У Остапа Бендера было четыреста сравнительно честных способов отъема денег у населения, опсосам еще учиться и учиться

Давно живу. Мобильной связью пользуюсь с 2000 года, когда в моей местности появился первый GSM опсос — чисто областной. С тех пор перепробовал всех реальных операторов («большая четверка») и одного виртуального.

Мелким жульничеством страдают все. Впервые попался на модемной симке МТС лет 15 назад — влепили подписку 30 рублей ежесуточно на модем на работе. Рано утром, часов в шесть, когда в конторе никого. Потом были другие эпизоды, детали опустим, но давайте попробуем обобщить. И обозреть.

Итак, на текущий момент мне известны три сравнительно честных способа отъема денег у клиента, независимо от его стажа, количества активных симок и приверженности любимому оператору. Рассмотрим в историческом порядке.

Дисклаймер: слово «жульничество» ниже употребляется в бытовом, обывательском смысле. Не следует приравнивать юридически значимому термину «мошенничество». Данный текст не является предъявлением претензий или обвинением, это разбор ситуаций и мое оценочное суждение.

Первый способ

(Постепенно уходит в историю?.. Во всяком случае, пик баттхерта в интернетах прошел лет 10 назад. Давненько не попадались на глаза яростные жалобы в интернетах.)

Те самые левые подписки — 30, потом 50 рублей в сутки, быстро выжирающие баланс, после чего офигевший клиент начинает ругаться с бедной, ни в чем не повинной девочкой из первой линии саппорта.

Подленький способ, никакого согласия на списание денег в пользу левого поставщика не запрашивают, сам факт подписки саппорт пытается объявить твоими личными действиями. Ага, гаражные ворота подписались, как кто-то возмущенно писал.

Жульничество организованно тонко.

Во-первых, ни проверить наличие подписки, ни отписаться самостоятельно ты не можешь (позже — как минимум, у Теле2 и Мегафона — такая возможность появилась). Только через обращение в саппорт.

Во-вторых, некоторый процент клиентов никогда не подвергается атаке, и из них сам собой формируется пул «возражателей в интернетах»: — мол, у меня десять лет пять симок, на себя, жену, детей и тещу, никогда такого не было! (вывсеврети)

На ботов опсоса отнести это полностью нельзя — я знаю лично двух таких живых людей, никак не ангажированных. Они искренне не хотели верить в подлость любимого оператора.

Особо пикантный момент: в одной области Мегфон даже предлагал услугу для защиты от левых подписок (!) Всего за сто рублей в месяц <мы не будем тырить у вас деньги> предлагали блокировку от такой беды. С издевательским примечанием мелким шрифтом — кроме <перечень ситуаций>. Я это видел лично, пройдя по предоставленной ссылке на официальный сайт. Правда, в тот момент выйти через меню сайта на эту услугу у меня не получалось, да и скриншот я бездарно пролюбил. Однако, могу засвидетельствовать под присягой — я это видел!

Чуть менее пикантный момент — придумали особый «контентный» счет, с которого только и можно было списывать за «услуги». И, конечно же, все опсосы постарались обставить этот счет массой неудобств: временное существование счета, созданного онлайн, и необходимости заботиться о возобновлении (Мегафон, три месяца); инструктирование работников салонов чинить препятствия клиенту, желающему такой счет завести через письменное заявление (лично сталкивался у Мегафона и Теле2).

Если сильно ругаться, деньги обычно возвращают. Не всегда — Теле2, когда только вошла в наш регион и перекупила Ростелеком вместе со мною, оказалась непобедима в голосовом общении, а в салон я не поехал, забил. Подписку-то отключили, хоть и сворованную копеечку не вернули.

Припоминается реклама Тедледвы из тех времен — да мы такие все из себя честные, да мы клиента не кидаем! Да-да-да, расскажите мне еще сказку, я только задремывать начал. :)

Отметились все федеральные — кроме, разве что, Йоты, которая особо хвасталась в рекламе, что у нее такое ни-ни! Неявное обвинение конкурентов в жульничестве.

И — вроде бы Билайн несколько лет назад заявил публично, что таким больше баловаться не будет — неявно признав за собой жульничество в прошлом.

Характерная особенность — неадекватная цена за мусорную услугу, всегда это дрянь какая-то, даже не анекдоты по утрам. (за 50 рублей в сутки!) И, вроде как, менеджеры опсосов осознали за десятилетие, что как-то совсем уж хуцпа — не в европах, чай, живем.

Второй способ

Тебе принудительно подключают подписку на платную услугу. Уже не от левого контрагента, от самого опсоса. Услуга может быть и полезной для части клиентов, но лично тебе она ни в дугу не уперлась. Якобы в виде бонуса — первые 1-3 месяца она бесплатна, но потом включается списание, причем, ты просто так не узнаешь ни о факте подключения, ни об окончании «акции», когда начнут списывать деньги. Никаких извещений, узнать можно, только зайдя в личный кабинет и пройдя по закоулкам. Очевидно, что подавляющее большинство клиентов эти заниматься не будет не только регулярно, а примерно никогда.

???

PROFIT!

Этот способ применяется до сих пор. Для разнообразия и приличия, может прийти СМС, но если симка стоит в модеме, а модем в роутере — угадайте с трех раз. Тонкое жульничество — множество пользователей, которые пополняют баланс по принципу «что-то маловато осталось» даже не замечают впаренной подписки.

