Telegram для бизнеса: как коммуницировать с аудиторией и увеличивать свою популярность

Telegram стремительно развивается, его уже без ложной скромности можно назвать полноценной социальной сетью.

В этой статье расскажу об основных видах контента, которые стоит использовать компаниям при продвижении в TG, способах этого продвижения, возможностях автоматизации процесса коммуникации с ЦА, а также о главной новости последних дней: новых функциях для бизнеса.

Telegram для бизнеса: как коммуницировать с аудиторией и увеличивать свою популярность

Содержание

Поговорим о статистике

Если рассматривать объем аудитории у Telegram, то он растет «не по дням, а по часам»: ежедневно мессенджером пользуется 47% всего населения России (заметьте, этот показатель у него выше, чем у ВК, YouTube и Дзена!).

Но все же, что представляет из себя нужный бизнесу пользователь Telegram?

Для понимания не будем брать данные «из воздуха», а воспользуемся статистикой из сервиса TGstat.

Итак, гендерное соотношение аудитории равное.

Изображение из архива автора
Изображение из архива автора

Географическое распределение не удивляет: по объему аудитории пальма первенства принадлежит Москве, Санкт-Петербургу и Московской области. Разрыв между ними и регионами пока ощутимый, но, уверена, что он будет сокращаться, ведь мессенджер стремительно наращивает популярность.

А вот на разбивку аудитории по профессиональным нишам бизнесу точно стоит обратить внимание: преобладают представители IT, маркетинга, производства и торговли. Это привлекательные для B2B сферы.

Изображение из архива автора
Изображение из архива автора

По должностям в том числе раскладка довольно интересная: TG пользуются и владельцы бизнеса, и топ-менеджмент компаний.

Я веду к тому, что прошло время, когда можно было думать, что продвижение в Telegram для B2B — «дело несерьезное». Уверена, что целевая аудитория любого, даже самого специфичного проекта, найдется среди пользователей мессенджера.

Безусловно, самое важное — выбрать правильный подход к продвижению.

Частый вопрос, который слышит команда Комплето от Клиентов: как же все-таки привлекать аудиторию и, внимание, куда?

Как раз об этом расскажу дальше.

Как продвигаться в Telegram

Итак, куда можно вести пользователей с помощью Telegram.

Telegram для бизнеса: как коммуницировать с аудиторией и увеличивать свою популярность

Продвигаться в мессенджере можно органическим способом (условно-бесплатным) или коммерческим.

К органическому продвижению можно отнести

  • публикации виральных постов;
  • комментарии к постам в других каналах;
  • кросс-маркетинг;
  • совместные онлайн-мероприятия;
  • продвижение на других площадках (сайт, соцсети, YouTube и подобное)

К коммерческому —

  • посевы в Telegram или через Яндекс Директ;
  • реклама в Telegram Ads или МТС Маркетолог;
  • продвижение Telegram-канала через Яндекс Бизнес и/или Яндекс Директ.

Что выбрать: группу или канал

Могу сказать, что при выборе стоит учитывать цели, задачи и ресурсы компании.

Отдать предпочтение Telegram-каналу стоит тем, кому нужна односторонняя коммуникация с целевой аудиторией.

Важные нюансы, которые стоит иметь в виду:

  • количество подписчиков не ограничено. При этом взаимодействовать друг с другом они не могут;
  • администратор Telegram-канала может публиковать любые сообщения, добавлять и исключать участников, а также закрыть канал в любое время;
  • подписчики могут только читать публикации, но не создавать новые;
  • высокий уровень приватности (профили других подписчиков посмотреть нет возможности);
  • чат доступен всем участникам с момента создания канала;
  • можно хоть как-то наблюдать за статистикой: виден охват каждого поста (количество его посмотревших подписчиков). Но полностью охват канала узнать не получится;
  • когда к каналу присоединяется новый подписчик, уведомление об этом видят только администраторы.

А вот группу в Telegram стоит создать тем, кто хочет собрать пользователей в некое сообщество или «болталку», так как в ней все участники могут общаться и обмениваться файлами.

