Как мы делали Bounty-кампанию для блокчейн-стартапа, и что из этого вышло

В 2017 году я работал в российском блокчейн-стартапе. Компания ориентировалась на американский рынок и хотела в корне изменить подход к корпоративному управлению. А именно, к взаимодействию между менеджментом и инвесторами. Ведь оно действительно не всегда проходит гладко. Крах Enron из-за действий генерального директора Джеффри Скиллинга, мошенничество в «майонезном» стартапе Hampton Creek — это, пожалуй, самые известные примеры. Так вот, наша компания хотела навсегда разобраться с этой проблемой с помощью абсолютно прозрачной платформы для сбора отчётности на блокчейне. А тем, кто меняет мир, как правило, нужны инвесторы. Много инвесторов. И вот как с этим помогает Bounty-кампания.

Раскрою вам тёмные тайны криптомира.

Небольшой дисклеймер — меня всегда удивляло даже не то, что такая практика существует. А то, что существует она вполне открыто. Все, кто более менее интересуется сферой блокчейна, про неё знают. И, кажется, никого это не волнует.

Как мы делали Bounty-кампанию для блокчейн-стартапа, и что из этого вышло

Bounty-кампания — это метод продвижения стартапа, когда за определенные действия в сети люди получают токены или криптовалюту. Комментарии на профильных ресурсах, публикация статей о проекте, лайки, репосты и так далее. То есть фактически такой контент создаёт иллюзию заинтересованности и востребованности идеи. Вот как это было на практике у нас.

Где искали людей

Мы искали «агентов» в телеграме и на специализированных форумах. В основном это были люди из не самых богатых стран мира. Например, для жителей африканского континента Bounty-кампании — очень популярный способ заработка. Впрочем, было много и русскоязычных. Всё общение шло на английском.

На каких площадках размещались

В основном мы делали публикации на Medium. А после добавляли ссылку в Reddit.

Условия

Они отличались в зависимости от «прокаченности» и авторитетности. Если профиль только-только зарегистрировали на площадке, вознаграждение за комментарий или пост было меньше. Если же у аккаунта есть подписчики, хороший контент и активность, то и оплата была выше. Но всегда это были не реальные деньги, а токены. После запуска проекта можно было хорошо на них заработать.

на словах это выглядит примерно так
на словах это выглядит примерно так

Как всё это работало

Я писал статью, которая мягко намекала, что менеджмент большой компании — это ужасные люди. Они только и делают, что обманывают наивных держателей акций. К счастью, примеров в мировой истории было предостаточно. И в конце как бы невзначай упоминал о том, что существует вот такой проект. У нас был англоязычный сотрудник, он помогал с переводом.

что-то в этом духе
что-то в этом духе

Далее нужно было подобрать достаточно авторитетный аккаунт на Medium для размещения. Согласовать дату публикации, скинуть текст, изображения и так далее.

Затем я искал человека, который разместит ссылку на статью в нужном нам сабреддите.

После писал 5-10-15 комментариев. Не хвалебных, но сдержанно оптимистичных. Они касались проекта, команды и самой идеи. И тут начиналось самое сложное — нужно было найти людей, которые эти комментарии опубликуют от своего имени.

Дело в том, что повлиять на своих «агентов» я никак не мог. Они не отвечали на сообщения, обещали одно, а делали другое, блокировали меня и удаляли переписку. К тому же, многие жили в других часовых поясах, то есть могли банально проспать нужный момент.

Но вот всё готово, текст уже на Medium. И первым делом вся наша команда, собранная под эту публикацию, неистово ставит ей «ладошки». Следующий шаг — ссылка на Reddit. И сразу же заготовленные комментарии. В теории это должно было показать системе, что материал очень заинтересовал сообщество. А на практике... нам это удавалось. Часто наши тексты на какое-то время действительно залетали в топ на своих ветках. Но держались они там недолго, модераторы быстро подмечали неладное.

Заключение

Насколько этичен данный способ продвижения, решайте сами. С одной стороны, он вводит в заблуждение. С другой, прямого обмана тут нет. Инвесторов нужно искать. И приходится заявлять о себе, не имея при этом вообще никакого бюджета на продвижение.

Всю Bounty-кампанию вели 4 человека. И, конечно, получали за это зарплату фиатными, то есть настоящими, деньгами. А наши «агенты» получали токены. Выходит, они верили в наш проект больше, чем мы сами.

И, да, проект не нашёл инвесторов и закрылся.

Бонус

Enron была основана в 1985 году и вскоре превратилась в одну из самых крупных энергетических компаний мира. Шесть лет подряд Fortune признавал её самой инновационной корпорацией в США. Но в начале нулевых оказалось, что Enron подделывали бухгалтерскую отчётность и завышали прибыли. Генеральный директор Джеффри Скиллинг прекрасно об этом знал. В итоге его приговорили к 24 годам тюрьмы.

Hampton Creek придумала майонез без яиц для веганов. Но продукт оказался невостребованным. Тогда основатели стартапа стали тайно сами скупать свой майонез, а после серьезно завышали показатели продаж в отчётах.

22
1 комментарий