Бенчмаркинг НКО: итоги 2022 года в благотворительности

Платформа «Если быть точным», созданная фондом «Нужна помощь», и платежный сервис CloudPayments (входит в группу Cloud) регулярно проводят совместный мониторинг фандрайзинговой деятельности некоммерческих организаций «Бенчмаркинг НКО». На этот раз «Если быть точным» и CloudPayments выясняли, как в 2022 года менялись благотворительные пожертвования. Рассказываем, что изменилось в сфере благотворительности за последний год.

Изображение CloudPayments
Изображение CloudPayments

Частный фандрайзинг перестал расти

  • В 2022 НКО собрали примерно на 3% больше в сравнении с 2021.
  • Но этот рост не покрывает размер официальной инфляции в 12% и значительно ниже ожидаемого в 2022 году прироста.
  • В декабре 2022, традиционно успешном для фандрайзинга месяце, сектор собрал на 11% меньше, чем в декабре 2021 года.
  • Для сравнения: прирост пожертвований 2021 года к 2020 году составлял 28%. Прирост только на 3% в 2022 году говорит о том, что фактически рост частного фандрайзинга приостановился. Так, сохранить объемы сборов в деньгах удалось, но вырасти – нет.
  • Больше всего пострадало традиционно популярное направление «Медицина и здравоохранение» – объем сборов снизился на 7%. Так как сборы по нему составляют 50% от общей суммы сборов на сектор, снижение существенно влияет на общую картину сборов на благотворительность.
  • Помощь социально уязвимым группам (в том числе беженцам) по итогам 2022 года выросла на 35%.
  • Помощь правозащитникам уменьшилась на 13% за год, а помощь бездомным животным и экологии увеличилась на 67% в среднем на направление.

Последствия событий 2022 года благотворительный сектор будет ощущать еще очень долго. Резкое снижение объемов пожертвований в 2022 году — это первая ответная (эмоциональная) реакция на происходящие события. Технические проблемы с платежными системами, волна снятия денег со счетов, отъезд многих доноров в другие страны — каждая массовая тенденция сказалась на объеме пожертвований. Дальше до нас будут „добираться“ последствия этих событий: снижение доходов граждан, безработица, снижение уровня доверия к благотворительности в целом. Теперь фондам придется делать намного больше не для того, чтобы расти и помогать больше, а для того, чтобы снижение объемов пожертвований, а значит и помощи подопечным не становилось критическим.

Алёна Удаленкова
менеджер по работе с частными донорами БФ «Нужна помощь»

Размер пожертвований почти не вырос

В 2022 году размер среднего пожертвования — что разового, что рекуррентного — вырос незначительно с 2021 года.

Данные CloudPayments и платформы «Если быть точным»
Данные CloudPayments и платформы «Если быть точным»

2022 год негативно сказался на секторе благотворительности. Помимо экономических трудностей, жертвователи стали испытывать и технические — разовые пожертвования в один клик с помощью привычных зарубежных pay-сервисов (Apple Pay и Google Pay) стали невозможны. Понимая важность удобства моментальной оплаты, мы в CloudPayments, оперативно начали интегрировать отечественные платежные инструменты — в 2022 году появилась возможность оплаты с помощью Yandex Pay. А в 2023 году планируем добавить и другие российские pay-сервисы — Tinkoff Pay и SberPay, а также оплату через СБП. В ближайшее время мы выпустим обновленную платежную форму для НКО: с ее помощью оплата будет происходить в пару кликов. Мы верим, что это позволит благотворительным организациям восстановить прежние объемы пожертвований.

Татьяна Глазачева
CEO CloudPayments
55
Начать дискуссию