Как UX криптобирж проигрывает телеграму в сценарии вывода TON: исследование Markswebb
Пару лет назад криптовалюта была инструментом для «избранных» — и сложные пользовательские пути казались нормой «для своих». Времена изменились: в индустрию приходят люди, которые хотят «просто получить деньги и потратить». Мы решили посмотреть, кто готов к новым ожиданиям пользователей, а кто нет — и сравнили два пути вывода TON в фиатные евро на карту Wise: через Bybit и через Telegram. Результат нас удивил: предлагая «всё и сразу», биржи проигрывают в реальных задачах пользователей, которым нужна простота и удобство. Путь через Telegram в три раза короче, дешевле и понятнее, чем на Bybit.
Читайте наш Telegram
Кейс
Пользователь живёт в Европе и работает удаленно, получая доход в России. Чтобы тратить деньги на повседневные расходы он использует карту Wise - мультивалютную карту с евро-счётом. Задача пользователя безопасно и удобно перевести доход из России на эту карту, однако из-за ограничений на международные переводы прямой банковский перевод в Европу может быть неудобен или невыгоден. Решение — использование криптовалюты для вывода средств.
Что мы сделали
Прошли «от и до» две развилки сценария, когда человек получил перевод в TON и хочет вывести деньги на карту Wise в евро. Первый путь — через популярную криптобиржу Bybit, второй — напрямую в Telegram, через P2P. Всё на смартфоне
По итогам построили детальную CJM, где разметили все UX-проблемы и возможности их решения — а выводы, рекомендации и наблюдения собрали в аналитическом обзоре, который вы сейчас читаете.
Инсайт #1. Telegram информирует быстро, но информацию приходится агрегировать вручную
На первом шаге нашего сценария мы получаем TON в Telegram и пытаемся понять, сколько это в фиате. Платёж приходит — Telegram присылает уведомление в чат с отправителем и в бота кошелька. Из любого из них можно перейти в кошелёк по ссылке. Там — имя отправителя, фото, сумма, статус. Всё выглядит удобно, но есть нюансы.
Отображение стоимости одной монеты в разных фиатных валютах — возможно, не такая большая проблема в моменте, но путает пользователя и точно может выйти боком в будущем: если чат с пользователем удалится, посмотреть сумму перевода в рублях будет негде. Более серьезная проблема — отсутствие фиатной суммы и курса в истории транзакций. Чтобы вспомнить курс, нужно искать сообщение в чате с отправителем или в боте, который забит рекламой и уведомлениями. Это лишние действия, время и в худшем случае — расчеты вручную. Это неудобно, если транзакций много или пользователь не запомнил сумму сразу.
Рекомендации:
- Привести к единообразию уведомления о стоимости перечисленной криптовалюты в боте и в чате с другим пользователем.
- Добавить в историю транзакций стоимость полученной/отправленной криптовалюты в фиате и курс обмена, актуальный на момент транзакции.
Инсайт #2. Интерфейс кошелька не адаптирован для начинающих и тревожных пользователей
На втором шаге идем в кошелек, чтобы проверить баланс. Cерьезных барьеров нет, но у массового пользователя могут возникнуть проблемы:
- Нельзя смотреть баланс одновременно в евро и рублях. Переключение валюты возможно только в настройках, но об этом нигде не сообщается. Новичок даже не поймёт, что это можно поменять.
- Список валют не сортируется. Например, USDT отображается первым, даже если на нём ноль, а TON — второй, хотя на нём все деньги. Пользователь может подумать, что у него пустой кошелёк — особенно если не видит знакомую валюту вверху.
Тревога и сомнения в точности баланса либо приведут человека в поддержку, либо он попытается решить проблему самостоятельно и потратит больше времени и сил ,чем рассчитывал. Оба варианта — негативные для бизнеса: он либо теряет в лояльности клиента, либо в ресурсах на поддержку.
Минимализм — это плюс, но не в противовес понятности интерфейса. В случае кошелька в Telegram отсутствие сортировки и мультивалютности снижает удобство и вызывает недоверие. Это может быть критично, когда речь идёт о деньгах, где люди обычно чувствительны к деталям.
