{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Надо ли инвестировать в NFT-игры и как они работают: разбор на примере Axie Infinity

Недавно мне позвонил друг, который далёк от темы инвестиций и уж тем более крипто-индустрии. Он спросил: «Мой товарищ говорит, что у него есть друг, заработавший за день $2000 на каких-то NFT-играх. Товарищ хочет перевести деньги другу, чтобы он их тоже провернул и заработал для него тоже. Стоит ли поучаствовать в этой движухе?»

Естественно, я ответил, что не стоит лезть в сферу, которую не понимаешь. Но всё же нельзя не отметить тенденцию — народ интересуется NFT и смежными крипто-темами всё больше и больше.

Почему все стремятся влезть в NFT

Виной всему синдром упущенной выгоды, он же FOMO (Fear of missing out).

«Кто-то, не имея ни особых навыков, ни талантов, сделал из ничего миллионы долларов, а ты просто сидишь. На его месте мог быть ты», — нашёптывает внутренний голос, когда ты видишь новостные заголовки.

И этот голос так просто не заглушить. Не случайно синдром упущенной выгоды — один из самых эффективных инструментов влияния. И как итог — выходят подобные материалы.

Купил NFT и теперь не могу ее продать. Реальный кейс провальной сделки

Мой друг захотел доказать, что «можно купить любую NFT и через несколько дней продать ее дороже». Опыта у него конечно никакого нет, но спор есть спор.

Уже понятно, что метавселенные, GameFi и сценарий «Первому игроку приготовиться» — очевидная неизбежность.

Давайте разберёмся, какие возможности и угрозы таит в себе этот новый мир. Как простым работягам понять, когда заходить в эту сферу, чтобы и не чувствовать себя отставшими от времени, но и не обжечься, потеряв деньги?

Но для начала вспомним немного информации из базового курса экономики.

Откуда берётся цена вещей

Основная предпосылка экономической деятельности — создание благ, направленных на удовлетворение потребностей людей.

Экономическая деятельность представляет собой процесс превращения ресурсов в продукт с помощью производственных ресурсов. Производственные ресурсы — это совокупность природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей.

Таким образом, реальная стоимость любого товара — это совокупная стоимость всех производственных ресурсов, потребовавшихся для его создания:

Один из наиболее значимых производственных ресурсов — человеческий капитал. Чаще всего его оценка происходит при приёме на работу. Работодатель оценивает производительность и сообщает, сколько готов за неё платить. В результате человек получает регулярный доход, который обеспечивает его жизнь, а работодатель получает его труд и прибыль, которую этот труд генерирует.

Если копнуть ещё глубже, то выяснится, что на системной основе пользу человеческому обществу приносит только труд. Цена товара, в свою очередь, выражается в деньгах. Деньги позволяют не использовать бартер, но при этом легко конвертируются в труд. Если деньги не обеспечены полезным трудом, то они не обладают стоимостью.

В конечном счёте, реальная цена товара — это стоимость человеческого труда, вложенного в формирование этого товара на всех этапах производства. Если отбросить терминологию и максимально упростить, то общая схема всей экономической деятельности выглядит так:

Экономика GameFi

Самая известная и популярная NFT-игра на начало 2022 года — Axie Infinity, поэтому будем разбирать на её примере. Для тех, кто не в курсе, что за Axie Infinity, вот пост:

«Зачем работать, если можно играть»: почему люди бросают карьеру и учёбу ради NFT-игр Статьи редакции

Бывшие банкиры, недоучившиеся медики и фитнес-тренеры пробуют заработать на блокчейн-игре Axie Infinity — продавая персонажей и побеждая в сражениях. Как устроена её экономика и почему она стала популярной, объясняет Bloomberg.

Персонажи онлайн-игры Axie Infinity Bloomberg

Пока что (!) практически все NFT-игры построены по практически одной схеме, меняются только декорации, так что на примере Axie Infinity мы рассмотрим индустрию в целом.

В центре Axie Infinity находятся округлые персонажи — аксики (каждый из которых — NFT). Чтобы начать игру, понадобится, как минимум три аксика. Значение имеют только характеристики персонажей, которые определяют их внешний вид и способности в бою:

Купля-продажа персонажей происходит на внутреннем маркетплейсе, где и видно набор их характеристик, каждой из которых соответствует определённая способность.

