Что за ХОМЯК, в которого все ТЫКАЮТ? Про кликер HAMSTER KOMBAT

Вступление

Сегодня мы поговорим про хомяка, который наделал шума везде, где только можно. Он побывал в трендах ютуба и навел шороху даже в Госдуме. Кликают все. Кликают везде. Кликают днем и ночью. Дома, в транспорте, в спортзале, на учебе и на работе. Кликают одни и целыми семьями. Больше 40 миллионов игроков по всему миру. И десятки миллионов подписчиков в официальных соцсетях. Но помимо того безумия, которое сейчас происходит ко мне поступало множество сообщений: Катя, расскажи про хамстер-комбат. Что за хайп? Там зарабатывают деньги, просто тыкая на хомяка. Это мошенники или реальность? У меня есть знакомые, которые на нее подсели. Хочу спасти их от этой пирамиды.

И честно скажу, мне тоже стало интересно разобраться в этой теме, особенно после того, как это коснулось моей семьи и моих коллег по работе. Добило меня, наверное, вот это. Я захожу на YouTube, а тут в трендах техно-блогер Вилсаком, который откровенно, нативно, на всю свою миллионную аудиторию рекламирует эту игру вместе со своим ребенком. Привлечь сына, как по мне, сомнительный ход, хотя вполне понятно, зачем это сделано, ведь так можно привлечь к игре внимание еще большего количества детей.

И глобально вся эта игра выглядит максимально сомнительно и вызывает очень много вопросов. И рекламу у нас принято помечать по закону. А знаете, почему я уверена, что это была именно реклама? Да потому что одно из заданий в этой игре — это посмотри видео Вилсакома и получи 100 тысяч монет, которое появилось прямо почти одновременно с самим роликом. Какое совпадение.

А теперь вопрос, для чего это сделано? А все очень просто, чтобы с помощью армии хомяков вывести это видео в тренды ютуба. И у них это получилось. А потом это видео органично будет набирать все больше и больше новых просмотров и, соответственно, новых пользователей.

Итак, хамстер комбат, это игрушка, в которую играют чуть ли не все вокруг. Наверняка вам тоже вылетали вот такие вот видео, где люди нажимают или тапают по мультяшному хомячку. В сети куча роликов о самой игре, о том, как в нее играть, видео с лайфхаками на тему, как сорвать куш или натапать по хомяку как можно больше раз, ну и конечно же, просто шуточные видосы разной степени адекватности и юмора.

Количество хомяков-игроков действительно поражает. На официальной страничке в YouTube на момент подготовки этого ролика было более 19 миллионов подписчиков. В официальном Телеграм-канале более 30 миллионов. И если верить этой аналитике, сообщество игроков на прошлой неделе насчитывало около 100 миллионов пользователей. И больше 40 миллионов из них это активные пользователи, то есть те, кто самозабвенно тапают по хомяку ежедневно, и это все несмотря на то, что игра завирусилась только в конце мая, да и запущена немногим раньше, 25 марта этого года, так что только вообразите эти безумные темпы роста.

И нет, дело не в том, что это такая какая-то классная и интересная игра, совсем не в этом. А дело в том, что у игроков есть теоретическая возможность на ней заработать. Почему именно теоретическая станет понятно чуть позже. Ну а теперь самое время разобраться, как эта игрушка вообще работает.

В чем же суть игры?

Итак, вся суть хомяка – это зарабатывать виртуальные монеты и прокачивать свой доход в час. При этом скачивать для этого абсолютно ничего не нужно. Игра доступна прямо через бот в Телеграмме. И по сути она работает как типичный проект из серии «Играй, чтобы зарабатывать». То есть это игра, где за счет активности можно заработать криптовалюту и NFT-токены. Но вместо скучных терминов из мира крипты, участников здесь ждет мультяшный хомяк, которому суждено стать руководителем криптобиржи. И, соответственно, ее же и развивать.

В самом начале игры хомяка бреют. Понимайте это, как хотите, но лично мне нравится параллель с фразой "стричь хомяков". Это биржевый сленг, так называют манипуляции, с помощью которых выкачивают деньги из начинающих и неопытных участников.

