Как Казахстанский банк ЦентрКредит украл у меня 150 000$

Я, как и многие сограждане, в 2022 году столкнулся с реальностью банковских систем за пределами РФ. Вот мой квест и извлеченный урок!

В начале декабря я оформил SWIFT-перевод своих средств (151 000 $) самому себе в банк Freedom Finance (FF) лично придя в отделение банка ЦентрКредит (БЦК) в Алмате. Сотрудник банка БЦК, оформлявший этот перевод сказал мне, что поскольку перевод осуществляется самому себе, его обработка не займет много времени. Фактически он сказал, что деньги могут дойти до моего счета в FF за один день. Удовлетворенный этими словами я отправился из отделения банка и страны дальше по своему маршруту сильно южнее степей Казахстана.

UPD. Буду обновлять заметку если последует развитие ситуации.

Эмоциональная заметка:

В момент ожидания в очереди в самом отделении банка БЦК меня посещало смутное интуитивное ощущение чего-то нехорошего, но я, как человек со степенью в технических науках, отмел это эзотерическое предзнаменование и прошел к сотруднику с бумажной табличкой за стол.

Несколько вводных фактов:

  1. Я уже был клиентом БЦК и ввел из россии в этот банк 12 миллионов рублей двумя SWIFT-переводами из российского Raiffeisen. БЦК не задал ни единого вопроса о происхождении денег и зачислил их на счет в течении 3-х дней.
  2. Перевод из БЦК в FF необходим мне был для дальнейшего движения средств за пределы Казахстана. Из БЦК этого сделать нельзя так как этот банк не умеет делать SWIFT-переводы из своего приложения. FF умеет.
  3. Поддержка БЦК работает через WhatsApp и отвечает со значительными паузами.
  4. Современность офисов и профессионализм сотрудников БЦК в Алматы сильно уступает его же отделениям в Павлодаре (sic!).

Конкретизируем таймлайн и включаем скрины в нарратив - на них будет основная часть повествования, лучше смотреть скрины подробно.

Перевод оформлен 6 декабря 2022 года.

Первое обращение в поддержку БЦК по поводу перевода — 9 декабря. Отвечают, что необходимо ждать 3 дня.

Чат с поддержкой БЦК<br />
Чат с поддержкой БЦК

Следующее обращение 12 декабря так как я был в пустыне без связи.

Здесь составлено первое заявление по сложившейся ситуации от 12.12.2022. Время ответа в среднем 15 дней! На этом этапе я уже понял, что вляпался надолго и придется долбить поддержку каждый день по мере своих сил. В жизни я все еще находился в путешествии без постоянного места жительства поэтому последовательно разбираться не было ресурса. Вспомнив свое ощущение в отделении 6 декабря далее решил действовать интуитивно.

И написал в поддержку ФФ для уточнения ситуации с их стороны.

В поддержке ФФ мне отвечали очень бодро и резво по сравнению с БЦК. К тому же они сразу дали понять, что перевод не видят. Стали просить GPI трекер из формы MT103.

Серия ответов поддержки банка БЦК в промежутках с 12.12.22 по 21.12.22 из которых становится понятно, что запросить свифтовку можно только в отделении банка.

Снова обращаюсь в поддержку ФФ в надежде, что перевод просто медленно идет. Оказывается, что сотрудник БЦК при оформлении перевода оставил обязательную для заполнения графу пустой. То есть вот она проблема и ФФ говорит, что в таком случае деньги должны просто вернуться на мой счет.

25 декабря поддержка БЦК пишет мне узнать поступила ли сумма перевода…

Ощущение, что они даже и не пытались разбираться в моем вопросе. Каждый раз при общении с БЦК нужны были какие-то дополнительные данные.<br />
Ощущение, что они даже и не пытались разбираться в моем вопросе. Каждый раз при общении с БЦК нужны были какие-то дополнительные данные.

Сообщаю БЦК в чем проблема с переводом по мнению банка-получателя, а их профильные специалисты все еще не разобрались.

Общение с поддержкой БЦК всегда было больше похоже на разговор глухого с немым. Элементарной человечности добиться от сотрудника невозможно.<br />
Общение с поддержкой БЦК всегда было больше похоже на разговор глухого с немым. Элементарной человечности добиться от сотрудника невозможно.

30 декабря я получил подарок под елку, о котором и не мог даже мечтать. Словно степной ветер, сотрудница поддержки БЦК Махаббат спустилась ко мне с хорошей новостью, я так думал.

В моменте меня так переполнило счастье, что я даже решил забить на возврат комиссии за несовершенный перевод, потом одумался. <br />
В моменте меня так переполнило счастье, что я даже решил забить на возврат комиссии за несовершенный перевод, потом одумался.
С каждым днем общение с поддержкой сопровождалось все более длинной простыней входных данных. <br />
С каждым днем общение с поддержкой сопровождалось все более длинной простыней входных данных.

31 декабря я пишу в поддержку снова поскольку ничего так и не поступило на мои счета.

После праздников я уже почти отчаялся и стал написывать в поддержку каждый день. Толку ноль, меня кормили завтраками и просили ждать ответа профильных специалистов. Нормальной информации и подробного ответа от поддержки о том что вообще происходит и почему все так долго не было до сих пор.