Персонажей можно скрещивать, но не более семи раз. Соответственно, у каждого аксика есть родители и могут быть дети, которые наследуют признаки по определённым правилам.

Также у персонажей есть класс и прочие функциональные характеристики: здоровье, скорость и так далее.

Игроки сражаются в PVP- и PVE-стычках, зарабатывая токены Smooth Love Potion (SLP), которые тратятся в процессе скрещивания аксиков. Купля-продажа самих персонажей происходит за токены Axie Infinity (AXS).

Механика самих сражений — чисто карточная.

За победы в PVP повышается рейтинг. Чем выше рейтинг, тем больше токенов зарабатывает игрок. Вот, по сути, и вся механика игры.

Чтобы «зарабатывать» деньги в Axie Infinity требуются:

  1. Первоначальные инвестиции.
  2. Ежедневные траты большого количества времени.
  3. Навыки игры, знание выигрышных комбинаций и правил наследования характеристик.

Если вернуться к схеме экономической деятельности, то «заработок» в Axie Infinity выглядит так:

Экономическая модель Axie Infinity

В обычной сюжетной игре «благо» — это удовольствие, получаемое игроком. При этом компания-разработчик берёт деньги за доступ к игре:

Классическая модель оказания услуг

Модель MMORPG в зависимости от платности выглядит так:

Экономика MMORPG

Ну и как частный случай, так выглядит модель одной небезызвестной игры:

Возвращаемся к Axie Infinity. Казалось бы, что может быть проще для разработчика, нужно всего лишь сделать игру интересной настолько, чтобы людям было просто интересно в неё играть, но не тут-то было.

«Пирамидос, прикрытый игрой»?

Топовая ветка комментариев под статьёй об Axie Infinity, на который я ссылался, выглядит так:

На скриншоте приведены два полярных мнения. На мой взгляд, оба комментатора правы и не правы одновременно. И вот почему: модель пирамиды никогда не требует от вкладчика труда и каких-либо специальных навыков. Наоборот, в интересах пирамиды ограничить участие вкладчика только тем, чтобы он нёс деньги: лично или привлекая друзей, родственников.

Но есть один элемент, который роднит нынешнюю индустрию GameFi с пирамидами, — это отсутствие производственных возможностей. Она претендует на модель экономики, но при этом не обладает её содержанием. Как следствие:

Сумма выплаченных денег никаким образом не может быть больше суммы денег, внесённых игроками. Им там просто неоткуда взяться, потому что NFT-игра не обладает характеристиками производства. А как мы помним из начала данной статьи.

Если деньги не обеспечены полезным трудом, то они не обладают стоимостью.

А все так называемые «заработки» происходят из-за манипуляций с ценой токенов.

Есть ли будущее у NFT-игр

Собственно, именно по этим причинам крупные компании игровой индустрии не используют модель GameFi. У игр пока нет возможности организовать полезный труд. Но было бы очень странно полагать, что работа в этом направлении не ведётся — не просто же так Facebook переименовалась в Meta.

Axie Infinity — забавная игрушка. Хотя гораздо больший интерес она представляет не как игра, и уж точно не как источник заработка, а как феномен, один из первых маленьких шагов на пути становления новой реальности.

Что же делать в связи с шумихой вокруг NFT

Во-первых, успокоиться и не переживать, что новая технологическая революция пройдёт мимо. Сейчас все эти грандиозные доходности — всего лишь спекуляции на теме, желание одних людей нажиться за счёт других. И не очень хотелось бы оказаться в числе этих «других».

Во-вторых, постоянно повышать свой уровень знаний и интересоваться новым. По легенде, более двухсот лет назад Натан Ротшильд сказал: «Кто владеет информацией — тот владеет миром». Сейчас эта фраза актуальна, как никогда. Если человек знает, как обстоят дела, он контролирует ситуацию. А контроль — единственный способ борьбы с синдромом упущенной выгоды.

Если вам интересна тема экономики, финансовой грамотности и инвестиций, можете поддержать меня, подписавшись на Telegram-канал.

P.S. Над этим постом трудился больше, чем над собственной магистерской диссертацией. Надеюсь, он будет вам полезен!