Но вернемся к нашему лысому хомяку. В процессе прокачки он преображается и обретает не только шерсть, но и солидный костюм. Вариантов заработать тут несколько. Можно, собственно, просто кликать или тапать по экрану. Можно выполнять задания и зарабатывать еще больше. К примеру, просматривать видео, подписываться на каналы и так далее, чем выше уровень хомяка, тем больше у него возможностей.

Вы наверняка замечали, что сейчас очень много людей зачем-то долбят по экрану своего телефона пальцами, и они делают это в абсолютно разных жизненных обстоятельствах, в такси, стоя в очереди, просто идя по улице и сидя в ресторане. И вот люди делают это так усердно, что, мне кажется, они могут довести себя до артроза пальцев в какой-то момент.

Привлечь опытных трейдеров в такие штуки очень сложно, потому что они понимают, что, по сути дела, за этой монетой, которая появится на бирже, за этим токеном, за ним не стоит никакой реальной ценности. И вот именно поэтому продать им эту историю сложнее. А вот новичкам просто.

Это далеко не первый такой проект. Назову сейчас парочку самых знаменитых его предшественников.

Начну с проекта StepN. Это приложение, с помощью которого можно зарабатывать токены за реальный бег или ходьбу. Для использования этого приложения нужно купить NFT-кроссовки. Скорость заработка зависит от прокаченности этих кроссовок и активности самого пользователя, то есть в теории больше двигаешься – больше получаешь. Но есть пара важных моментов, о которых я не могу не сказать.

Во-первых, тут речь все-таки идет о трате денег и реальной покупке NFT. Во-вторых, этот проект не так, чтобы прям идеальный пример. Его не раз подозревали в мошеннических схемах и сходстве с финансовыми пирамидами, сомневались в безопасности инвестиций и долгосрочной устойчивости. Но идем дальше.

Есть еще один проект, с которым любят сравнивать хомяка. Это Notcoin. Его разработчики сразу объявили, что планируют превратить виртуальные деньги в крипту. И предсказуемо это вызвало огромный ажиотаж. Игра стартовала в начале этого года и всего за несколько месяцев набрала огромное количество игроков. К апрелю их было уже 30 миллионов.

Интерфейсы у хамстер комбат и у Notcoin, кстати, действительно во многом схожи. Только во втором случае вместо хомяка нужно кликать на золотую монету. Справедливости ради скажу, что на самом деле есть множество аналогичных телеграмм кликеров, которые обещают, что однажды все их игроки что-то да заработают.

Разница лишь в том, что на сегодняшний день только основатели Notcoin действительно провели так называемый листинг, то есть разместили крипту на биржах и дали пользователям возможность заработать. Этот проект даже поддержал основатель телеграмма Павел Дуров. Но, и вот это очень важно, даже в случае с Notcoin, речь хоть и идет о реальном заработке, но он составляет далеко не один к одному. Баланс виртуальной валюты здесь составил что-то около 1000 к 1. И в соцсетях игроки сообщали о том, что их накопленная внутриигровая валюта составила в среднем от нескольких десятков до нескольких сотен долларов. Хотя и это, согласитесь, неплохо.

Так что, в общем и целом, наверное, понятно, почему те, кто продвигают хамстер-комбат, так часто сравнивают её именно с Notcoin, а не с кучей других, менее успешных кликеров, где реального вывода денег вовсе нет. И подробнее об аналогах хомяка и о том, насколько вообще объективно проводить с ними какие-то параллели, я узнала у эксперта.

Самый близкий по смыслу кейс к хомяку это проект NotCoin, который тоже размещался на блокчейне Тонны, который курировал, собственно говоря, Павел Дуров. Там, в принципе, на данный момент все идет не так уж и плохо. То есть люди там точно так же, да, зарабатывали токены, потом провели листинг на бирже, токен подорожал. Но надо понимать, что стоимость этого токена еще искусственным образом тоже разогревается.