Переругивание с саппортом обычно помогает вернуть уворованные денежки, да хотя бы узнать, что за беда такая случилась.

Третий способ, новый, с которым столкнулся на днях.

Симкарта, которой давно не пользуешься, внезапно «оживает» и начинает активно накручивать долг. За услуги, которыми ты не пользуешься. Трудно ведь пользоваться услугами посредством симки, которая у тебя лежит в коробочке, чисто на память. Или на всякий случай, как это было у меня.

Так бы ладно, и даже заметить не было возможности (реальной), но чрезмерно креативный манагер придумал списывать неправомерную задолженность с другой симки. С угрозой внезапной блокировки из-за выдергивания очередного месячного автоплатежа на списание якобы долга. Чисто случайно зашел в админку модема поправить настройки. Тут-то оно и выявилось.

В моем случае разбирательство с Мегафоном дало положительный результат — принесли извинения «за неудобства» и отменили «долг». Тем самым, неявно признав неправомерность и этой схемы сравнительно честного отъема денег у населения. Ведь, действительно, ты чувствуешь некоторое неудобство, когда какой-то стержень с бугра непринужденно запускает руку тебе в карман. И не поспоришь.

(Теорема о пределах: нет предела изобретательности манагера в погоне за KPI.)

Что я хотел сказать этим пространным спичем. Вот не угадаете.

В нашем Б-госпасаемом государстве мобильная связь и не менее мобильный интернет настолько дешевы и настолько хороши, что все цивилизованные (в прошлом) страны печально завидуют, даже пересчитав по паритету покупательной способности. И по этому поводу могу лишь выразить глубокую благодарность доблестным нашим опсосам (это не ругательство, это сокращение от «оператор сотовой связи»).

Из этого следует очевидный вывод о реальной себестоимости мобильной связи — на месте евро-штато-японских пользователей я бы немного расстроился.

На этом фоне отдельные эксцессы исполнителей — вряд ли этой грыжей (лат. hernia) занимаются владельцы и топы, это явно самодеятельность низкоуровневых манагеров, страдающих излишней живостью ума — общей картины не портят, а лишь добавляют нам, простым обывателям, уверенности в положительных трендах текущей жизни. Когда онлайн-обращением, не отрывая тухеса от дивана, ты решаешь вопрос в свою пользу.

На то и карась в море, чтобы щука, внезапно сломав зуб о жесткий хребет, задумалась о бренности сущего. Или о сущности бренного, как получится.

P.S. Не могу не отметить, также, действенность раскрученных интернет-ресурсов, типа vc.ru — на очумевших в атаке отдельных манагеров внезапный пост проливается <живительными люлями> <золотым дождем> ненужное вычеркнуть.

44
реклама
разместить
13 комментариев

Про гаражные ворота читал. Есть еще один интересный развод: включить какой-нибудь гигабайт интернета в тарифный план, а сверх - считать помегабайтно по цене крыла самолета. Листанешь разок ленту - ползарплаты как не бывало )

3

Где-то в середине нулевых сидел на Скайлинке. Был такой региональный оператор на вымершем ныне стандарте (уж и название забыл).
У него, в принципе, было честно — лимит 2 ГБ, после исчерпания интернет отключался. Но я таки однажды попал на -500 рублей.
Качал фильмец, чтоб истратить остаток трафика перед очередным ежемесячным платежом. И не проконтролировал. А биллинг эту сессию не оборвал, как можно было бы предполагать. Он только новые сессии блокировал. Выкачал весь файл, а баланс улетел в минус. Эта сессия ведь началась в последние сутки тарифного периода, и засчитана была туда, хотя уже и новые сутки наступили, и период обновился. Лимит закончился, и начисление пошло помегабайтно.
Утром смотрю — интернет не работает, на счету лежит несписанный месячный платеж (он был меньше 500), и долг 500 с копейками.
В салоне отспорить не удалось, а дальше воевать я не стал. Тупо некогда было этим заниматься, на двух работах работал.

Если быть до конца честным и справедливым, то все описанные ситуации - законны. В договоре прописано право подключать и отключать услуги и брать за это деньги. Мы не читаем условия тарифов, , которые тоже очень своеобразные и часто меняются, а уж договор вообще никто не читает. Многие даже не осознают, что номер вообще не Наш, а по сути в аренду берём. В целом все ситуации с насосами можно решить в свою пользу (или почти), главное во время заметить. Я перешёл на постоплатную систему, там есть счета и ты каждый месяц видишь, за что ты платишь.

Комментарий недоступен

3

Если быть до конца честным и справедливым, то большинство описанных ситуаций незаконны. Договор не может нарушать гражданские права. Тут просто расчет на то, что большинство людей не заметит или не захочет бороться за несколько десятков или сотен рублей. А для опсоса это сотни миллионов и даже милларды, украденных у населения денег.

Хм... как я скучно живу, вот за 20+ лет со всеми операторами большой тройки (что такое большая 4-ка?.. Теле2 воспринимать как системообразующего оператора, как Францию рассматривать страной победителем) ни разу такого не было...

Угу, вот только Т2 РТК холдинг (Теле 2), обшел по количеству абонентов Вымпелком (Билайн) и занимает 3е место в РФ, а даже когда он был на 4месте разница, то отставал всего на несколько процентов, т.ч. не признавать его системообразующим - это все равно, что утверждать, что именно США и союзники победили во 2й мировой войне, а СССР лишь оказал небольшую поддержку.

1