0
49 комментариев
Написать комментарий...
Евгений Трифонов

Чучуть сократил текст

(ладно, он в целом полезный, просто с заголовком иронично)

Ответить
Развернуть ветку
Antonio De
Ответить
Развернуть ветку
Ivan Gurov

😂😂😂

Ответить
Развернуть ветку
Никита Маланичев

поздно уже в игры влазить, ребята, поезд ушёл
из plants vs undead в конце лета оч много получилось вынуть, удачно заоетели на хайп игр ну и она была не плоха механикой, а последнее годное было бомбкрипто месяц назад, но там ботика нужно

остальное рект на ректе, только недавно на ораклере пацаны побрились,
хайп нфт-игр ушёл

Ответить
Развернуть ветку
Damien Nefzen

Скажи еще что-нибудь на зумерском

Ответить
Развернуть ветку
Никита Маланичев

Не смогу, мне 25. Но в любом случае, то что здесь аудитория думеров - это меня мало волнует. Пока думер работает в офисе за 1000$ в месяц 5/2, школьники, как я уже говорил, вынимают из крипты в месяц поболее и я равняюсь на них, а не на офисных неудачников.

Так же поздравляю с удачным комментарием, который дал три икса к вашей карме. Но я не понял, почему я не должен криптосленг использовать в посте про крипту?

Ответить
Развернуть ветку
Карьерные Машины

Позвольте уточнить формулировку:
"пока думер работает в офисе за $1000 в месяц 5/2, НЕКОТОРЫЕ школьники вынимают из крипты... При этом очень многие только вкладывают родительские деньги"
(хотя, конечно, каждый считает, что "ну уж он-то точно будет в числе тех, кто вынимает")

Ответить
Развернуть ветку
Никита Маланичев

Речь о том, что крипта сейчас лучшее вложение своего времени относительно окупаемости. Это пузырь, как и вся фин. система, но здесь реально раздают очень много денег. Понятно, только тем, кто готов поработать, а не ждёт кнопки бабло. Но в любом случае всё гораздо легче, пул знаний гораздо меньший, чем тот, который нужен для зп 1000+ в IT. Ну и работать на себя всегда приятнее в разы.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Маклагин

Ты вообще умеешь разговаривать на русском языке!? Ни одного слова не понятно! Это как видео в YouTbe про табличку из камеди клаб. Вам «табличку прибить или приклеить?»

Ответить
Развернуть ветку
Trautmori

Вы рофлите или правда не понимаете обычные слова? 3 раза перечитал его сообщение и кроме слова думеры сложно до чего то доебаться)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Я

Да и биткоин уже поздно покупать.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Маланичев

Биткоин покупайте и усредняйте, как и остальные основные монеты и фундаментальные альткоины. Обеспечите себе старость, да и внукам останется.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Jack Rotgar

То что вы написали лишено смысла.

Любая крупная игровая компания получает огромные деньги за выпуск игрового контента.

Часть этих денег может идти не в карман корпорации и топ менеджмента, а игрокам. Игры очень высокомаржинальный бизнес.

Если делать достаточно качественный контент, то средства донатеров, которые есть и в обычных играх, будут просто делиться между корпорацией и игроками.

НФТ игры можно назвать пирамидой только если вы в этом не разбираетесь.

Также вы не учли что токены игры могут расти в цене из-за вложений инвесторов на бирже. То есть это может быть полноценной капитализированной игрой с очень дорогим контентом и при этом игроки в ней будут зарабаывать.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Сухоруков

Я походу только что прочитал рекламу любого казино.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Voloshin

Вы все как вчера родились, неужели в этом не видно простейшее акционерное общество? Это прям зачаток, ну вы все гоните, что это пирамида, казино.

Но условно, если представить что это будет регулироваться и вас не будут кидать в последствии, то условная чья-то жена вместо дрочильни на мобиле, будет играть в П2Е, но вместо донатов оху*вшим разрабам, ещё и будет получать предметы и токены, которые можно продать.

Сейчас на мобилах игры, которые столько бабок съедают на донатах, что крипта это просто чих. А это условный ответ сообщества, который немного меняет правила игры. И вскоре вместо безвозмездных донатов на фуфельные кристалы, люди будут получать токены, которые можно обменять на деньги, предметы в виде НФТ, которые можно продать в маркете.