И в принципе многие люди вывели деньги в плюсе, те кто как раз таки не повелись на свои эмоции и на свою жадность, потому что если человек уже сейчас начнет эти токены подкупать, то есть большая вероятность того, что они подешевеют по мере того, как схлынет ажиотаж, поэтому я думаю, что по Notcoin еще пока рано подводить какие-то серьезные итоги. Но, наверное, такой самый яркий пример проекта, который уже свой хайп пережил, это кроссовки StepN, и там в принципе логика тоже была похожая, просто обертка немножко другая.

В истории с кроссовками StepN люди тоже зарабатывали как бы условные очки, монетки, радовались, и все было хорошо. То есть я знаю людей, которые, допустим, заработали там по 10-20 тысяч рублей на этих кроссовках и были очень собой довольны. Но что произошло потом? Потом они поверили в то, что дальше эти монетки могут стоить намного дороже и тогда они стали вкидывать уже своих денег по 100 по 200 тысяч рублей в надежде на то, что они потом заберут там 500 тысяч или даже больше, но не забрали. И вот это, мне кажется, такой очень яркий пример того, как люди на подобных играх могут потерять деньги.

Что за ХОМЯК, в которого все ТЫКАЮТ? Про кликер HAMSTER KOMBAT

Что отличает HamsterCombat от остальных кликеров?

Ну что ж, давайте разберемся, чем же хомяк так всех пленил. Что отличает его от остальных кликеров? И тут сразу несколько составляющих. Во-первых, Хамстер Комбат – это интересное сочетание криптовалютной экономики и увлекательного геймплея, и это делает игру привлекательной для самых разных пользователей, как для геймеров, так и для инвесторов.

Во-вторых, тут есть мультяшный персонаж, которого можно совершенствовать и прокачивать. В-третьих, здесь очень простой алгоритм действий. Чтобы больше заработать, надо почаще заглядывать, выполнять определенные условия и привлекать как можно больше новых людей. В-четвертых, главный двигатель успеха – это гипотетические перспективы перевести заработанные в игре монеты в реальную криптовалюту, без каких-либо вложений.

Фактически получаем старое доброе – получить деньги из воздуха, ничего не делая, сидя на попе ровно. А успех над коином подкрепляет эту надежду еще больше. Если верить сайту, то листинг Хамстер Комбат может случиться уже в июне. Ну а буквально на днях появилась информация о пресейле хомяка. Речь идет об этапе, на котором криптовалюта предлагается к продаже инвесторам до официального выхода на биржу.

Это нужно, чтобы проявлять внимание, но, по мнению участников рынка, может быть рискованным и обвалить стоимость монеты. И вот что сообщил мне об этом эксперт.

Появляется сейчас информация о том, что, возможно, монетка выйдет на внебиржевые торги, то есть будет возможность для тех, кто тапал, продать, может быть, не по такой вкусной цене, но, по крайней мере, зафиксировать то, что они уже заработали. И здесь многие инвесторы не тратя свое время, могут как раз на внебиржевых торгах зайти и приобрести эти монеты, но надо быть готовым этим инвесторам к определенной волатильности, потому что все равно в момент публичного листинга монета обвалится.

Будет ли дальше развитие Hamster Combat или нет, это тоже вопрос, потому что мы не знаем, кто является основателем, и какая в принципе дальнейшая будет стратегия развития этого криптопроекта.

Биржа KuCoin пообещала запустить премаркет Hamikom, тут на самом деле есть очень большой вопрос, насколько действительно у биржи есть какие-то договоренности с организаторами игры или она просто здесь пытается немножко хайпануть и опять же увеличить свою пользовательскую базу, потому что мы видим, что довольно много людей уже пошли регистрироваться на эту биржу для того, чтобы собственно в пре-маркете поучаствовать.

Пре-маркет это еще не листинг, пре-маркет это возможность для ранних инвесторов выйти или наоборот войти в актив. Ну и в общем-то посмотрим, состоится ли действительно этот пре-маркет или он останется тоже такой своеобразной приманкой для инвесторов, которых попробуют просто зарегистрировать таким образом на бирже. Скорее всего с листингом торопиться не будут, потому что разработчикам игры это просто не очень выгодно. Пока игра идет, пока не состоялся листинг, они могут затягивать в эту игру все большее и большее количество людей.

