Разговор майнера с юристом: что ждёт майнинг в России в связи с новыми законами
С ноября 2024 года майнинг будет абсолютно легален в России. Хотя и запрещён он не был. В августе президент подписал соответствующий документ, который должен разъяснить новый статус майнеров, но вопросов стало только больше. Их я задал практикующему юристу Павлу Патрикееву. Делюсь :)
Привет! На связи Homeminer из майнинг-пула Trustpool. Как понимаете, мне очень интересно было понять, чего нам всем ждать и что вообще происходит 🥲 IT-юрист и CEO «Патрикеев и партнёры», Павел помог разобраться, и простым человеческим языком объяснил, что да как. Кстати, для тех, кто прочитает до конца, может задать и свои вопросы в комментах: подготовлю материал уже по вашим запросам.
— Начну с главного вопроса. Что изменится для майнеров в связи с принятым законом?
🗣 Изменится многое, так как закон вносит правки сразу в целый пакет законов (например, изменения коснутся законодательства в сфере борьбы с отмывом денег, о рекламе, об электроэнергетике и т.д.). Из основного:
Новые определения. Впервые вводятся определения таких понятий как «майнинг», «майнинг-пул», «лицо организующее деятельность майнинг-пула», «майнинговая инфраструктура»,«оператор майнинговой инфраструктуры» и другие.
Новые полномочия. Ответственные государственные органы получат возможность запрещать в отдельных субъектах РФ или на отдельных территориях майнинг (в том числе запрещать участвовать в майнинг-пулах).
Правительство вправе дополнительно устанавливать правила полного или частичного ограничения потребления электроэнергии майнерами, определять особенности учёта мощности для майнинга, лимиты и показатели допустимых мощностей, а также определить отдельные требования к майнинг-пулам.
Появится специальный реестр для майнеров. При этом ИП и юридические лица смогут осуществлять такую деятельность с момента включения в реестр, а физические лица смогут осуществлять деятельность в сфере майнинга без постановки реестр, но только в рамках разрешенных лимитов. Ряд лиц будет ограничен (например, ранее судимые по отдельным статьям не смогут майнить).
Майнеры будут обязаны предоставлять информацию о получении криптовалюты, а также адрес-идентификатор в уполномоченный орган в установленном Правительством порядке.
Иные правки. Легализуется возможность осуществлять зарубежные расчёты с помощью цифровых финансовых активов.
Появятся дополнительные санкции. Если лицо осуществляет запрещенную деятельность на территории, ему отключат оборудование. Если лицо не встало на учёт в реестр, но продолжает майнить, ему уменьшат лимит энергопотребления до допустимого.
Также вводится запрет на рекламу цифровой валюты и смежных товаров и услуг.
— Пока только одни ограничения. Павел, а есть ли что-то хорошее, что новый закон даст майнерам?
🗣 Есть.
Прежде всего закон впервые вводит более или менее понятные правила игры. Сейчас зачастую майнеры вынуждены руководствоваться пространными практиками и скупыми разъяснениями органов по ряду важных вопросов (как легально потреблять энергию, как платить налоги, как вести деятельность без рисков блокировки транзакций), что приводит к высокой неопределенности на рынке.
Полноценное регулирование даёт понимание, как ввести деятельность по майнингу легально, что позволит внимательным и осторожным участникам рынка минимизировать риски от такой деятельности.
Скорее всего, в ближайшее время также будут приняты правки в части налогообложения данной деятельности и кодов ОКВЭД, что также поможет «устаканить» вопрос с выплатой налогов.
Также законопроект разрешит внешнеторговые расчеты и биржевые торги криптовалютой в рамках экспериментальных правовых режимов, что может открыть дополнительные финансовые инструменты для ряда участников рынка.
Появится и определённость в разрезе правил электропотребления: будут установлены лимиты, у добросовестных майнеров появится возможность обелиться и осуществлять свою деятельность без претензий от ЖКХ и УК (посредством постановки в реестр).
— Распространяется ли новый закон на пулы, которые зарегистрированы не в России?
🗣 Правки применяются к правоотношениям, возникающим при выпуске, учёте и обращении цифровых финансовых активов, в том числе с участием иностранных лиц. Если пул работает с отечественными майнерами или отечественный майнер состоит в иностранном пуле — требования законодательства применимы и в том и в том случае. Если пул зарегистрирован в другой стране и не работает с отечественными майнерами и не реализует свои услуги на территории РФ — нет, его не коснется.
— Если майнинг официально становится легальным, может ли он как бизнес рассчитывать на какие-то субсидии, меры поддержки? Может, он попадает в какую-то категорию?