Я удивляюсь, как люди гнобя одно, не видят другого. Если где и пирамида, так это бездонные кошельки разрабов сейчас, которые в одно жало просто забирают деньги.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Глущенко

Вы бы лучше задались вопросом "продать кому?") До тех пор пока стоимость формируется за счёт продаж внутри системы, прибыль может формироваться только за счёт привлечения новых игроков в систему. Это и есть принципы пирамиды. А насчёт "разрабы подкинут своих денег" - вам самим не смешно от такого предположения?) Точнее, на старте-то они наверняка чего-то подкинули, чтобы раскрутить маховик. Но чем больше становится масштаб - тем сложнее повлиять на цену с помощью точечных вливаний, и тем меньше в этом смысла. Так что нет, не будут разрабы ни с кем делиться своей прибылью.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Voloshin

Здесь идёт обсуждение такого явления, как П2Е.

Про донатные игры я знаю не понаслышке — это люди, которые платят буквально за виртуальные цифры, т.е. разработчик рисует картинку, вы её покупаете, на этом цикл её циркуляции заканчивается, особенно, вне самой игры.

Все кто видят пирамиды, то это пирамида существует до тех пор, пока кормят разработчиков, а они в ответ рисуют новые кристаллы и предметы, которые дальше игры не вытащить.

С криптовалютой, как инструментом, игра как бы может выйти во вне. Во-первых, те же предметы обретают вид товара, и уже могут представлять стоимость для тех, кто например, только начал играть, он подбирает от высокоуровневых игроков, низкоуровневый лут. И т.д. Ликвидность монеты можно поддерживать от оборота и продаж, если вы строите настоящий продукт. Игрок решает продавать или нет, выводить или нет.

Если отбросить все предрассудки, то что я описал плохо? Это хуже, чем вы просто вливаете в игру деньги, а взамен просто ничего? Ну, наверное по логике, не так уж и плохо. Даже похоже на некое развитие этой индустрии.

Я понимаю, что у большинства от слово "криптовалюта" в глазах пелена, и слово МММ из-за такого становления с постоянными падениями и кидаловом.

"разрабы подкинут своих денег" - вам самим не смешно от такого предположения?) Точнее, на старте-то они наверняка чего-то подкинули, чтобы раскрутить маховик. Но чем больше становится масштаб"

Мне не смешно, потому что блокчейн уже здесь и сейчас, уже корпорации туда лезут во всю, а большинство ещё до сих пор через негативную призму пропускают. Вас обязательно кто-то должен обмануть где-то, что-то это всё с подвохом, пирамиды, казино (и да, скама сейчас много). А вот как-то шире посмотреть на развитие и применить это там, где не очень очевидно или наоборот, у многих не хватает ума.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Глущенко

Проблема ваших рассуждений в том, что вы ставите в один ряд хорошие игры, за которые люди готовы платить, с вот этой хренью, в которую никто в здравом уме не стал бы играть, не будь там возможности заработка. А раз основной мотив это не геймплей, а получение профита, то мы обязаны проследить откуда он берётся. И тут уж выводы вообще неутешительные для вашей концепции) Так что игра в данном случае - лишь маскировка для легализации финансовой пирамиды.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Voloshin

Не хочу вступать в полемику, но как вы определяете, что хорошее, что плохое? Если вам не нравится, то это плохое?

Сюжетные игры по части заработка проигрывают донатным. Как мы определим, какие из них лучше, по каким показателям? По тому что где-то художественной части больше? По монетизации, по онлайну и т.д.? Я сам за сюжетные игры, но по цифрам видно, что пол земного шара играет в казуал и жестко сливает деньги на виртуальные трусы. И это разве плохо? Ну это просто факт, так вот оно происходит.

Я просто вижу, что вы под ярлык загоняете, что типа "крипта" = "пирамида" = "плохо". О чём тут говорить тогда.