На что еще стоит обратить внимание:

  • администратор может ограничивать взаимодействие участников;
  • количество подписчиков ограничено — 200 тыс.;
  • рутины станет больше, так как необходимо контролировать всеобщее взаимодействие и сохранять «здоровое» общение между участниками: удалять спам, отправлять в «бан» подписчиков, нарушающих правила и нерелевантных бизнесу, тратить время на вопросы в личные сообщения и т.д.;
  • сохранить анонимность не получится: даже если участника нет в контактах, можно изучить его профиль (важное отличие от канала);
  • участникам доступны старые чаты, но администратор может отключить к ним доступ для новых пользователей;
  • охват публикаций, как в канале, не виден. Но понять активность подписчиков можно по объему пользователей, участвующих в обсуждениях;
  • уведомление о присоединении нового пользователя видят все, но можно это «исправить», подключив к группе специального бота с функцией удаления таких оповещений.

Но как бизнесу сделать правильный выбор и не ошибиться?

По моему опыту, каналы подходят производителям: односторонняя коммуникация не помешает показать продукт и доказать свою экспертность в нише полезными материалами. В том числе их часто создают HR-бренды, желающие что-либо транслировать своей аудитории.

Скажу так: остановить выбор на канале стоит тому бизнесу, который не хочет обзаводится дополнительными рутинными задачами из-за необходимости следить за взаимодействием участников, а также тем компаниям, которые планируют контролировать информацию, поступающую пользователям, и использовать ее в качестве мотивации на совершение целевого действия.

Довольно часто можно столкнуться с авторскими каналами от компаний, которые ведутся их амбассадорами. Самое интересное, по статистике такой формат отнюдь не страдает от отсутствия популярности (они на втором месте после новостных), что легко объяснимо: людям недостаточно просто прочитать какую-то новость, они хотят углубленной информации — комментария от эксперта, мнению которого доверяют.

Изображение из архива автора
Изображение из архива автора

Так что специалисту важно не только иметь свое мнение, но и способность его грамотно выразить и аргументировать позицию.

Компаниям это тоже дает своего рода выгоду: через авторов можно транслировать ценности бренда и доказывать экспертность.

А вот группа, у которой совсем иная механика, подойдет авторам, запускающим онлайн-курсы или желающим создать профессиональное сообщество. Допустим некоторые производители создают группы в Telegram, чтобы познакомить каких-то ключевых поставщиков.

Изображение из архива автора
Изображение из архива автора

Хочу еще раз акцентировать ваше внимание на том, что, выбирая формат, стоит ориентироваться на цели, задачи и учитывать имеющиеся ресурсы, а также особенности ниши и целевой аудитории.

И помните, что при выборе точно стоит помнить о комфорте ЦА: где ей будет удобно с вами коммуницировать.

Контент всему голова

Будем честными, контента в Telegram немало, несмотря на то, что это мессенджер. Разберем самые популярные для бизнеса варианты.

Фото и видео с подписью

Формат можно использовать для анонсов и вовлечения аудитории во взаимодействие.

Изображение из архива автора
Изображение из архива автора

Изображения здесь можно назвать лицом поста. С его помощью просто привлечь внимание подписчиков, но при подборе стоит помнить об общей стилистике канала и айдентике бренда.

Сделать акцент на изображении (или обложке, если используется видео) можно, разместив на нем какую-то смысловую часть.

Этот формат поможет донести нужную информацию до пользователей и вовлечь их во взаимодействие, мотивировать, например, на изучение материала на сторонней площадке, а также сформировать желаемый визуальный образ бренда в глазах подписчиков.

Полезный контент

Не может не радовать положительное отношение пользователей TG к полезному и интересному контенту.

Об этом факте стоит помнить и предоставлять аудитории материалы, которые соответствуют ее ожиданиям, чтобы потерять их внимание и не получить «мьют» на канал.

Такого формата контент часто публикуют лидеры мнений, компании и эксперты.

Например, команда Комплето не упускает возможность поделиться полезными статьями, провести мероприятия и опубликовать видео, отвечающие на популярные у аудитории вопросы по маркетингу и не только.