🗣 В настоящий момент в законе нет конкретных мер поддержки. Однако в рамках пояснений к закону представители органов неоднократно обращали внимание, что цели запретить майнинг не стоит и что меры по ограничению деятельности в отдельных регионах будут приниматься только в тех случаях, когда будет достаточно оснований для этого. Более того, учитывая, что отдельные аспекты технологии криптовалют могут использоваться для обхода санкций, а легальные майнеры смогут выплачивать налоги для пополнения бюджета — не исключено, что такие меры поддержки отрасли появятся в обозримом будущем.
— Правительство имеет право запрещать и разрешать майнинг в любом регионе по своему велению. Местные законодатели также могут сказать: «Всё, майнить у нас нельзя». Что тогда делать майнерам?
🗣 Ответ простой: переместиться в другой регион. Хотя закон не определяет отдельных уголовных или административных санкций для майнеров, которые нарушат такой запрет, однако органам предоставлена возможность в судебном порядке отсоединить устройства от сети или изменить показатели потребления. Возможно, что появятся и иные санкции.
В настоящий момент стоит дождаться правил и примера такого запрета. Вполне возможно, что такие действия будут иметь единичный характер. В случае частичных ограничений значение будут иметь конкретный формулировки в таких актах.
— В реестр попадают те, кто будет майнить больше положенного лимита. Это могут быть и ИП, и физлица в статусе самозанятых?
🗣 ИП и юридические лица могут майнить только при условии постановки в реестр. Физики (в том числе самозанятые) могут осуществлять майнинг при условии, что потребляемая энергия при осуществлении такой деятельности не превышает лимитов энергопотребления, установленных Правительством Российской Федерации. Попасть туда может любая категория: и физики, и юрики и ИП.
— Какие налоги надо будет платить, если ты ИП в реестре, если ты СЗ в реестре, если ты не в реестре? Об этом уже есть информация?
🗣 Законопроект не касается налоговых вопросов. Однако обсуждения на уровне государственных органов ведутся и скорее всего в обозримом будущем появятся разъяснения и корректировки в части налогового регулирования.
— Допустим, что у майнера есть лимит. Он его не переходит, значит, может не регистрироваться в реестре. Можно ли для обхода ограничения распределить оборудование по разным локациям? Лимит накладывается только на одно место?
🗣 Лимит не присваивается майнеру. Он действует на территории определенного субъекта. Соответственно, можно предположить, что майнер сможет осуществлять деятельность в нескольких субъектах одновременно при условии соблюдения ограничений и правил, которые приняты для соответствующих территорий. Окончательно этот вопрос будет пояснён после появления актов Правительства и администраций соответствующих субъектов.
— Как государство сможет «засекать», что превышение лимита — это майнинг? Ведь можно сказать, что это кондиционер, стиральная машина и компьютер, например?
🗣 Как и всегда, отталкиваясь от средних показателей. А в случае вопросов или подозрений в нарушении законодательства — органы могут прийти с проверкой.
В законе указано, что Правительством Российской Федерации могут быть установлены особенности учёта сведений о технологическом присоединении энергопринимающих устройств (используемых для майнинга), об их максимальной мощности, прогнозируемом потреблении ими электрической энергии и мощности при разработке документов перспективного развития электроэнергетики. То есть отталкиваться будут от прогнозов.
Сейчас на практике за этим следят сотрудники энергосбытовых компаний, а именно инспектор по учету электроэнергии. Сейчас измеряются показатели электроустановки, фактический объем потребления сопоставляется с нормативами и средним объемом потребления физических лиц, и в случае подозрений в потреблении электроэнергии в коммерческих целях в одностороннем порядке по договору изменяется тариф на коммерческий, пересчитывается объём потребленной энергии, а затем направляется счёт на оплату плательщику.
Государство не всегда может достоверно сказать, что речь идёт именно о майнинге, но зачастую это и не нужно, если отталкиваться от формальных показателей потребления. Соответственно, полагаю, что основным критерием будет не тип подключенного оборудования, а показатель потребления.
Какие можно сделать выводы
Судя по всему, как именно будут работать законы, лимиты и реестры, мы узнаем только уже на практике. Даже в документах нет чётких показателей энергопотребления, например, или конкретных замечаний по поводу оборудования и других параметров.
Как и обещал, вопросы, которые есть лично у вас, можете написать в комментариях, а мы организуем с Павлом ещё один обстоятельный разговор по фактам 😉
За обновлениями следите в Trustpool.News. Там наша команда быстро реагирует на новости и готовит только проверенный материал.