Как ВКонтакте кидает своих авторов
В этом посте я расскажу вам историю о том, как я 7 лет вёл сообщество во Вконтакте, а потом был кинут платформой. Начнём по порядку.
7 лет назад я создал группу ради развлечения и начал накидывать туда контента. Дабы избежать лишних упоминаний, имя группы останется секретом, поделюсь лишь темой – видеоигры специфического жанра. Тематика оказалась очень успешной, и ввиду отсутствия конкурентов я быстро набрал первую тысячу подписчиков. На данный момент сообщество насчитывает несколько десятков тысяч подписчиков.
Всё это время я следовал рекомендациям ВКонтакте: делал исключительно уникальный контент, вручную беря новости с первоисточников (в основном, на английском) и подавая аудитории информацию в удобном виде. Судя по откликам, просмотрам и лайкам – это нравится людям. Сейчас у меня крупное сообщество с большим активом, которое давно вышло за пределы ВК.
Пару лет назад я подключился к партнёрской программе ВК и успешно монетизировал своё сообщество: каждый день оно приносит около 200-300 рублей, что за месяц выдаёт неплохую сумму для побочного заработка. Всё было бы идеально, но...
4 апреля ВКонтакте решили изменить условия партнёрской программы на невыполнимые. Если раньше для того, чтобы начать получать доход, платформа требовала лишь 7500 просмотров на записях в среднем, то теперь нужно следующее:
- 1250 новых подписчиков каждый месяц
- 30% из них должны просматривать ваши посты
- ну или набрать 500 000 подписчиков
Анонс новых условий вызвал огромную волну хейта и набрал более 1800 негативных комментариев. Проблема в том, что вы можете делать 24 поста в сутки, вы можете сидеть весь день в работе над сообществом, но прироста в 1250 подписчиков добиться нереально, просто потому что это от вас не зависит. Вы можете влить в таргет, где средняя цена подписчика сейчас составляет 10 рублей, и получить данный прирост за 12500 рублей в месяц – но это не выгодно, поскольку партнёрская программа приносит меньше. Что касаемо миллионников, для них проблемой является уже 30% охвата, ведь умная лента зачастую не показывает посты своим подписчикам и повлиять на это никак нельзя, кроме как покупать таргет постов на своих же пользователей, что опять же не выгодно.
Кстати, анонс новых условий партнёрской программы был ещё зимой 2022-2023, он тоже словил волну хейта, и тогда ВКонтакте ушли на "подумать". Увы, подумать не получилось и они вернулись с тем же самым.
В общем и целом, новые условия значат, что от партнёрской сети отлетят примерно 90% сообществ.
Получается, всё это время админы групп делали всё согласно рекомендациям "умной ленты" в вк и получали заработок за уникальный контент и не трешовые посты. А теперь на них просто плюнули. Плюнули, кстати, в угоду блогерам, ведь теперь акцент платформы смещён на тех кто перешёл с запрещённых соц.сетей.
Что же ВКонтакте предлагают взамен? Ну, "собирайте донаты". Гениально. Ещё они предлагают экспертную поддержку всем сообществам, у которых более 800 подписчиков в месяц. Сейчас я покажу вам уровень этой экспертной поддержки: загляните в очень интересную группу "департамент по работе с сообществами". Это та самая "экспертная поддержка".
Посмотрим, что советуют эксперты:
Ребята, вы серьёзно? Это "экспертные советы"? По-моему, это очевидные вещи, которые становятся понятны даже бабе Зине, неделю назад открывшей своё кулинарное сообщество. И вся лента данного "экспертного" сообщества выглядит в таком же духе. Очевидные советы от людей, которые абсолютно не понимают специфику сообществ в ВК. Я на протяжении нескольких лет все эти рекомендации выполняю, почему меня исключают из партнёрской программы из-за отсутствия 1250 подписчиков в месяц? Где конкретные советы, как их набрать, не вливая по 12000 рублей в рекламу каждый месяц?
Впрочем, неудивительно, ведь экспертами заведует некая Инна Сидоркина.
Если бегло пробежаться по странице данного "эксперта", то становится очевидно, что это какой-то случайный (или нет?) комьюнити-менеджер по найму, который понятия не имеет, как продвигать сообщества во ВКонтакте и просто работает на своей должности комьюнити-менеджера, попутно постя фоточки с занятий боевыми искусствами.
Второй админ "департамента" вообще некий ноунейм Vlad Schuster с пустой страницей и всего одной фотографией.
Вот они, эксперты, которых мы заслужили, теперь они будут помогать бесполезными советами тем, кому перестали платить.
Я более чем уверен, что ни у одного из "экспертов" нет личного сообщества, соответствующего новым условиям партнёрской программы. Какова цена советов таких экспертов?
Кстати, я был успешно забанен в их сообществе после того как я... написал комментарий с критикой новых условий партнёрской программы. Без мата, без оскорблений. Вот такая работа ВКонтакте с авторами.
Собственно, так поступают и с другими в этой "экспертной" группе поддержки – просто трут негативные комментарии от разъярённых авторов, а под рядом постов вообще комментирование отключают.
Зачем всё это делается, зачем портить хорошо работающую партнёрку? Ну, по всей видимости, ВКонтакте решили отрубить 90% сообществ от партнёрки, чтобы все эти деньги направить новоприбывшим блогерам. Посмотрим, насколько их хватит и не плюнут ли они на них точно также, как на своих авторов, через пару лет. Ведь недавно VK купила контроль в коммуникационном агентстве по работе со звездными блогерами. Вот тут можно почитать подробнее.
Напомню также, что с начала зимы админы всех групп взвыли о падении охватов (а значит – о снижении дохода). Админы сеток миллионников начали жаловаться на то, что их записи видит максимум 10% подписчиков. Всё благодаря очередной правке алгоритмов в умной ленте, которая теперь показывает сплошную рекламу и рекомендации, состоящие в основном из блогеров (совпадение? не думаю). В общем, теперь достучаться до своих же подписчиков ВКонтакте нельзя, они просто не увидят ваш контент. Вы можете почитать экспертную аналитику данной ситуации в этой хорошей статье на vc.
Мораль этой истории такова: не вкладывайтесь в сообщества ВКонтакте. На вас плюнет администрация, вас забанят за критический комментарий, вам отключат выплаты. Эта платформа не стоит того, чтобы серьёзно на ней работать.