Рекомендации:
- Реализовать возможность выбрать несколько валют, в которых будет отображаться баланс: на одном экране или в виде карусели с добавлением пагинатора.
- Сортировать валюты по балансу (по убыванию) либо дать пользователю возможность выбрать порядок отображения.
Инсайт #3. Отсутствие помощи превращает обычный UX-шаг в потенциальную зону риска
На следующем этапе пользователь принял решение вывести полученную криптовалюту из Телеграм на кошелек биржи Bybit. Находясь на главном экране кошелька, он нажимает кнопку «Отправить» и выбирает отправку на внешн��й кошелек и тип активов для отправки. Если он делает это впервые, ему нужна помощь, и в интерфейсе кошелька Telegram он легко ее не получит.
Во-первых, расходуется дополнительное время на поиск ответа. А во-вторых, без доступного FAQ пользователи могут допускать ошибки, например, отправлять средства на неправильные адреса или неверно понимать комиссии. Это может привести к потере денег, а значит – к негативной реакции клиентов.
Рекомендации:
- Добавить кнопку «Помощь» или иконку «?» для быстрого перехода к разделу FAQ
- Сделать умные подсказки внутри интерфейса (например, при первой отправке криптовалюты).
Инсайт #4. Сложный сценарий требует сверхпростой подачи
Если пользователь ищет адрес кошелька, прорываясь через проблемы верстки и локализации — значит, сервис сам себе конкурент. И это кейс Bybit. В приложении есть множество функций, с которыми пользователю нужно ознакомиться, и большое преимущество сервиса — наличие справочных материалов и бота, который обучен присылать подходящие ответы и ссылки на разделы приложения. Это упрощает навигацию, но есть недостатки, связанные с визуальным восприятием информации и адаптацией сервиса на русский язык. Из-за них приложение может восприниматься как недоработанное или сломанное.
Частичная локализация интерфейса может затруднить понимание и вызвать ошибки у пользователей, не владеющих английским: приходится обращаться к переводчику. Если пользователь выбирает русский язык, он ожидает 100% русскоязычного интерфейса, и несоответствие ожиданиям приводит к негативному восприятию сервиса. Как и мелкие скриншоты в справочных материалах.
Способ пополнения и вид криптовалюты пользователь выбирает в разделе «Депозит». В нашем случае это внecение TON через внешний кошелек.
Попадая на страницу с адресом кошелька, пользователь в первую очередь видит уведомление о минимальной сумме перевода и необходимости переводить криптовалюту в рамках одной сети. На самой странице отображается полный адрес кошелька, который можно скопировать. Альтернативный вариант - отсканировать QR-код, но поскольку пользователь работает со своего смартфона, то сделать это он не может.
Рекомендации:
- Адаптировать верстку, чтобы все элементы интерфейса корректно отображались на разных устройствах.
- Перевести все элементы интерфейса на тот язык, который выбран пользователем.
- Увеличить скриншоты в справочных материалах или их отдельные элементы / реализовать кликабельные скриншоты с возможностью увеличения.
Чтобы быть в курсе новых исследований, подпишитесь на телеграм-канал Markswebb, а обсудить анализ пути пользователей вашего цифрового продукта предлагаем в любом мессенджере: Telegram / WhatsApp.
Инсайт #5. Невидимая комиссия и неизвестный срок — худшие спутники финансовой транзакции
Пройдя квест по поиску адреса, пользователь наконец-то может вернуться в кошелёк Telegram и отправить криптовалюту на биржу.
Телеграм ориентирован на то, чтобы предотвратить ошибки при переводе и обеспечить безопасность. Кроме того, в процессе перевода есть понятная коммуникация о важных событиях. Недостатки связаны с отсутствием важных деталей о переводе: комиссии и сроках. Это проблема, потому что отсутствие прозрачности до ввода суммы создает ненужные ошибки: пользователи вводят «всё», не учитывая комиссию, — и сталкиваются с отказом. Это точка фрустрации и оттока.
- Если денег с учетом комиссии не хватает, потребуются дополнительные действия для редактирования суммы.
