В 16-м веке английское общество испытывало сильный социальный катаклизм. Тысячи крестьян были согнаны со своих земель и лишились привычного уклада жизни из-за развития технологии производства сукна. Крестьянские земли отдавали под пастбища овец из-за роста потребности в сырье для ткани. «Овцы стали пожирать людей», – писал по этому поводу Томас Мор.
Крестьяне, потерявшие землю, шли в город устраиваться на мануфактуры, работая буквально за еду. Не работать было нельзя, очень скоро были приняты законы, согласно которым работоспособные, но неработающие жестоко наказывались. Таким образом, технология производства сукна, запущенная довольно страшной ценой, открыла новые рабочие профессии и создала рабочий класс.
Нечто похожее происходит сейчас и с технологией блокчейн. Только под угрозой потери работы сейчас оказываются «белые воротнички» из финансовой сферы. Футурологи долгие годы прогнозировали смерть рабочих специальностей из-за тотальной роботизации всех повседневных аспектов жизни общества. Однако, в то время как во многих сферах роботы еще далеки от того, чтобы хорошо выполнять работу человека, блокчейн стал реальной угрозой для банкиров, нотариусов и регистраторов.
Крупнейшие международные банки уже несколько лет занимаются изучением и внедрением в свою деятельность технологии построения цепочки блоков транзакций. Согласно исследованию Всемирного экономического форума, общий объем инвестиций в это направление составил $1,4 млрд за последние три года.
Год назад Mizuho Financial Group, крупнейший финансовый холдинг Японии, объявил о начале проекта, который использует Microsoft Azure и оказывает услуги как сервис блокчейн (Blockchain-as-a-Service). Холдинг применяет его для обработки синдицированных займов компании.
В августе 2016 года четыре крупнейших международных банка, UBS, Deutsche Bank, Santander и Bank of New York Mellon объявили о создании новой цифровой валюты, основанной на технологии блокчейн. Банки будут рассчитываться между собой этими условными единицами, чтобы не ожидать завершения перевода традиционных денег. Криптовалюта получила название utility settlement coin. Ее коммерческое использование начнется в 2018 году.
Как и всякая новая технология, блокчейн создал новые специальности. По словам главы компании New.HR Киры Кузьменко, можно говорить о, как минимум трех специфичных профессиях, появившихся благодаря блокчейну:
- Blockchain engineer — core-разработчик c серьезным опытом в системном программировании на С/С++, Go или Java. Аналог профессионала, который пишет ядро для Linux.
- Blockchain developer — разработчик с очень хорошим опытом. Аналог профессионала, который пишет десктоп-приложение.
- Smart contracts developer — разработчик на смарт-контракты. Сюда отлично подойдут специалисты с крутым опытом в вебе (например, в JavaScript или Python).
Говоря о языках программирования, следует отметить , что С/С++ важны для блокчейн-разработчиков именно потому что большинство проектов написаны именно на нем. Меньшая часть блокчейн-проектов пишется на Java, хотя теоретически, как говорят программисты, построить цепочки блоков транзакций можно на любом языке. Шансов найти работу в блокчейн-проекте куда больше у разработчиков, которые пишут на нативном языке без использования фреймворков. И, конечно, никуда без математики и знания алгоритмов – это необходимая база.
О ценности практического опыт разработки на Java, Golang, C, C++, C# и других языков программирования говорит также Максим Авдеев, Сhief Business Development Officer фонда Life.SREDA.
«Блокчейн представляет из себя комбинацию привычных, давно существующих технологий (например, хэширования). Просто собранные вместе они дают новые свойства, открывающие колоссальные перспективы для продуктов на блокчейне. В этой связи полезным может оказаться опыт работы с распределенными базами данных в целом, знания в области современной криптографии, особенно ассиметричной, шифрования и хэширования», — говорит он.
«Интересно наблюдать, как активно растущая сфера блокчейна постепенно меняет список навыков, востребованных на рынке труда: например, раньше прикладная криптография не пользовалась такой популярностью, а теперь многие специалисты стремятся восполнить пробелы в знаниях», — делится своими впечатлениями Анна Минец, HR-руководитель компании Bitfury, специализирующейся на технологии блокчейн, — «в топовых западных ВУЗах уже появились учебные курсы по блокчейну, а ряд зарубежных рекрутеров сосредоточил свои усилия на поиске специалистов именно в этой сфере: все эти изменения говорят о том, что спрос диктует предложение».
По ее словам, поиск кандидатов в этой индустрии не отличается от уже известных способов: митапы, хакатоны, профессиональные сообщества, социальные сети, поиск молодых талантов среди студентов и олимпиадников «на вырост», охота за известными специалистами и энтузиастами сферы. Про это же говорят и другие: Linkedin, конференции, специализированные группы. В качестве примера хорошего хантинга Анна приводит кейс нью-йоркской компании R3, которая смогла привлечь одного из первых приверженцев биткоина, бывшего разработчика Bitcoin Core Майка Герна.
«На российском рынке есть небольшие самостоятельные команды, которые делают смарт-контракты и создают криптовалюты на заказ. А также небольшие команды, которые сидят и делают тоже самое, но в "Альфа-банке", "Тинькофф-банке", "Сбербанке" и в банке "Открытие". Всего в России сейчас около 50 готовых профессионалов», — резюмирует Кира Кузьменко из New.HR, — «если вам прямо сейчас нужны профессионалы, то попробуйте перекупить команду, но для мотивации нужна интересная задача. Если перекупить не получилось, то учите: берите крутых программеров на junior-позиции. Поверьте, они придут с удовольствием, если будет шанс получить реальный опыт».
По ее оценке, средний программист сейчас получает в час $15-20, а программист с хорошим опытом в блокчейне – $60-100. Но для того, чтобы заполучить его нужно быть готовым предложить хорошие деньги и действительно интересную задачу. Немного другие цифры приводит Анна Минец: опытный rust–разработчик в России получает около $4 000, а молодой — менее $2 500. Евгения Дворская, глава JungleJobs, говорит примерно о следующей ценовой вилке: средняя заработная плата разработчика в России составляет $2500-3500, в США — $10 000-12 000, в Европе – 8 000-10 000 евро и в Азии — $4 000-6 000. Теперь мы вполне понимаем, почему Россия стала страной ИТ-аутсорса.
Очень непонятно, но очень интересно, — это, пожалуй, главное, что говорят хантеры о блокчейне. Посмотрим, что будет дальше.
Ребята, приходите к нам, если интересно поработать в блокчейн проекте
правильно использование темы
Хотя за почасовые цены спасибо, я обычно брал от 8$ в час за типовые контракты (токены,гаранты(эскроу), кошельки и т.п.). Теперь буду брать больше.
Смело бери 50$
Привет Артем!
Поддерживаю, только по Москве примерно 20 разрабов только на эфире. Если бы было всего 50 в РФ, я бы сейчас деньги лопато
Скорее всего HR просто не знают о существовании телеграма и спец. групп, где организовываются встречи.
"50 готовых профессионалов" не равно "20 разрабов на митапах"))) Может быть речь идет о людях вроде Чепурного?
Привет Сергей!
И это только кого мы знаем по Москве, рискну предположить, что к этой цифре можно смело прибавлять + 100 чисто по смарт-контрактам ;)