Сколько стоит открыть криптобиржу

Всем привет! Меня зовут Виктор Суздальцев, я работаю в белорусской криптобирже BYNEX. Компания начала осуществлять крипто-деятельность в начале 2021 года, и в этом материале я расскажу о примерной стоимости создания крипто-бизнеса в Беларуси.

Естественно, расчеты отличаются для каждой конкретной бизнес-модели, и дать однозначный ответ на вопрос «Сколько стоит?» сложно. Именно поэтому я не буду останавливаться на всех возможных вариантах. Общий подход сводится к минимизации капитальных затрат (инвестиций) с их переносом на текущие затраты, например, мы не будем покупать свое железо, а вместо этого рассмотрим вариант аренды необходимых мощностей.

Немного формализма

Для начала — небольшое введение в регулирование криптобизнеса в Беларуси. Основным документом, который дал старт легализации криптоиндустрии в Беларуси, является Декрет №8, определяющий основные рамки криптодеятельности в стране. Согласно ему, регулятором в криптосфере является Парк высоких технологий Республики Беларусь (ПВТ), который, в свою очередь, разработал достаточно подробные инструкции и положения, регулирующие деятельность криптосубъектов.

В документах конкретизируются 3 возможных направления деятельности компании, связанных с криптовалютами и токенами:

  • оператор криптоплатформы (криптобиржа);
  • оператор обмена криптовалют (криптообменник);
  • организатор ICO.

В дальнейшем мы подробнее остановимся на деятельности оператора криптоплатформы или, проще говоря, криптобиржи. Сразу же отмечу ключевую цифру для понимания стоимости ведения этого бизнеса — минимальный уставный фонд криптобиржи составляет 2.000.000 белорусских рублей (примерно 800.000 долларов США). Уставный фонд не является расходами, поэтому включать его в расчеты не будем.

Для того, чтобы начать заниматься криптодеятельностью компании необходимо стать резидентом ПВТ с правом на осуществление одного либо нескольких видов деятельности, предусмотренных вышеупомянутым Декретом 8.

Чтобы получить статус резидента ПВТ необходимо предоставить обширный пакет документов, ключевыми в котором являются:

  • Бизнес-проект, планируемый к реализации в качестве резидента ПВТ;
  • Аудиторское заключение о соответствии компании предъявляемым требованиям.

Бизнес-проект, как правило, разрабатывается компанией самостоятельно, в нем отражается множество аспектов будущей деятельности и уровень подготовленности к ее ведению.

Аудиторское заключение, естественно, компания не может подготовить самостоятельно, и здесь не обойтись без аудиторов. При этом законодательством определено, что аудитом может заниматься одна из компаний большой четверки.

Капитальные затраты (инвестиции)

В выбранной нами модели избегания капитальных вложений основная часть инвестиций связана с подготовкой компании к вступлению в ПВТ и получением разрешения на ведение соответствующего вида деятельности. Данный процесс можно разделить на два этапа:

  • подготовительный, который включает в себя найм персонала, нормотворческую работу, подбор и заключение договоров с подрядчиками;
  • прохождение аудита, который должен подтвердить, что компания выполняет все предъявляемые требования.

В целом подготовительный этап может занять от 3 до 6 месяцев. Для расчетов возьмем 4 месяца, и будем считать, что все затраты компании на данном этапе являются инвестиционными.

Найм персонала

Согласно требованиям законодательства, в штате биржи должно быть, как минимум 4 сотрудника:

  • директор,
  • главный бухгалтер,
  • лицо, ответственное за риски, противодействие отмыванию денежных средств и финансирование терроризма, внутренний контроль (это могут быть три сотрудника или один);
  • лицо, ответственное за информационную безопасность.

Фонд оплаты труда (ФОТ) вышеназванных сотрудников может варьироваться в зависимости от множества факторов, на мой взгляд, от 5.000 до 20.000 долларов в месяц. Будем считать, что ФОТ на начальном этапе составит 10.000 долларов в месяц вместе с налогами. Таким образом, общие инвестиционные затраты на ФОТ составят 40.000 USD.

Сотрудникам необходимо где-то работать, а компании нужен реальный офис. Поэтому предусмотрим расходы на аренду небольшого, но уютного офиса в районе с хорошей транспортной доступностью в размере 1000 USD в месяц. За эти деньги можно снять помещение площадью от 30 до 60 квадратных метров.

Помимо помещения, сотрудникам нужны рабочие места. Сейчас у нас есть 4 человека, но в будущем мы планируем расширение, поэтому сразу потратимся на 8 рабочих мест. Стоимость одного рабочего места (компьютер/ноутбук, стул, стол) примем за 2000 долларов. Таким образом на оборудование рабочих мест потратим 16.000 USD.

Нормотворческая работа

В соответствии с предъявляемыми требованиями у криптобиржи должно быть разработано около 30 локальных документов, включая различные политики, правила и соглашения с клиентами. К этим документам также предъявляются определенные требования, которые необходимо учесть при их разработке. Эта работа может быть выполнена персоналом, описанным выше, при условии, что как минимум двое из них профессиональные юристы. такое случается далеко не всегда, поэтому целесообразно прибегать к услугам юридических компаний либо найму юристов в штат. Как компании, так и сотрудники могут быть разные, но стоит учитывать, что тут речь идет о достаточно большом объеме квалифицированной работы, поэтому стоит рассчитывать на сумму в примерно 15.000 долларов.

