#Нужноделать: агрегатор информации о комплексных обедах в ближайших общепитах

Существует актуальная проблема в обеденное время для всех без исключения людей, которые где-то работают и еду с собой не берут. Где вкусно поесть в комфортной обстановке и так, чтобы недорого? Вот эту проблему и будем решать.

В 2018 году активизировались стартапы в индустрии еды. Сейчас существует уже довольно много сервисов, которые агрегируют заведения общепита на предмет доставки еды и делают это успешно. Можно сказать, рынок уже поделен, но не всё так просто. Когда доставляют эту еду, у вас должно быть место, где вы её съедите. Если вы работаете в бизнес-центре и не хотите есть в офисе, то вы обычно идете в столовую или ищите ресторан, который недорого в обеденное время продает бизнес-ланчи.

Я предлагаю сконцентрироваться на поднише комплексных обедов и создать агрегатор, который не будет их доставлять (во всяком случае на старте), но предоставит исчерпывающую и актуальную информацию по меню и условиями комплексных обедов в заведениях вокруг.

Какие проблемы для клиента существуют, и как мобильное приложение их решает?

У всех людей во время работы возникает вопрос: "Где поесть вкусно, в хорошей обстановке и, желательно, недорого?" Если человек недавно работает в новой компании, то у него с этим может возникнуть проблема, так как он просто не знает куда пойти. Интуитивно он ищет на карте столовые. Если вблизи нет столовых или человек хочет избежать очередей, поесть в приятной обстановке и вкусно, то он может искать кафе и рестораны. Стоит отметить, что во многих ресторанах есть комплексные обеды ( обычно действующие с 11 до 15 часов), и стоят они ненамного дороже, чем полноценный обед в столовой.

Когда человек постоянно ходит в одно заведение, он может и не знать, что вокруг довольно много недорогих возможностей вкусно и недорого поесть. Он банально может стесняться просто спросить об этом в ресторане или кафе и по привычке идет в столовую. В то время как он стоит в очереди, потом ютится на неудобных стульях и в конце убирает за собой сам, его коллега может тратить столько же, сидя в приятной атмосфере и получая качественное обслуживание.

#Нужноделать: агрегатор информации о комплексных обедах в ближайших общепитах

Исходя из этого, можно выявить следующие проблемы:

  • Незнание интересных предложений по комплексным обедам поблизости.
  • Проблема с поиском заведения, где поесть в обеденное время.
  • Когда человек приходит в заведение, чаще всего он не знает, что там будет. Возможно, сегодняшний комплексный обед он не захочет.
  • Боязнь показаться глупым. Человек банально из-за этого может даже не спросить про комплексный обед в удобном для него заведении.

Как эти проблемы решает мобильное приложение?

У приложения будет два основных режима работы. Первый - это список предложений по комплексным обедам в зависимости от близости к вам, второй - это карта, на которой отображаются заведения, где можно вкусно и недорого прямо сейчас поесть.

#Нужноделать: агрегатор информации о комплексных обедах в ближайших общепитах

Когда мы заходим в карточку заведения, то мы можем посмотреть его описание, фотографии, видео и прочее, а также детально просмотреть предложения данного заведения. Первыми отображаются предложения по комплексным обедам, далее отображается остальная информация. Также в самой карточке заведения будут располагаться спецпредложения или акции данного заведения.

#Нужноделать: агрегатор информации о комплексных обедах в ближайших общепитах

Как эти проблемы решает мобильное приложение? Какие проблемы существуют у общепита, планирующего реализацию комплексных обедов на рынке?

  • Проблема с информированием потенциальных клиентов об интересных предложениях или акциях.
  • Обеспечение полной загрузки заведения в это время, чтобы держать объем.
  • Раскрутка и упаковка своих комплексных обедов. Важно не просто донести, важно еще убедить клиента, чтобы он пришел обедать именно в это заведение.

Если не разобраться со всеми этими проблемами, то решение с комплексными обедами для заведения может быть нерентабельным, и владелец потеряет деньги и время. Особенно этот вопрос стоит остро, если заведение новое или недавно ввело комплексные обеды.

Поэтому если владельцам заведений дать своеобразную гарантию, что их предложение будет просмотрено большим количеством людей, и они смогут повлиять на это рекламным путем, то их это точно заинтересует.

Как эти проблемы решает мобильное приложение?

У каждого заведения есть личный кабинет, где представитель заведения может опубликовать предложение и редактировать карточку своего заведения. Помимо всего этого, он может выделить своё заведение и предложения в мобильном приложении.