Таким образом, игра становится популярнее, и у них получается такая очень широкая маркетинговая воронка. Именно поэтому можно предположить, что листинг будет задвигаться дальше и на август, и на сентябрь, до тех пор, пока разработчики игры не почувствуют, что поток новых пользователей иссякает.

В общем, даже взбудораживший игроков этап пре-маркета не дает пока никаких гарантий успеха этого проекта. Увы. Хотя это не самое сомнительное во всей этой истории. И раз уж мы с вами поговорили о том, что соблазняет игроков кликать по хомяку, давайте посмотрим, а что же напрягает тех, кто относится к этой игрушке скептически. А таких тоже, скажу вам, немало. И даже я.

Начну с того, что игру сравнивают с более знакомыми многим финансовыми пирамидами. Вся суть финансовых пирамид в том, чтобы привлекать новых участников, от которых напрямую зависит доход тех, кто вступил туда раньше. И хоть с одной стороны игроки в Хомяка пока не тратят ни копейки, с другой стороны их успех, как и успех проекта в целом, напрямую зависит от привлечения все новых и новых игроков.

Ну и конечно же уже есть те, кто зарабатывают на пользователях Хамстер Комбат, просмотр рекламы, подписки на проекты и всякие плюшки по реферальным ссылкам от блогеров. И надо понимать, что в каждом этом случае кто-то точно становится богаче и популярнее. Как в примере с Вилсакомом, о котором я рассказывала в начале этого видео. Всего за 5 дней его видео-разбор на хомяка вместо привычных нескольких сотен набрало более 9 миллионов просмотров, а аудитория его заметно выросла.

А организаторы игры уже буквально делают на пользователях деньги. Вот вам, к примеру, задание открыть на маркетплейсе страничку с фирменным мерчем. Другие продавцы тоже подсуетились и тут же выложили всевозможные брелки, кружки и статуэтки с этим хомяком. Спекулянты даже додумались продавать простой массажер под видом, цитирую, "гаджета для прокачки хомяка" цена удовольствия почти 3000, что в несколько раз дороже стандартной стоимости вот такого вот устройства. Вот уж кто точно не стал ждать листинга.

Почему отсутствуют данные о создателях игры?

Еще один подозрительный момент — это отсутствие открытых данных о создателях игры. У того же NotCoin авторы были известны с самого начала — это основатели компании Open Builders, которая позиционирует себя как международная команда разработчиков — Александр Плотвинов и Сергей Чикирев, у которых, как отмечают эксперты, была контролируемая история со стратегией.

А вот кто именно стоит за Hamster Combat — неизвестно. Основатели тщательно скрываются, все публикации ведутся от лица мультяшных хомяков, а в видеороликах используется роботизированный голос. Хотя очевидно, что бюджет на продвижение игры просто огромный. Хомяков активно продвигают во всех соцсетях и каналах, в ТикТоке, в Нельзяграмме, в Телеграмме и на Ютубе. У проекта, как я уже говорила, свой канал в Телеграмме и на Ютуюбе.

Есть и блогеры, которые высказываются активно против такого ажиотажа вокруг этой игрушки.

Как эту игру оценивают специалисты?

Это игра, так называемая Таплка, то есть задачи у этой игры, у этого криптопроекта чисто развлекательные. То есть сейчас люди просто проводят время за игрой. Здесь нет большой задачи интегрироваться в какой-то криптопроект, повысить какую-то эффективность процессов внутри криптопроектов, внедриться в какую-то экосистему. Нет.

На текущий момент времени все, что мы знаем об этой игре, что это просто тапалка, где люди манят коины для того, чтобы потом уже заработать. По большому счёту в том, чтобы просто там тапать, копить монетки, прокачиваться, нет абсолютно ничего плохого.

Но плохое может начаться тогда, когда токен разместится на бирже, его цена начнёт подрастать. И вот те самые люди, которые уже знают про хомяка, уже играли, уже его любят, захотят эти токены на бирже покупать, в надежде на то, что они купят сейчас дешевле, они подорожают и, соответственно, люди эти токены смогут продать дороже.