Подбор и заключение договоров с подрядчиками

В своей деятельности криптобирже необходимо будет пользоваться рядом дополнительных услуг. Ниже — перечень сервисов, которые с большой долей вероятности будут востребованы:

  • основная информационная система (обязательно);
  • система мониторинга крипто-транзакций (обязательно согласно требованиям законодательства);
  • аренда серверов и системное ПО, включая сервисы, обеспечивающие инфобезопасность (обязательно);
  • аудит информационной безопасности (обязательно согласно требованиям законодательства);
  • система идентификации и верификации клиентов (опционально).

С большинством из всех вышеназванных сервисов можно договориться о том, чтобы их использование и оплата начиналась с момента запуска операционной деятельности компании. Обязательными затратами станут аудит информационной безопасности и аренда серверов.

Законодательство не содержит требований к аудитору, осуществляющему проверку инфобезопаности, поэтому можно выбрать любого подрядчика, обладающего соответствующей квалификацией. Качественная работа опытного аудитора будет стоить около 5000 долларов.

Что касается аренды серверов, то до запуска в боевом режиме также можно экономить, приобретая только те мощности, которые необходимы для целей обучения персонала и прохождения аудита. Заложим на эти цели 1500 долларов в месяц, что составит 6000 долларов затрат на подготовительном этапе.

Прохождение аудита

Как было отмечено выше, будущей криптобирже необходимо получить положительное аудиторское заключение от одной из компаний большой четверки. Стоимость услуг этих компаний варьируется и зависит от множества факторов, начиная от опытности компании в подобного рода аудитах и заканчивая временем проведения. Вилка стоимости составляет примерно от 20 до 50 тысяч долларов США. Для целей данной статьи возьмем среднее значение — 35.000 USD.

Теперь сведем все инвестиционные затраты.

Сколько стоит открыть криптобиржу

Таким образом, инвестиционные затраты на запуск криптобиржи составляют примерно 120.000 долларов США.

Операционные затраты

В данном разделе попробуем подсчитать расходы компании на первый год работы. Полученные значения будут еще более приблизительными, чем в предыдущем разделе, но общее представление о порядке затрат сформируют.

Основные статьи текущих расходов:

  • ФОТ и налоги
  • Аренда
  • Услуги сторонних сервисов
  • Маркетинг

Фонд оплаты труда

На инвестиционном этапе мы уже приняли на работу 4 сотрудников. Как правило, работающей бирже необходимо еще несколько человек, например: маркетолог, аналитик, комплаенс-офицер, юрист, финансовый менеджер, специалист(-ы) службы поддержки. Поэтому зарплатная ведомость компании по сравнению с инвестиционным периодом может вырасти примерно в 2 раза, в нашем случае — до 20.000 USD в месяц.

Аренда

Мы продолжим пользоваться тем же помещением, что арендовали в самом начале и будем тратить на него те же 1000 долларов ежемесячно.

Услуги сторонних сервисов

Перечень сервисов, которые необходимы криптобирже для функционирования был перечислен ранее. Теперь пришло время остановиться на всех его составляющих более подробно.

1. Основная информационная система.
Это ПО, в котором осуществляются все важные для клиентов операции: онбординг, депозиты, торговые сделки, выводы средств. Помимо клиентской части подобное ПО имеет и бэк-офисную часть для сотрудников биржи, в которой осуществляются настройки системы и необходимые действия для совершения клиентских транзакций. На рынке существует несколько поставщиков решений, достаточно ввести в Гугле «White label cryptoexchange” или “Cryptoexchange software» и вы получите достаточно большой список поставщиков. Разница цен на эти решения велика, более-менее качественный вариант может стоить примерно от 2000 долларов до нескольких десятков тысяч долларов в зависимости от оборотов компании. Мы будем исходить из того, что мы молодой сервис и на старте оборотов у нас будет немного, поэтому заложим по данной статье расходов 4000 USD в месяц.

2. Система мониторинга крипто-транзакций.
Данное программное обеспечение, которое осуществляет скоринг крипто-транзакций с точки зрения риска вовлеченности средств в преступную/мошенническую деятельность. В законодательстве приведен перечень юридических лиц, услугами которых криптобиржа может пользоваться для данных целей. Этот список по сути является открытым, то есть возможно заключение договора и с иными поставщиками. Стоимость услуг, как правило, зависит от количества запросов и начинается от 500 долларов в месяц. С учетом ожидаемого роста бизнеса на первый год имеет смысл спрогнозировать расходы на уровне 1000 долларов в месяц.