Владелец заведения сможет использовать данный сервис не только как информационную среду, но и как рекламный инструмент. Он сможет публиковать различные акции и спецпредложения, выделять свою компанию среди конкурентов, делать пуш-рассылку по своим клиентам, которые уже были в его заведении, или по клиентам вокруг.

#Нужноделать: агрегатор информации о комплексных обедах в ближайших общепитах

Для простого обывателя польза приложения заключается в удобстве поиска и выбора наиболее интересных вариантов комплексных обедов, а для заведений - возможность информирования широкой аудитории о своих предложениях.

Сколько будем зарабатывать? И как?

Если смотреть на рынок комплексных обедов, то им приходится конкурировать со столовыми. Мобильному приложению также придётся с ними конкурировать.

Раз наш прямой конкурент - это столовые, то давайте посмотрим на их рынок в РФ.

Объем рынка столовых в миллиардах рублей. На графике представлена информация до 2011 года. К сожалению, другой информации мне не удалось найти, но и этого хватит, чтобы понять потенциал рынка. С 2012 года идёт прогноз рынка.
Объем рынка столовых в миллиардах рублей. На графике представлена информация до 2011 года. К сожалению, другой информации мне не удалось найти, но и этого хватит, чтобы понять потенциал рынка. С 2012 года идёт прогноз рынка.

Как видно на графике, объем рынка столовых в РФ в 2017 году составил 90 миллиардов рублей. В среднем, рынок растет на 5% в год, а это означает, что можно спрогнозировать рост рынка до 120 миллиардов рублей к 2023 году.

Прогноз объема рынка столовых на основе роста в прошлые годы до 2023 года в миллиардах рублей.
Прогноз объема рынка столовых на основе роста в прошлые годы до 2023 года в миллиардах рублей.

Мы видим, что объем рынка столовых в 2019 году составляет 99 миллиардов рублей, и если мы занимаем рынок на 5%, то получается, что мы "откусываем пирог" в размере 4.95 миллиарда рублей в год. Эти деньги уйдут в заведения, которые будут в мобильном приложении.

Данный показатель также весьма интересный, если работать с инвесторами. При определенных навыках можно придумать интересную модель монетизации всего этого и прилично зарабатывать.

А сколько мы заработаем?

Чтобы примерно рассчитать этот показатель, давайте ознакомимся с объемом рынка общепита в РФ.

График выше говорит о том, что объем рынка в РФ в 2015 году составил 1300 миллиардов рублей. Соответственно, потенциал этого рынка огромен, и сейчас самое время подумать о том, чтобы выйти на данный рынок. Несмотря на то, что с 2014 года рынок упал, чему есть вполне серьезные основания, сейчас он явно оживился и растёт.
График выше говорит о том, что объем рынка в РФ в 2015 году составил 1300 миллиардов рублей. Соответственно, потенциал этого рынка огромен, и сейчас самое время подумать о том, чтобы выйти на данный рынок. Несмотря на то, что с 2014 года рынок упал, чему есть вполне серьезные основания, сейчас он явно оживился и растёт.

Помимо объемов рынка, нам также важно знать количество заведений, чтобы была возможность продавать им наши услуги.

Количество заведений общепита в России с 2009 по 2015 год.
Количество заведений общепита в России с 2009 по 2015 год.

На 2015 год в РФ работает порядка 76200 заведений. Допустим, комплексные обеды готовы предоставлять 30% от этого количества, что составляет 22860 заведений, потенциально готовых с нами работать. И это только данные за 2015 год! Сегодня картина изменилась в сторону прироста на 15-20 %, а значит потенциально сейчас с нами готовы работать 27432 заведения. Это огромные цифры для подписной модели.

Какие варианты заработка?

1. Берем абонентскую плату за то, что заведение присутствует в приложении, по 1000 рублей с заведения. Смешная сумма для заведения?

2. Берем абонентскую плату за то, что заведение присутствует в приложении, по 5000 рублей с заведения. Уже интересней.

3. Берем % от брони столика и комплексного обеда в заведении, к примеру 5%.

4. Продаем премиум-размещение на месяц стоимостью 15000 рублей. Тот случай, когда заведение будет показываться первым и выделяться среди других.

5. Делаем всё бесплатно в начале, чтобы потом обложить всех абонентской платой или продаться компании X.