Но прикол-то здесь в том, что никто нам не гарантирует того, что эти токены будут дорожать, это будет зависеть от спроса, а спрос здесь разогревается как раз-таки исключительно вот таким вот агрессивным маркетингом.

То есть люди не хотят учиться, это надо понимать, они просто хотят денег побольше здесь и сейчас, и желательно ничего для этого не делая, ну разве что периодически там пальцами потапывая и вот таких людей как раз таки очень легко провести обмануть да затянуть в эту криптоворонку и в конечном итоге заставить их потерять реальные деньги.

Для чего это делается, и кто на этом заработает?

Если вам предлагают бесплатные деньги, то, как правило, в данном случае продуктом является не сама игра, а являетесь продуктом именно вы, и зарабатывать будут на вас. А реально ли на хомяках вообще заработать? Ведь давайте начистоту.

Именно перспектива стать криптомиллионерами вдохновляет многих ежедневно просиживать часы в этой игре. Не хочу строить какие-то догадки, поэтому предлагаю сразу узнать это у экспертов.

Почему, на мой взгляд, деньги, которые этот проект принесет, они, в принципе, уйдут создателям? Безусловно, нужно учитывать то, что мы не имеем никакого понятия, по каким правилам работает эта игра. Соответственно, мы не знаем, какая логика заложена в этот проект. Соответственно, полный контроль над созданием монеток, над его курсом, когда он выйдет на биржу, принадлежит, наверное, парочке людей, которые контролируют этот проект. Соответственно, людей будут туда-сюда таскать и показывать курс такой, который выгоден именно создателям.

Кто больше всего может заработать?

Конечно же, это сами создатели, очевидно, что тот, кто все это придумал, тот, кто развил до невероятных размеров социальные сети данной игры, те зарабатывают больше всего. Но обратная сторона – это, конечно же, пользователи. Те, кто тапают, те, кто занимаются, скажем, этой игровой механикой, сейчас в максимально уязвимом положении, на мой взгляд, потому что они уже потратили время, и они максимально уязвимая аудитория, которая стремится заработать. Реально ли заработать людям, кто вообще не имеет никакую базу под ногами, никакого понимания, мне кажется, что если повезет, то да, потому что криптоиндустрия она не подлежит какому-то фундаментальному глубокому анализу.

Сейчас у нас не бычья фаза рынка, то есть у нас сейчас монеты, фаза рынка сложная, и вот именно сейчас в моменте потерять больше вероятности, чем заработать, это тоже нужно учитывать.

Я думаю, что больше всех зарабатывают на хомяке именно блогеры, которые имеют возможность размещать свои ссылки везде и приглашать огромное количество аудитории. Там есть блогеры у которых уже там ну буквально миллионы рефералов и вот их-то точно я думаю, что не обделяют, потому что им за такое количество приведенных в прямом смысле хомяков точно нужно сказать спасибо и замотивировать их на то, чтобы они в следующих играх тоже людей за собой приводили.

Давайте предположим, что хамстер комбат все же вышел на биржу увы даже в этом случае на миллионы точно рассчитывать не стоит, но потому что заработанные монеты не равно реальная валюта. Если вывести что-то и получится, то не так, чтобы много.

Надеяться на то, что ты заработаешь миллион долларов или даже 10 тысяч долларов, явно не стоит, на мой взгляд. Мы не знаем, на каких условиях будут конвертироваться заработанные в игре монетки в токены. Это может быть один к ста или один к миллиону. Но с учетом того, что мы видим, что в игре сейчас уже огромное количество людей, я бы не стала надеяться на то, что эта конвертация будет проходить как-то очень и очень выгодно.

Так что, с большой долей вероятности, те, кто часами напролёт нон-стопом копил заветные миллионы, то возможно они смогут получить несколько тысяч или даже сотен рублей, но и это не факт. Здесь нет никаких гарантий. И как по мне, если речь и идёт о каком-то существенном доходе, то он будет разве что у самих создателей и конечно у блогеров, которые сумели привлечь в игру как можно больше хомячков подписчиков.