- Отсутствие информации о сроках обработки транзакции может создавать чувство незавершенности у пользователя, он будет периодически проверять баланс, теряя свое время и повышая DAU приложения.
- Некоторые пользователи, не дождавшись зачисления, могут подумать, что перевод не прошел, и отправить деньги повторно.
Рекомендации:
- Отображать информацию о комиссии за перевод криптовалюты в форме отправки до ввода суммы
- На экране успеха после проведения перевода отображать информацию о длительности обработки транзакции
В общей сложности отправка TON на биржу из Телеграма происходит за 9 тапов. Дополнительно пользователю нужно узнать адрес кошелька Bybit — 6 тапов.
Инсайт #6. Поддержка монеты в P2P важнее нового токена в листинге
Базовая задача пользователя — продать криптовалюту и вывести деньги. Вместо логичного и понятного процесса пользователь Bybit получает квест: найти обходной путь, пересчитать курс, разобраться с комиссией. Тем, кто не знаком с P2P-торговлей, легко запутаться и потерять уверенность.
В первую очередь пользователь смотрит на возможность продать TON за евро через P2P торговлю — то есть, другому человеку, который переводит фиат напрямую на карту продавца. На криптобирже Bybit пользователь сразу сталкивается с барьером — TON нет в списке криптовалют, но есть другие — например, USDT. Конвертация для продажи — дополнительный, лишний шаг пользовательского пути. Это критичная UX-проблема, решение которой требует дополнительного времени и сил. В худшем случае пользователь может отказаться от дальнейшего использования сервиса.
Альтернатива — покупка в один клик и спотовая торговля, такие сделки совершаются автоматически. В отличие от них P2P торговля предполагает совершение сделок вручную, но при этом дает большую свободу в выборе обменного курса. Поэтому мы пошли этим путем.
При конвертации TON в USDT пользователь за 2 шага попадает в форму конвертации. Затем он выбирает валютную пару, вводит сумму в TON и подтверждает операцию.
Обмен TON на USDT происходит за 6 тапов.
Отражение комиссии только на экране успеха может потребовать от пользователя дополнительных действий для редактирования суммы, если денег недостаточно. Сам факт, что она будет там, не очевиден для пользователя, если он проходит процесс впервые: не найдя её в форме обмена, он может пойти на поиски ответа в других местах. Например в FAQ или службе поддержки — а это уже увеличивает нагрузку на бизнес.
Рекомендации:
- Расширить перечень криптовалют, доступных для продажи через P2P торговлю.
- В названии полей для конвертации криптовалюты использовать формулировки, которые бы соответствовали процедуре обмена. Например: «конвертируемая сумма/получаемая сумма», «сумма списания/сумма зачисления».
- В форме конвертации криптовалюты отображать информацию о комиссии до ввода суммы.
Инсайт #7. Много фильтров и развилок — не значит удобно
Финал этой эпопеи — продажа USDT через P2P торговлю: и это минимум 13 шагов, если способ оплаты заранее установлен. Продуманный механизм P2P в Bybit упирается в фиатную логику и отсутствие человеческой коммуникации: например, нет ни одного объяснения, как вести себя в чате с покупателем.
В разделе P2P торговли пользователь может добавлять карты, на которые он хочет получать фиатную валюту от продажи криптовалюты. Способ оплаты можно выбрать из списка, а имя будет заполнено исходя из информации, указанной при регистрации. Данные карты автоматически будут отображаться в сделках, если пользователь выберет способ оплаты через карту Wise.
После добавления карты пользователь переходит к самой продаже криптовалюты в разделе P2P торговли.
Затем включается счетчик времени, в течение которого покупатель должен выслать фиатную валюту на карту пользователя. Рядом со временем отображается текущий статус операции. Иногда покупатель может запросить данные карты в чате. После того, как покупатель подтвердил отправку валют, меняется статус операции, включается новый счетчик, у продавца становится активной кнопка отправки криптовалюты.