Чтобы выполнить план по подключениям, нам нужен мощный колл-центр или развёрнутая сеть из партнеров по городам, которые сами на месте будут развивать наш бизнес. Также, это IT-бизнес и, если на старте рентабельность будет слабая, то через год она должна будет стремиться к 40%. Это вполне реальная рентабельность, если погрузиться глубоко в расчеты, но мы же не книгу пишем, поэтому пока просто возьмем 40% рентабельности за основу. Если будем подключать по 100 заведений в месяц, потенциал у нас 1200 подключенных заведений в год.

Считаем, что если в этом месяце мы подключили 100 заведений, то под конец следующего месяца у нас будет уже 200 платящих заведений, потом 300 и так до конца года. Понятно, что обязательно нужно будет делать демо-доступ к платформе на 1-4 недели, но мы этим сейчас пренебрежем, так как мы разбираем идею, а не прописываем полностью финансовую модель бизнеса.

В итоге получаем следующие цифры по каждому из вариантов:

1. 7.800.000 рублей оборота в год. Очень сложно будет поддерживать рентабельность на уровне 40% при данной цене для заведений особенно в начале. Однако, через год можно уже весомо поднять цены. Многие, кто платил, продолжат платить, но, даже если не поднимать цены, можно всё равно продолжить увеличивать обороты и зарабатывать.

#Нужноделать: агрегатор информации о комплексных обедах в ближайших общепитах

2. 39.000.000 рублей оборота в год. При рентабельности 40% - это прибыль 15.600.000 рублей. Это уже интересно и будет достаточно денег для рекламы. Все деньги, конечно, в карман не получится положить, так как нужна будет активная реклама мобильного приложения.

3. Чтобы посчитать примерный уровень дохода будем использовать объем рынка. Как было написано выше, объем рынка общественного питания в РФ составляет 1300 миллиардов рублей в год. Допустим, из всего оборота 10% вполне могут приходиться на столовые и комплексные обеды, это 130 миллиардов рублей. Если мы занимаемся 1% от этого рынка, то получаем 1.3 миллиардов рублей, 5% от этой суммы - это 65.000.000 рублей в год. Весьма интересный вариант, учитывая, что рынок постоянно растет и есть огромный потенциал по росту этого рынка, если смотреть на другие рынки. А ведь если все хорошо пойдет, вполне можно заниматься и 2-10% от этого рынка. Можно отказаться от других моделей бизнеса и сконцентрироваться только на этой, но можно её использовать как дополнительную.

4. Допустим, из всех заведений 10% будут заказывать премиум-размещение, это будет означать, что мы дополнительно заработаем 11.700.000 рублей.

5. Если будет достаточно финансирования, чтобы не брать оплату в первый, второй и третий год работы, то это будет замечательно! В итоге можно вырасти до очень весомой капитализации и продаться компании Х.

3 и 4 пункт могут идти параллельно с другими и являться дополнительным заработком к основному.

Мы видим, что с точки зрения заработка бизнес весьма интересный и перспективный, причем потребность действительно сейчас назрела. Большинство денег, которые будут зарабатываться в первый год, нужно будет инвестировать в рекламу, чтобы развивать данную платформу.

Мы сделали расчёт всего на 1 год в данной статье, но понятно, что если компания будет существовать 10 лет и стабильно расти, то доходы от деятельности могут легко превысить миллиард рублей. А если работать не только в РФ и активно осваивать другие рынки, доходы могут достигать миллиардов долларов.

Ниже посмотрите интересную картинку по количеству оборота общественного питания в миллиардах рублей в других странах.

Оборот рынков общественного питания по странам в миллиардах рублей.
Оборот рынков общественного питания по странам в миллиардах рублей.

Если посчитать оборот общепита на 1 человека, то получаем 8.855 рублей при условии, что в РФ 146.804.372 человек населения на 2017 год. В США этот показатель равен 131.245 рублей на одного человека при условии, что у них численность населения в 2017 году - 327.631.340. Здесь мы понимаем, что наш рынок при любом раскладе будет расти, так как это просто огромный разрыв между США и РФ.

Сколько денег нужно, чтобы все заработало?

Можно развиваться исключительно на деньги новоиспеченной компании, а можно в целях экономии строить партнёрскую сеть, франчайзинговую сеть, набирать дилеров и т.д. Работа с партнёрами существенно сократит расходы на привлечение заведений и раскрутку в общем приложения по стране.