Я думал уже страннее быть не может, но 5 января потребовалось еще кодовое слово и 4 цифры карты для идентификации моей личности. Иииии снова ждите ответа профильных специалистов.

Но тут происходит вообще что-то совершенно неожиданное — мне в WhatsApp привязанный к российскому номеру, который я нигде в банках РК не светил, пишет сотрудник отделения оформлявший мой перевод!

Как Казахстанский банк ЦентрКредит украл у меня 150 000$

В моменте сотрудник даже не пытается мне что-то информативное донести, он просто пришел лично сказать, что не собирается оплачивать мою комиссию за невыполненный SWIFT-перевод. Цель этого действия для меня до сих пор остается загадкой!

Подозреваю, что в отделении сотруднику начальник сказал чтобы со мной договорились «по-братски».

На этом моменте у меня уже не осталось ни капли терпения и я стал угрожать судебным разбирательством. В ответ мне предложили заполнить заявление на розыск суммы. Файл выглядел максимально серьезно, оцените.

Как Казахстанский банк ЦентрКредит украл у меня 150 000$

Еще немного ожидания в чате поддержки БЦК

Находясь под впечатлением от общения с сотрудником отделения банка я решил обратиться со своей болью в эмигрантские чаты. Оттуда мне на помощь пришел некий человек, представившийся Алмасом. Алмас безвозмездно предложил мне созвониться в этот же вечер и прояснить свои соображения по моей проблеме. В разговоре он мне объяснил, что ситуацию можно решить направив жалобы в финансовый регулятор РК — НацБанк и в мониторинговое финансовое агентство Казахстана. Предложил мне сходить в эти органы на личный прием и объяснить ситуацию. У этих государственных органов по закону будет два месяца на рассмотрение жалобы. Чтобы не ждать долго Алмас посоветовал взять эти жалобы и отправиться в новый административный суд Алматы. Эта институция отличается от архаичных структур наличием презумпции виновности ответчика и создана для уравновешивания граждан в спорах с государством. Поскольку институция новая к ней много внимания, к тому же в законе об этом суде прописано, что на суд должен являться в качестве ответчика первый руководитель любого госоргана или организации. Так как судебные дела для банка весьма невыгодны ситуация будет решена в досудебном порядке через медиацию на площадке суда. Во всяком случае так мне объяснил Алмас, представившийся бывшим сотрудником прокуратуры и ныне работающий корпоративным юристом.

Вооружившись этими знаниями я решил сообщить о своем намерении банку. Вот что из этого вышло.

В итоге я написал в заявление на возврат средств по просьбе поддержки БЦК.

Как Казахстанский банк ЦентрКредит украл у меня 150 000$

В 15:15 6 января я отправил первый вариант своего сурового заявления на возврат суммы в поддержку БЦК, в 15:51 поддержка попросила меня переделать это заявление с указанием фамилии начальника отдела переводов. Заканчивая написание этой статьи я решил заглянуть в приложение БЦК и увидел, что в 15:31 151 000 $ была возвращена на мой счет в банке.

Комиссия за несовершенный перевод все еще не возвращена!

Махаббат отработала как надо, остальные конечно вызывают большие вопросы.<br />
Махаббат отработала как надо, остальные конечно вызывают большие вопросы.

Итого: 1 месяц и 16 минут потребовалось банку ЦентрКредит, чтобы вернуть деньги, которые он должен был перевести.

Сколько еще потребуется на взыскание комиссии неясно.

Главным выводом из этой ситуации для меня стало осознание важности моей личной интуиции и необходимости развития умения прислушиваться к этому чувству. Если бы я прислушался к нему и не делал перевод в последний день пребывания в РК, то сохранил бы себе много времени и спокойствия. Выводить из РК деньги личным присутствием все равно придется.

Для всех остальных предлагаю эту пасту как памятник эмигрантскому опыту россиян в 2022 году. Всем банкирам - невкусно кушать, всем людям доверять чутью!

Отдельное удовольствие — это помощь юристов Казахстана. Там смешно прям.

Написал этому товарищу, что все решилось у меня. А его предложение помощи за 22 000 $ выглядит по меньшей мере наглостью - узнал что такое казахский сервис еще лучше.

1919
49 комментариев

Нынче модно использовать как в жёлтых газетах заголовок? У меня украли 150т$, а в конце статьи они уже на счету.

17
Ответить

Польза статьи в том чтобы показать весь путь от состояния "украли" и до "вернули". Весь путь может быть полезен другим людям в похожей ситуации или для исключения повторения таких неприятностей!

6
Ответить

Срочно верните Никите комиссию 🤛🤛💦

4
Ответить

Привыкли тут в России что не то что жалоба на Тиньков, публичная жалоба на Сбер или Альфу имеет действие и проблемы стараются решить если она возникла. При этом на откровенно простых операциях - проблема просто не может возникнуть а в других странах все по другому :)

4
Ответить

Да, безусловно банковская и телекоммуникационная инфраструктура и уровень сервиса в России были на высоком уровне, не берусь говорить, что лучшие в мире, но склонен так предполагать. Поэтому считаю этот опыт вдвойне полезным для себя и всех остальных как отрезвляющий глоток реальности. Всегда полезно свериться с объективными фактами.

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Это вам не Монако, это Багдад))))

3
Ответить