Важный нюанс: не рекомендую выпускать публикации только о продукте. Отвечайте материалами на вопросы, волнующие вашу ЦА, рассказывайте о новостях вашей ниши и давайте по ним экспертные комментарии, что покажет и докажет вашу заботу об аудитории.

Также стоит помнить, что пользователи мессенджера лояльно относятся и к развлекательному контенту, можете уместно шутить, чтобы ваш пул материалов не был «пресным», и аудитория не скучала.

Витрина товаров

Некоторые пользователи используют Telegram как личный дневник или даже добавляют в Избранное «запавшие в душу» подборки.

Такую особенность аудитории многие интернет-магазины взяли «на заметку»: публикуют разнообразные подборки с товарами и добавляют активные ссылки, ведущие в их карточки:

<p>Изображение из архива автора</p>

Изображение из архива автора

Помочь пользователям ориентироваться в материалах можно, разработав систему навигации по хэштегам.

Разумеется, подобная механика больше подходит B2C-сегменту, но и B2B-компании могут ей воспользоваться, например, чтобы привлечь внимание ЦА к каким-нибудь определенным продуктам.

Платный контент

Некоторые авторы, например, блогеры или коучи для монетизации контента или образовательных курсов создают каналы с платным доступом (по подписке).

Механика довольно проста: аудитория оплачивает доступ к контенту или каналу за определенный период и радуется возможности изучить уникальную и полезную информацию.

Безусловно, на владельца канала в данном случае накладываются определенные обязательства: регулярно обеспечивать подписчиков актуальным, регулярным и уникальным контентом, чтобы не обмануть их ожидания, не потерять аудиторию и, соответственно, источник прибыли.

Карточки

С помощью карточек можно привлечь внимание пользователей, напомнить о себе, а также доступно и просто объяснить сложный материал, например, ответить на частые вопросы аудитории или создать инструкцию по использованию сложного продукта.

Разумеется, создавая карточки, стоит помнить о фирменном стиле бренда, чтобы не нарушить целостность восприятия материалов.

<p>Изображение из архива автора</p>

Изображение из архива автора

Дайджесты

Такой формат помогает аккумулировать все важные новости в одном месте.

Он полезен тем, кто публикует большое количество материалов или, например, новостей и при этом не хочет их сопровождать комментариями.

Также дайджест можно использовать в качестве навигации по актуальным продуктам/услугам.

Опросы

Опросы — геймифицированный контент, с помощью которого можно не только повысить активность, но и получить полезные данные для эффективного выполнения бизнес-задач.

Такой формат помогает познакомиться со своей аудиторией, выяснить ее потребности, что крайне важно знать при подготовке релевантного и полезного контента.

Изображение из архива автора
Изображение из архива автора

Аудиофайлы и «кружочки»

С помощью аудиофайлов и кружочков можно «завоевать сердца» подписчиков, не любящих текстовый контент, а также привлечь внимание всей аудитории и быстро донести информацию в другом формате.

Скажу так, разнообразие в ленте точно не помешает.

Трансляции

Трансляции в Telegram можно назвать своеобразным аналогом прямых эфиров на других площадках: возможно проведение как в видео-, так и в аудиоформате. При этом полное вовлечение не требуется, многие слушают фоном.

Например, трансляции используют для проведения эфиров в формате «вопрос-ответ» с экспертом или даже обзора нового продукта.

Как видите, есть из чего выбрать: видов контента много «на любой вкус».

Я все-таки рекомендую экспериментировать: периодически выпускать разные форматы и следить за реакцией аудитории. Помните, что самое главное — это ее потребности, которые стоит удовлетворять, в частности, и с помощью контента.

Делюсь списком типов постов, который поможет собрать тысячи просмотров.

Чат-боты и автоматизация

Конечно, чтобы не потерять эффективность при внедрении автоматизации, необходимо грамотно использовать чат-ботов и обеспечить их достаточным функционалом.

Telegram для бизнеса: как коммуницировать с аудиторией и увеличивать свою популярность

Безусловно, преимущества такой оптимизации неоспоримы:

  • простое использование. Не нужно скачивать какие-либо дополнительные приложения;
  • можно обеспечить быстрое и бесконтактное общение. Примечательно, что чат-боты способны обрабатывать до 80% распространенных простых запросов, а 30% пользователей ждут ответа не более 10 секунд;
  • безопасность. Telegram-боты обеспечивают высокую степень защиты данных.