3. Аренда вычислительных мощностей и системное ПО.
На подготовительном этапе мы обходились суммой в 1500 долларов в месяц.Но с началом работы потребности в этой части возрастут, так как появятся клиентские транзакции, понадобится тестовый контур, необходимо будет обеспечивать бэк-апы, запустить резервные машины, а также организовать место хранения ежедневной отчетности. Кроме того, отдельно необходимо подходить к изучению вопроса работы с нодами: в некоторых случаях целесообразно разворачивать собственные, в некоторых — пользоваться арендными. Резюмируя, можно предположить, что затраты по рассматриваемой статье составят от 2500 USD в месяц.

4. Аудит информационной безопасности.
В конце первого года работы придется еще раз пройти аудит инфобезопасности, что составит те же 5000 долларов.

5. Система идентификации и верификации.
Данное ПО позволяет быстро и эффективно осуществлять онбординг клиентов. Стоимость подобных сервисов, как правило, зависит от количества верифицированных клиентов, а стоимость одной верификации колеблется от 1 до 4 долларов в зависимости от набора проверок. В среднем можно ориентироваться на сумму около 3 долларов за проверку. Общее количество проверок зависит от успешности развития бизнеса. Предположим, что через год мы хотим иметь 10000 верифицированных клиентов. Это значит, что за год мы потратим 30.000 USD.

6. Аудит.
Через год после прохождения предыдущего аудита, криптобирже придется повторить процедуру, которая, как мы определились ранее, стоит 35 000 USD.

Маркетинг

Маркетинг — это наиболее трудно прогнозируемая статья расходов, так как сильно зависит от стартовых позиций и стратегии биржи. Если у собственников и топ-менеджмента на старте есть крупные будущие клиенты, то на маркетинг можно не тратиться. Если же биржа будет ориентирована на розничный рынок, то расходы на маркетинг предстоят существенные. Вероятнее всего, маркетинговая стратегия новой компании будет строиться на проведении экспериментов для разделения кампаний на успешные и неуспешные с последующим масштабированием первых. С учетом неопределенности и широкого размаха возможных вариантов остановимся на затратах в 5.000 USD в месяц, то есть 60.000 долларов в год.

Подведем итоги по операционным затратам за год.

Сколько стоит открыть криптобиржу

Основные выводы

1. Организация и ведение криптобизнеса в Беларуси требует существенного вливания капитала. Минимальный уставный фонд составляет примерно 800.000 долларов США.

2. Инвестиции в подготовительный этап составляют около 120.000 USD, а затраты на первый год работы — почти полмиллиона долларов.

3. Значения, указанные выше являются очень примерными: их можно как уменьшить в 2 раза (в режиме жесткой экономии), так и раздуть в несколько десятков раз.

О чем Вы бы хотели узнать в будущих материалах?
О законодательстве и требованиях, предъявляемых к работе криптобиржи
О внутренних процессах криптобиржи
Об интересных практических кейсах
Об ошибках и факапах
О технологиях, продуктах и трендах отрасли
Обо всем по чуть-чуть
Иной вариант (напишу в комментах)
Тема не интересна
<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fbynex.io%2F&postId=347319" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">BYNEX </a>- криптобиржа для новичков и профессионалов
BYNEX - криптобиржа для новичков и профессионалов
88
6 комментариев

Интересная статья! Пишите еще, пожалуйста.

Как дела с органами обстоят? КГБ не просит проложить лоу латенси прямо к ним в контору?))

Почем решили выбрать РБ юрисдикцию?

Как поставку ликвидности организуете?

2

Расходы всегда спорный вопрос, но что то мне подсказывает, что в этот бизнес заходить на последние не совсем правильно, да и в случае нацеленности на успех и специалисты должны быть соответствующие. Гаражные стартапы у нас не прокатывают, люди хотят получать удовольствие от процесса работы и соответствующую оплату за вложенный труд. Поэтому ни фот, ни офис, ни рабочие места экономии не дадут, да это и капля в море в списке только плановых расходов, а вот имидж и уровень удовлетворенности повысят точно.

1

людей, которые тратят 150000 русских рублей на оборудование рабочего места и 100000 на аренду помещения не ждёт успех в бизнесе. Оборудовать рабочее место можно было за 50000 руб, а помещение найти за 30000. Полагаю, что и другие расходы можно сократить втрое, потому открытие такого рода бизнеса, скорее всего, обойдётся в 10 млн русских рублей

1

Спасибо за комментарий! Он у меня первый на vc))
Я не был бы так категоричен по поводу успехов в бизнесе, ведь зачем-то ИТ-шные компании покупают своим сотрудниками те же Маки за бОльшие деньги и при этом добиваются успеха. Соглашусь, что к любым расходам в бизнесе надо подходить рационально и, если есть возможность уменьшить без потери эффективности, то, конечно, стоит уменьшать.
Что касается цифр, то как и написано в статье, все они достаточно приблизительные. Честно скажу, что сокращение втрое мне видится крайне трудной задачей, хотя это возможно при условии, что у компании есть условно-бесплатные офис, сотрудники, рабочие места, железо и ПО (либо часть из перечисленного), доставшиеся от дружеской/ материнской/ аффилированной компании.

Хорошая статья, раскрыто много важных параметров . Вот еще информативная статья на тему того, как создать криптобиржу https://www.merkeleon.ru/wiki/kak-sozdat-kriptobirzhu/