И еще важный момент. Давайте не будем забывать, что аудитория у игры просто гигантская, причем подавляющее большинство — это люди, которые или совсем не разбираются в крипте, или знают о ней крайне мало. Как бы не приключилась ровно такая же история, как с уже упомянутым мною NotCoin. Стоило крипте только выйти на биржу, как получатели тут же ринулись все продавать. И вскоре после листинга монета рухнула аж на 85%.

При выходе на биржу, что в нынешней ситуации в принципе крайне реалистично, мы получим очередной так называемый токен, который не имеет под собой никакой экономической подоплеки. Нужно учитывать, что рынок криптовалют это сейчас большое поле чудес. 90 с лишним процентов проектов, которые существуют в этом мире, на самом деле не имеют под собой никакой экономической составляющей. Соответственно, рано или поздно, когда произойдет следующий экономический кризис, все эти проекты просто загнутся, и пользователи останутся ни с чем.

Ну, а теперь давайте расскажу, почему лично я отношусь к этой истории, мягко говоря, скептически.

Помимо в целом непрозрачности данной игры, я сейчас говорю о том, что тут нет открытых организаторов. Я вижу еще и явную опасность мошенничества. Сейчас поясню. Пока игроки только мечтают о заработке, на фоне популярности игры уже активизировались те, кто хотят выкачать из них уже вполне себе реальные деньги.

Вот вам пример. Несмотря на то, что вывести деньги в хомяка официально еще нельзя, но в сети уже появились эксперты, которые уверяют, что постигли секрет, как сделать это легко и непринужденно.

И уже спешат рассказать об этом всем желающим. Нужно только пройти по нужной ссылки в директ, кто-то с таким же рвением спешит раскрыть тайные фишки, помогающие натапать миллионы монет за считанные секунды.

И те, и другие делают это явно не по доброте душевной. Мы с командой проверили парочку ссылок, в одних случаях нас просто переманили на свои каналы, увеличивая тем самым свою аудиторию, а в других пересылали в бот, где на экране появлялась произвольная сумма, которую мы якобы можем вывести из игры уже прямо вот сейчас.

Надо всего-то подписаться на всех так называемых спонсоров. Надо ли говорить, что ни в одном из вариантов, никаких денег на выходе мы не дождались.

Некоторые блогеры и мошенники пользуются тем, что большая часть игроков не разбирается в крипте и, конечно же, играют на этом, как и на их желании поскорее разбогатеть.

Ну а там можно и какой-нибудь гайд о том, как подняться на хомяке впарить, да, почему нет? Здесь очень хорошо работает вот какая фишка. Многие пользователи хамстер комбат считают, что они самые умные и сломали систему, и вот-вот уже совсем скоро они сорвут сказочный куш.

И, может быть, сейчас кто-то удивится, но лично я вижу здесь параллель с вот этими курсами успешного успеха, и там и там людей цепляют на веру в то, что деньги заработать очень легко, вот она, дверь к исполнению желаний, она лежит не там, где опыт, обучение, годы трудов, а там, где можно особо не напрягаться, просто сиди и тапай.

К тому же, в отличие от курсов, здесь у нас даже деньги пока, хочу подчеркнуть это слово, никто не требует, говорю пока, потому что еще неизвестно, какую стратегию изберут создатели игры дальше. Кто-то из пользователей, к примеру, считает, что организаторам ничего не мешает сделать вывод монет платным.

В результате мы получаем обычную пирамидную схему, когда говорят, чем раньше ты начнешь заниматься, тем больше у тебя будет токенов, тем лучше ты их сможешь продать, тем больше ты сможешь заработать. Как правило, показано то, что все пирамиды, они одинаковые, они принимают разные формы. Но главный элемент, который мы должны учитывать, что все пирамиды строятся на жадности.

Помните, я говорила, что «Хомяк» далеко не единственная игра кликер? Поэтому, помимо всего прочего, мне стало интересно, а какие красные флаги есть для пользователей вообще таких игр?

Когда можно понять, что это не просто игрушка, а уже скам? И вот, что говорят эксперты.