Но везде свои нюансы: при внедрении чат-ботов будут необходимо будет разработать сценарии на базе определенных триггеров, а также предусмотреть разные варианты развития событий.

Про преимущества чат-ботов и основных сценариях использования я писала подробнее в этой статье: Чат-боты в B2B: перспективы развития и целесообразность симбиоза с ChatGPT.

Изображение из архива автора
Изображение из архива автора

Создать чат-бота будет проще с нашей подборкой сервисов.

Посевы: нативная реклама

Посевы — рекламные публикации в Telegram-каналах, которые нативно вписываются в общий контент.

Узнать, как правильно подготовиться к такого рода интеграциям, можно в этом материале.

Telegram для бизнеса

31 марта Telegram «выкатил» новые функции для бизнеса, доступные любому пользователю. Что сможет сделать владелец бизнес-аккаунта:

  • указать в профиле часы работы и адрес своей компании, а также отметить её местоположение на карте. Так пользователи поймут, как найти компанию и открыта ли она в нужное им время;
  • добавить собственный текст и стикер на страницу пустого чата, в котором пока нет ни одного сообщения. Например, добавить информацию о товарах или поприветствовать клиента сообщением с айдентикой бренда;
  • подключить быстрые ответы — короткие команды для отправки заранее заготовленных сообщений, в которых поддерживаются форматирование текста, ссылки, стикеры, файлы и медиафайлы. Например, подготовить в виде сообщений ответы на часто задаваемые вопросы, допустим, можно расписать график работы;
  • автоматизировать коммуникацию с помощью приветственного сообщения. Также есть возможность установить период, по истечению которого пользователю снова придет сообщение;
  • подключить к своему аккаунту ботов, анализирующих сообщения и отвечающих от имени аккаунта.

Сейчас эти возможности доступны пользователям с подпиской Premium бесплатно. Но, как пишет в новости сам TG, на ограниченный период.

Думаю, что все вышесказанное подтверждает, что возможности Telegram не стоит игнорировать бизнесу.

Теперь стоит понять, как сделать продвижение эффективным.

Саммари: как повысить результативность продвижения

Перед началом продвижения в TG:

1. проанализируйте свою ЦА на предмет присутствия ее в мессенджере. Уверена, что результат будет положительным;

2. позвольте аудитории следить за вашей активностью там, где ей комфортно;

3. изучите интересы целевой аудитории и потребности, активность конкурентов и на основе этого разработайте механику взаимодействия с подписчиками;

4. размещайте полезный, интересный и уникальный контент, используя различные его форматы и типы;

5. выберите подходящий формат привлечения ЦА. Делюсь таблицей, которая ощутимо облегчит эту задачу. Соотнесите возможности форматов с вашими потребностями и определите наиболее подходящий именно вам.

Изображение из архива автора
Изображение из архива автора

Успешного привлечения и эффективной коммуникации с аудиторией!

Еще больше новостей про digital-маркетинг можно найти в нашем telegram-канале.

До связи!

1010
10 комментариев

А есть те сферы бизнеса из b2b кому тг не очень подойдет?

1

На мой взгляд, при продвижении в ТГ важна не столько сфера, сколько бизнес-цели конкретной компании. Если необходимо увеличить охваты, прогреть аудиторию и привлечь в канал и на другие площадки более качественный трафик, повысить вовлеченность потенциальной ЦА и и ее лояльности, то мессенджер — тот канал, работу с которым стоит сделать частью стратегии продвижения.

Если, например, нужна быстрая лидогенерация, то лучше протестировать сначала другие каналы и инструменты или запускать несколько параллельно.

1

А когда можно будет запустить РК в ТГ по
1) отпечаткам пальцев владельца.
2) По контенту сообщений в TG
)))))

1

Блин, аудиофайлы и кружочки - это зло, если ваша аудитория их не любит

1

Согласна) Поэтому думать надо в первую очередь именно о потребностях аудитории и ее комфорте)