Ну считайте это плохим. Не надо только придумывать про маскировку и т.д. Не удивляйтесь только, когда через несколько лет это уже будет стандарт, а текущие модели монетизации игр устареют, потому что криптоигр станет больше и качество их вырастет (даже года не прошло с начала хайпа, а вы уже делаете выводы, что это обман). Затем подтянутся гиганты со своими ресурсами и опытом.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Глущенко

Много пафосных рассуждений от человека упускающего суть. У меня нет никаких предубеждений к nft, у меня есть претензии конкретно к этой схеме. Почему я уверен что возможность "заработка" в игре является ключевым элементом? Хотя бы потому, что об этом пишут миллионы статей, в то время как о геймплее из них даже толком ничего не понятно. И можно спросить у игроков, ради чего они там. Любой здравомыслящий человек знает ответ на этот вопрос, но вы можете продолжать притворяться шлангом и рассказывать об увлекательном геймплее, ради которого люди готовы заплатить сотни долларов просто чтобы начать играть)

Ответить
Развернуть ветку
Temirlan Issanov

Получается все игры, где можно приобрести внутриигровые итемы, скины и тп - пирамиды?

Ответить
Развернуть ветку
Jack Rotgar

Это пять!

Ответить
Развернуть ветку
Роман

Регу совершить пришлось, чтобы люто плюсануть. Никак не поиму, почему полученную картинку трофей я не могу продать кому то, кто ее хочет получить? Почему нельзя в разные игры затащить шмот для перса (придет время стандартизируются некоторые), который мне нравится, а не обнюханные разрабы решают, что мне носить. Брелоки, прицелы, сетки, приклады, одежда, колбы с заклинаниями, да что угодно. Мне не надо решил продать тому, кому надо. Что в этом плохого? Или даваите просить закрыть Юлу и Авито... Там тоже свалка не нужного. Пирамида поди что...

Ответить
Развернуть ветку
Antonio De

Это как в том анекдоте: "... но есть нюанс". Если в игре просто продаются какие-то примочки - различные "свистелки и перделки", то в этом ничего такого нет. Если они просто продаются традиционным способом, если стоят вменяемых денег и не являются при этом спекулятивным товаром. То да, это просто дополнительная плата за саму игру.
Но если какая-то примочка становится чем-то, во что массово инвестируют какие-то юные и недальновидные субъекты, когда ее стоимость поддерживается за счет хайпа и вхождения в игру новых "оленей", которые пришли не ради самой игры как таковой, а чтобы выгодно перепродать примочку, то вот это явные признаки пирамиды. Только вместо бумажек МММ здесь фигурируют цифровые фантики, которые упакованы в какую-то туманную идею, которая кому-то кажется каким-то мистическим "цифровым эльдорадо", которое само породит деньги из ничего. Скорее всего, в разных странах рано или поздно в законах просто появится дополнение о новых видах цифровых пирамид. Наверняка этим кончится, после того как случатся какие-то небольшие беспорядки в результате крушения пирамиды в конечном итоге.)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Voloshin

Я так и не понимаю, чем отличается то что вы описываете, от какой-нибудь мобильной дрочильни с китайскими разработчиками, где люди донатят тысячи долларов в день или месяц, чтобы получить игровое преимущество.

Окей, там нельзя ничего продать, но разрабам просто несут деньги и также получают фантики в виде игровых сундучков

Что ж вы везде пирамиды то видите, египтяне, блядь.

Ответить
Развернуть ветку
Antonio De

Я все описал предельно ясно. Торговля ничем не обеспеченными фантиками - это пирамида. )

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Voloshin

Очень спорно, а не ясно.

Допустим, теперь сундучок можно продать вне игры. Что это меняет? То что приходит покупатель извне и забирает его себе не в игре, и что?

Допустим игрок А потратил на игру $2 000, затем ему выпал сундучок и он продал его игроку Б за $100. Получается, что игрок А потратил на игру $1 900 вместо $2 000. Меняется место обмена, это например НФТ-маркетплейс. И?

Всё тоже самое, только вне игры. Игрок Б может оценить стоимость этого сундучка иначе, например, заплатит за него $3 000. Тогда игрок А в плюсе $1 000.

Откуда взяли деньги? Это не имеет значение в принципе.

Теперь в донатной игре. А потратил на сундучок $2 000, Б потратил на сундучок $100/$3 000.

Не важно кто сколько потратил, кто сколько заработал. Мне просто интересно, если мы поменяли форму обмена, как это стало вдруг пирамидой в ваших глазах?