- Во-первых, нет никакой информации о создателях проекта, нет никакой информации, является ли это компания, где она зарегистрирована, вообще ничего невозможно найти;

- Следующим таким огромным риском является то, что у создателей нет так называемого white paper, который описывает цели проекта, куда он хочет прийти;

- Какое количество токенов в итоге будет создаваться, как оно будет распределяться и что с этим делать;

С другой стороны, у нас есть большие риски, о которых вообще никто не говорит.

Это, в первую очередь, как используются данные пользователей, куда они идут, что с ними происходит. Это, безусловно, техническая составляющая, потому что количество хакерских атак в криптомире довольно высокое.

Ну а сейчас хочу затронуть еще одну серьезную проблему, которую я вижу в истории с этим хомяком, и вижу я ее очень явно.

Это масштабирование лудомании. Давайте начистоту. Этот хомяк очень азартная история. Если изначально люди ведутся на шансы заработать, то в процессе реально втягиваются в эту игру, и для этого есть свои основания. Разработчики этой игры очень грамотно играют на одной из самых актуальных сейчас фобий. Она называется ФОМА, или страхе пропустить что-то важное.

Для этого в игре есть несколько крючков, на которые как раз таки цепляют пользователей. Чтобы собрать нужное количество монет, нужно заходить в игру чуть ли не каждые 10-20 минут. Пассивный доход копится только в течение первых трех часов после того, как вы закрыли игру. А чтобы полезные карточки не сгорели, нужно опять же регулярно в нее заглядывать. Они доступны ограниченное количество времени, и его ни в коем случае нельзя упустить, если вы хотите их получить. Чувствуете? Активное желание постоянно возвращаться и возвращаться в эту игру.

Какие негативные последствия от этой игры могут возникнуть с точки зрения психики? И кто в большей степени находится в зоне риска? Об этом я спросила у психолога.

Какие вообще мотивы движут людьми? На самом деле всего этих мотивов два – это избегание боли и получение удовольствия. Очень просто. Соответственно, чем больше боли в жизни у человека, больше дискомфорта, меньше удовольствия, и чем больше его потребностей – выигрыша, доминирования, накопления – не удовлетворены в обычной жизни, тем больше у него риск подсадиться на эту игру. Здесь опасность не просто формирования зависимости от компьютерной игры, но есть еще элемент азарта, потому что человек как будто бы получает настоящие деньги, пока мы не знаем, да, каким образом, но не прикладывая реальных усилий.

Давайте будем честны, это не те усилия, которые требуются для того, чтобы зарабатывать денег. Почему не формируется зависимость от шахмат? Шахматы – это тоже игра, и там тоже можно получить результат. Но это не азартная игра. Азартная игра отличается тем, что результат не зависит напрямую от твоих способностей и усилий. К сожалению, игра «Хамстер Комбат» сочетает в себе негативные качества и компьютерных, и азартных игр.

Для кого могут быть самые неблагоприятные последствия? Это, конечно, дети и подростки с синдромом дефицита внимания, который многократно усиливается при принудительном отвлечения внимания от деятельности к игре. Люди с предпосылками к расстройству сна и депрессии, а таких сейчас очень много, жертвы буллинга, как проходящего в настоящий момент, так и в прошлом. И парадоксально отличники, перфекционисты, которые и так боятся что-то упустить и все время хотят все делать идеально, они могут еще сильнее подсесть на эту игру, потому что им хочется совсем ничего не пропустить.

И возникает так называемый цикл самоподкрепления зависимого поведения. То есть человек чувствует потребность быть лучшим, например, все успеть, заходит в игру каждые 2-3 часа, 10-20 минут, накапливает, улучшает, получает удовлетворение. Чувствует, я успел, я все сделал идеально, потребность закрыта. А в то же время в жизни накапливаются проблемы, он плохо спит, не успевает, рассеивается внимание и усиливается неудовлетворенность, то есть усиливается вот эта боль. Соответственно, увеличивается тяга в игре. Все, ловушка захлопнулась, и хомяк попал в колесо. Теперь хомяк бежит в колесе. Думая, что он бежит куда-то…

Транскрибация интервью выполнена с использованием сервиса автоматической расшифровки аудио и видео в текст Speech2Text.

11
Начать дискуссию