ЕС усиливает регулирование токенизированных активов и переводов криптовалют: разбираемся в новшествах MiCAR и WTR

Летом Евросоюз усилит надзор за своими провайдерами криптоуслуг. Что изменилось в законах, похоже ли это на российские ЦФА и что будет с криптопереводами – разбираемся в сегодняшней статье.

Принятый в прошлом году законодательный акт MiCAR (Markets in Crypto-Assets Regulation), начнёт действовать в Европейском Союзе с лета этого года. Его целью является создание гармоничного регулирования для всех стран-участниц, обеспечение безопасности и прозрачности для инвесторов и пользователей цифровых активов в ЕС. Нельзя сказать, что раньше регулирования не было, но оно было «лоскутным» — часть криптоактивов покрывались законами, написанными для других финансовых инструментов, некоторые законы принимались единичными странами-участницами.

Евросоюз регулирует оборот цифровых активов при помощи MiCAR, а переводы криптовалюты — через WTR II.     image: freepik

Главная новация — это именно создание единого правового поля цифровых активов в ЕС, что упрощает соблюдение законодательства для компаний и инвесторов. А основная задача, которую решили законодатели — отрегулировать и гармонизировать правовые отношения, которые уже де-факто сложились, поскольку услуги, связанные с токенизированными активами в Евросоюзе очень даже оказываются.

MiCAR будет применяться к физическим и юридическим лицам, выпускающим криптоактивы, к тем, кто оказывает сопутствующие услуги, а также к обороту многих видов токенизированных активов. При этом переводы криптоактивов попадают под уточнённую версию другого закона, который вступает в силу одновременно — Wire Transfer Regulation (WTR II).

Что регулируется в MiCAR

«Криптоактив» определён в MiCAR как «цифровое представление ценности, которое может быть передано и сохранено в электронном виде на основании технологии распределённых реестров или схожей технологии». Определение, как мы видим, очень широкое. К счастью, далее в законе уточнено, что MiCAR покрывает три конкретных вида цифровых активов:

  • Utility token — токены, которые предоставляют право на получение товара или услуги;
  • EMT — токены, которые поддерживает стабильную стоимость за счёт привязки к курсу какой-либо валюты (стейблкоины);
  • ART — токены, поддерживающие стабильную стоимость за счёт привязки к стоимости какого-либо имущества, либо нескольких видов имущества, в том числе валют.

Важно, что EMT и ART должны быть обеспечены активом, к которому привязана их стоимость. Обладатели EMT и ART при их погашении могут потребовать как предоставления актива, так и его денежного эквивалента.

MiCAR не распространяется на любые цифровые активы, которые не являются ART, EMT или utility token. Особо подчеркнем, что MiCAR не применяется к активам, которые уже регулируются другими общеевропейскими законами, например депозитам, не регулирует цифровые права, удостоверяющие возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам.

MiCAR выдвигает целый ряд требований:

  • к прозрачности и раскрытию информации при выпуске и допуске к торговле криптоактивов;

  • к введению авторизации и надзора за поставщиками криптоуслуг (CASP), эмитентами ART и EMT;

  • к защите владельцев криптоактивов при выпуске, публичном предложении и допуске к торговле криптоактивами, защите клиентов CASP.

Надзорные органы и вступление в силу

MiCAR наделяет существенными полномочиями два органа – European Banking Authority (EBA) и European Securities and Markets Authority (ESMA). Они ответственны за выработку многих технических регламентов в рамках MiCAR и надзор за их соблюдением.

MiCAR вступает в силу поэтапно, переходный период начинается с 30 июня 2024 года. Основные положения начинают работать с 30 декабря 2024 года, но поставщики криптоуслуг, работающие в соответствии с текущим национальным законодательством, и обратившиеся за разрешением на работу в рамках MiCAR, могут продолжать свою деятельность до 1 июля 2026 года, или пока не получат лицензию или отказ в лицензии CASP в рамках MiCAR. Отдельные государства-члены ЕС могут устанавливать свой собственный переходный период и применять упрощенные процедуры лицензирования для тех организаций, которые уже работают в рамках профильного национального законодательства.

Регулирование перевода средств

Самый интересный для многих инвесторов момент – как всё это повлияет на переводы криптоактивов. Соответствующие обновления в WTR II (Wire Transfer Regulation), которые охватывают криптоактивы, вступят в силу с 30 декабря 2024 года и предусматривают, что информация о происхождении платежа и бенефициаре должна быть разглашена для всех переводов криптоактивов, без минимальной суммы. Перед тем, как передать эти средства в распоряжение получателя, провайдеры обязаны проверить, что источник перевода не находится под ограничительными мерами или санкциями, и в отсутствии рисков отмывания денег и финансирования терроризма.

Весьма важно, что правила влияют на транзакции с un-hosted wallets (то есть криптокошельками, которые полностью находятся под контролем частного лица, работающего в блокчейне без криптобирж и других посредников). Если такой кошелек взаимодействует с кошельком у провайдера криптоактивов (CASP), то провайдер обязан применять правила контроля. Если клиент отправляет или получает более 1000 евро с собственного un-hosted кошелька, CASP обязан проверить, что этот анонимный кошелек реально подконтролен клиенту.

Сходства и различия с законами РФ

Европейское деление цифровых активов основано на совершенно других принципах, чем в России. В РФ все активы, выпускаемые на основе технологий распределённого реестра, регулируются специальным законом, что снимает неопределенность в применении специального законодательства. Европейское же регулирование разделяет активы на классические финансовые инструменты и на иные цифровые активы. Поэтому оно не такое всеобъемлющее, а из-за двойственности может возникать неоднозначность — какое законодательство применимо к конкретному цифровому активу.

C учётом этой важной оговорки, можно условно провести следующие аналогии с категориями цифровых прав, установленными в российском праве:

  • utility token являются близкой аналогией утилитарных цифровых прав;

  • ART, которые привязаны к иному имуществу, помимо валюты, можно сравнить с гибридными цифровыми правами;

  • EMT и ART, которые привязаны к валюте, схожи с цифровыми финансовыми активами.

При всём этом MiCAR не регулирует цифровые права, удостоверяющие возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, которые выделяются в законе РФ.

Чему поучиться соседям?

О пользе и инновационности MiCAR мы спросили у Алевтины Камельковой, управляющего партнёра Findustrial Consulting Group.

Правила, предусмотренные MICAR, сложно назвать передовыми. Они скорее являются попыткой отреагировать на необходимость регламентации уже сложившихся на рынке отношений, которые в других юрисдикциях регулируются уже давно.

Алевтина Камелькова, управляющий партнёр Findustrial Consulting Group

На данном этапе европейское законодательство в значительной степени разрознено, поэтому его сложно назвать флагманским опытом. Часть цифровых активов, которые обладают характеристиками классических финансовых инструментов, регулируются актами, применимыми к рынку ценных бумаг. Другая часть цифровых активов регулируется MICAR. Но при этом все еще остаются иные цифровые активы, которые не относятся ни к одной из названных категорий и имеют не до конца определённый правовой режим.

Российская же практика, в свою очередь, является одной из передовых в мире и применяется ко всем цифровым правам, существующим на основе технологии распределенного реестра. В частности, отечественное законодательство обеспечивает высокую степень транспарентности процедур по выпуску, обращению и погашению цифровых прав.

Узнать больше о цифровых правах можно в этом блоге и на сайте Атомайз, а про новые выпуски ЦФА и ГЦП мы оперативно рассказываем в нашем Telegram.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда