хотел с нами встречаться еще раз. Денег не отдал, только всю встречу выспрашивал, кто и чем занимаются друзья моего мужа, чем мы еще можем быть ему полезны. Ответ, видимо, его не особенно удовлетворил и вдохновил. За обед Василий Соловьев тогда заплатил сам (обычно мы его угощали), что было, впрочем, не особенно удивительно – ел и пил только он, мы взяли чай просто чтобы что-то взять. Во время этой последней встречи Василий Соловев вел себя уже немного по-другому. Он бегал глазами, выспрашивал, суетился, а уходя перелил остатки чая в свой почему-то розовый термос. Очевидно, его он тоже взял у жены.

Сейчас декабрь 2022 года, прошло больше года с момента дачи займа, и денег Василий Соловьев нам так и не вернул. На митапе Frank RG сообщали, что инвестиции в кинопроизводство несут повышенные риски в связи с неясностью факторов, влияющих на выход фильма. К сожалению, в нашем случае наши деньги до кинопроизводства, очевидно, даже не дошли.

Когда вышел крайний срок возврата денег по договору займа, мы написали Василию Соловьеву, что подаем на него в суд. Он попросил повременить, обещая, что «найдет и вернет деньги и ему просто нужно время». Сказал, что у него есть машина «Рейндж Ровер» (примерная стоимость 2 миллиона рублей) и он может пока переписать ее на нас в качестве гарантии возврата.

Однако, когда мы начали готовить договора для передачи машины и запросили у него документы на нее, Василий Соловьев написал, что «потерял ПТС».

Мы подали в суд. К сожалению, уже в процессе судопроизводства выяснилось, что мы далеко не первые и не единственные обманутые им инвесторы. На сайте суда по ИНН Василия Соловьева находятся несколько исков к его компании «2Д Фильм» от «Эм Эн Ай Диджитал», ООО «РРА», от ООО «Первое музыкальное издательство» и от «Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии».

Дело мы выиграли, и суд постановил наложить арест на счета компании Василия Соловьева «2Д Фильм». Мы получили исполнительный лист, но, когда передали его приставам, выяснилось, что Василий Соловьев вывел полученные средства со счета своей компании почти сразу же после получения этого самого займа, причем не стесняясь вывел средства в том числе и на свое ИП Соловьев Василий Анатольевич. На счетах остались 500 рублей, которые могут взыскать в нашу пользу. 500 рублей из 10 миллионов. Бесценный опыт инвестиций в российское кино.

P.S. Я столкнулась с абсолютной неспособностью опубликовать в крупных и профильных СМИ материал о том, что Василий Соловьев обманывает частных инвесторов, что он – банкрот, должный разным компаниям более 100 миллионов. Просто он занимает такую нишу, которая в силу малых финансовых объёмов проводимых операций никому не интересна? Такая воровка на доверии от кинобизнеса.

«Бюллетень кинопрокатчика» не ответил ни на один мой запрос. Кто-то из знакомых журналистов отвечает «сейчас такая ситуация в стране, все банкротятся, чего вы хотите». Для «Форбс» он фигура слишком мелкая. «Нам такое неинтересно, 10 миллионов не наш калибр», - ответили мои знакомые журналисты из редакции, когда я обратилась к ним с нашей историей. Крупные телеграм-каналы сказали, что никто не знает такого продюсера Соловьева, и он не интересен их читателям, «это же не Бондарчук или Бекмамбетов».

«Вася Соловьёв, ну что ты хочешь, у него такая себе репутация», - отвечали мои знакомые кинокритики, когда я стала писать им, выясняя, есть ли какое-то профильное медиа, где я могу предать нашу ситуацию огласке.

Вот интересно, почему только этой информации про его «такую себе репутацию» нигде не найти в Сети? Статья в «Коммерсанте» про иск Фонда Кино к «2Д Фильм» появилась уже после того, как мы дали Василию Соловьеву деньги. И сейчас, если забить в поисковике «Василий Соловьев продюсер», вы не найдете ничего, кроме этого материала, суть которого он так легко объясняет на словах при личных встречах. А ведь быть может прямо сейчас дает ему очередной заем под честное слово, который он никогда не вернет.

«Счастье мое» — кинодебют режиссера театральных мюзиклов Алексея Франдетти. Это музыкальная драма об артистах, попавших на фронт, которые в результате диверсии уничтожили немецких военачальников. В главных ролях заявлялись Сергей Безруков и Юлия Пересильд.

3838
136 комментариев

Комментарий недоступен

8
Ответить

а не беременную жаль бы не было?

8
Ответить

Спасибо! Ужасная история (

Ответить

Комментарий недоступен

9
Ответить

Вы немного упрощаете и чуть смещаете акценты, но есть же дураки, которым везет. Вот делюсь нашей историей, чтоы другим неповадно было

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Может в прокуратуру или еще какие-то правовые инструменты подключить стоит? ну не может же на этом закончиться

8
Ответить