Даже при продуманной логике P2P-торговли, сложные фильтры, фиат-ориентированная выдача и отсутствие чётких правил общения превращают сделку в «мини-биржу», а не в понятный сценарий для массового пользователя.
Рекомендации:
- В разделе P2P торговли реализовать возможность устанавливать фильтры по сумме продаваемой криптовалюты. Тогда пользователям, которые ориентируются на сумму в криптовалюте, не придётся вручную пересчитывать фиатный эквивалент и они смогут быстрее находить подходящие объявления.
- Добавить в чат информацию о правилах общения. Без четких рекомендаций пользователи могут писать сообщения, которые другая сторона сочтет некорректными, отправлять ненужные сообщения и перегружать коммуникацию, предлагать сделки вне биржи или запрашивать личные данные, не осознавая, что это нарушает безопасность.
Инсайт #8. Telegram P2P — это «здесь и сейчас», но без гибкости и гиперконтроля
Процесс продажи криптовалюты через P2P маркет в Телеграм устроен проще. Плюсы Telegram — скорость за счет того, что все происходит в одном приложении и кошелек поддерживает TON напрямую. Верификация карты и двойное подтверждение защищают от ошибок. Слабые стороны — ограниченные возможности поиска подходящих и выгодных предложений: если объявлений много, то у пользователя уйдет много времени на поиск наиболее подходящего.
В целом продажа устроена похожим образом в обоих сервисах, у них много общих преимуществ.
Так же, как в Bybit, далее пользовать подтверждает все введенные данные и создает ордер. В Telegram тоже есть система статусов и каждом этапе сделки — обратный отсчет времени, выделенного на совершение того или иного действия: ожидание подтверждения ордера от покупателя, ожидание поступления платежа на карту, проверка и подтверждение поступления.
Финальное подтверждение перевода происходит дважды — через окно подтверждения и с помощью короткого кода. Так сервис исключает возможность ошибки или случайного совершения действия.
Рекомендации:
- Расширить список доступных возможностей для сортировки объявлений. Реализовать возможность сортировать объявления по цене, количеству завершенных сделок и проценту успешно завершенных сделок.
- В разделе P2P торговли реализовать возможность устанавливать фильтры по сумме продаваемой криптовалюты
- Добавить в чат информацию о правилах общения.
Самый быстрый способ вывести TON из кошелька в Telegram на карту Wise в евро — продать криптовалюту через P2P прямо в Telegram.
Итоги
Через Bybit оказывается менее удобным по нескольким причинам. Во-первых, перевод TON из Telegram в Bybit требует около 15 дополнительных действий, переключения между двумя приложениями и оплаты комиссии за перевод. Во-вторых, TON нельзя продать напрямую через P2P в Bybit — сначала придётся конвертировать его в другую валюту (например, USDT), что добавляет ещё 6 шагов и требует от пользователя дополнительных решений. В-третьих, список доступных объявлений на P2P-платформе может быть ограничен, если пользователь — новичок или у него низкий уровень активности.
Тем не менее, у Bybit есть свои преимущества: большее количество объявлений и дополнительные способы продажи криптовалюты помимо P2P.
Сами процессы P2P торговли в Telegram и Bybit устроены схожим образом: пользователи выбирают объявление, подтверждают сделку, ждут фиатный перевод и отпускают кр��птовалюту. У обоих сервисов есть сильные и слабые стороны. Bybit выигрывает по количеству фильтров и гибкости настройки выдачи, но интерфейс может перегружать новичков. Telegram, наоборот, предлагает более минималистичный и понятный сценарий — особенно для тех, кто ценит простоту и скорость.
По итогу реальный путь пользователя всё ещё утыкан шипами. Даже простая задача — вывести TON в евро — превращается в 30+ действий, переключения между сервисами и десятки решений, которые пользователь должен принять сам.
Мы провели это исследование, чтобы показать криптокомпаниям, что UX — это не декоративная оболочка. А каждая лишняя минута, непонятный элемент или баг в кнопке — это риск потери клиента, который уйдёт туда, где проще и удобнее. Напишите нам в любой удобный мессенджер, чтобы обсудить, чем мы можем быть полезны вашему бизнесу.