Я сам просчитывал сколько нужно, чтобы разработать данное мобильное приложение с админкой для себя и для заведений. Получается в районе 1-3 млн. рублей. Разрабатывать есть смысл в регионах, тогда точно в эту сумму уложиться вполне реально.

Но после запуска нужна будет активная реклама. Думаю, чтобы компания заняла определенное место на рынке РФ нужно закладывать минимум 10 млн. рублей на раскрутку в первый год, а лучше все 30 млн. рублей.

В итоге, чтобы запуститься полноценно нужно порядка 33 млн. рублей, а чтобы запуститься экономно понадобится около 11 млн. рублей. Ниже по суммам я бы не рекомендовал, так как можно просто не успеть набрать критическую массу доли на рынке до того, как другие большие компании заинтересуются данной нишей.

Есть также вариант запуска в очень экономном режиме за 5 млн. рублей, но в этом случае нужно будет делать франчайзинговую сеть, и львиной долей от доходов делиться с партнёрами.

Я полагаю, есть как минимум год после запуска, чтобы набрать критическую массу доли на рынке.

Как вам данная идея?
Взлетит!
Я бы сам попробовал, если бы были деньги
Купят компанию до того, как взлетит
Ну как-то так. Вроде да, а вроде и нет. 
А что вообще сейчас здесь происходило?
Не взлетит!

Если идея понравилась и вы готовы инвестировать деньги на этот проект, пишите мне в социальных сетях: сможем более подробно обсудить данный бизнес и запустить его. Сейчас есть собственная команда разработчиков, опыт в построении франчайзинговой сети и время для этого проекта. Пишите мне в социальные сети.

Хочется отметить, что графики, присутствующие в статье, были взяты с исследования, которое проводил РБК в 2016 году. Исследование доступно публично и все могут с ним ознакомиться по ссылке. Однако, визуализацию для статьи подготавливал самостоятельно.

P. S. статья была написана в рамках конкурса, если у вас возникла конструктивная критика или вопросы, то прошу писать их в комментариях. Если будет возможность дополнять статью, то некоторые вопросы из комментариев буду вставлять вниз данной статьи. Спасибо всем за внимание! Спасибо VC.RU и банку "Сфера" за данный конкурс. Мне довольно интересно читать статьи других участников.

77
30 комментариев

Очень много написано с таблицами. Тем временем, недавно фрии озвучивал такой проект как "НаЛанч". По бегло полученной информации это вроде как раз это самое.

1
Ответить

Это еще раз говорит о том, что рынок готов к таким проектам. За ФРИИ не слежу, но интересно было бы узнать про этот проект, есть ссылка на него?

В интернете и на сайте ФРИИ ничего не нашел.

В любом случае данная идея еще не реализована на рынке, но точно будет реализована думаю через 1-2 года, вопрос в том, кто будет реализовывать и как.

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Не понятно, откуда такие позитивные прогнозы по востребованности приложения.
Подавляющему большинству потенциальных пользователей приложение нужно 1-3 раза и только в момент смена места работы. Дальше откусим от этого итак скромного числа тех, кто не является социофобом и способен спросить у новых коллег, где пообедать. Или даже просто проследить за ними. При такой реальной востребованности приложение лишается вирального эффекта для распространения, тем более, если основной целевой аудиторией являются социофобы.

И с позиции заведений - зачем им вы? Новые люди приходят на бизнес ланчи так же редко, как и новые люди на работу в среднестатистический офис. А потом они ходят туда, где им понравилось и редко смотрят по сторонам.

1
Ответить

Приложение будет востребовано, постоянно слышу от сотрудников обсуждение где и что поесть, людям надоедает и они ищут что-то еще. Идея сформирована из своей собственной потребности и потребностях моего окружения. Понятно, что всегда будут те, кому приложение не нужно. Года два назад говорили, что никто не будет заказывать на агрегаторах еды, но сейчас очень много людей это делают (хотя и очень мало в % соотношении).

Рынок меняются и спрос на подобные сервисы будет только расти.

По поводу:

"И с позиции заведений - зачем им вы?" - это вопрос к упаковке и продажам. Если хорошо упаковать и наладить продажи, все пойдет и оплаты будут. Также, писал в статье проблемы заведений и как приложение их решает.

В любом случае спасибо за комментарий.

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Возможно. Да здесь нужна мощная реализация. На самом деле раскатать можно любую идею, только вот стрельнувшие проекты раскатать не получится. Читал много раз в книгах, когда состоятельные люди жалеют, что не вложились в определенные проекты (значит не поверили).

Ответить