Ответить
Развернуть ветку
Geni Alen
Ответить
Развернуть ветку
Jack Rotgar

Представьте что вы играете в халф лайф, но разработчики вам еще и делятся с вами деньгами из доходов игры. Это как раз суть GameFi. А писать что это все пирамммиды - плоский взгляд.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Voloshin

Они могут только шаурмечную представить с приход/уход, видимо

Ответить
Развернуть ветку
Geni Alen

Ошибочно предполагать, что взрослые дяди и тети тупые. Ошибочно предполагать, что до твоего рождения ничего не существовало и всё было придумано в течение твоей жизни. Ошибочно думать, что всю эту херню с дикими криками "заработай или проиграешь" с абсолютно невымышленными отзывами люди не видели в течение своей жизни.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Voloshin

Ну, перечитай как я расписывал и рассуждал, и что остальные кричат: пирамида, казино. Я уже сам дядя, если что, и лишь поэтому здесь что-то пишу, т.к. видно, что у нас много предрассудков в обществе, особенно, на какие-то инновационные вещи.

И блокчейн это не какой-нибудь ДНК-тест на профессию или гомеопатическое средство. Это состоявшаяся технология и как бы сейчас она обновляет другие области, заставляет их пересматривать.

А вы всё как подростки: у вас либо обман, либо не обман.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Сергеев

Нахуа им делиться? Пирамиду заложить?

Ответить
Развернуть ветку
Артур Язгаров

Боже рукалицо

Ответить
Развернуть ветку
Артур Язгаров

Из денег акционеров они платят. Вы конченные идиоты. В конечном итоге акции начнут падать биржа рузнет . все начнут продавать своих зверят а акционеры пытаться продать акции. Но ни то ни другое нахер никому не нужно будет.

Незачто

Ответить
Развернуть ветку
Максим Иванников

То, что вы пишете – буквально переложение 90% риторики сетевого маркетинга: «производители отдают долю магазинам, платят за маркетинг и рекламу, а мы отдаем деньги напрямую торговым представителям».

На деле эта риторика бессодержательна: если вам предлагают «заработать» покупая что-нибудь, вам по определению не смогут выдать больше 100% стоимости товара. Суть личных покупок в том, что вы получаете от них удовольствие. Если вы ходите в игру как на работу или покупаете чудо-крем, чтобы стать миллионером – вас поимели)

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Matveev
Ответить
Развернуть ветку
Game Art

Статья ни о чем.
Автор не понимает ни в экономике, ни в ценности вещей, ни в крипто играх

Ответить
Развернуть ветку
Агрессивный Инвестор
Автор

Да вообще удивительно, как я умудряюсь ключом в замочную скважину попадать, чтоб из дома выйти))

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Gurov

Это как в анегдоте
- У меня друг сказал, что делает 50 тыс долларов в день
- Дык, ты тоже говори

Ответить
Развернуть ветку
Максим Иванников
Если копнуть ещё глубже, то выяснится, что на системной основе пользу человеческому обществу приносит только труд. Цена товара, в свою очередь, выражается в деньгах. Деньги позволяют не использовать бартер, но при этом легко конвертируются в труд. Если деньги не обеспечены полезным трудом, то они не обладают стоимостью.

Сколько бы человек не трудился доением, если он доит быка, козла, соседа или трактор, молока он не получит. Аналогично с нефтью, зерном и чем угодно.

При этом, наоборот, труд может затрачиваться только на создание самого актива (приложение кинотеатра, онлайн-курс, электронная книга), но при этом ни на йоту труда не требуется для создания новой единицы товара.

Ответить
Развернуть ветку
Агрессивный Инвестор
Автор

Это понятное дело.
Я-то описывал модель максимально упрощённо, насколько это возможно.
А так да, нюансов много, и то, что вы написали - часть из них.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Иванников

Это не в ваш адрес, скорее критика трудовой теории стоимости в целом.

Нет никакого абстрактного «труда в целом», труд никакой общественной пользы (какую например пользу обществу приносит труд «закладчика») или стоимости товара не формирует.

Труд является частью затрат на создание актива или продукта, он может быть основной затратой или 1%. Марксовские выкладки про «формируемую стоимость, не связанную с себестоимостью и с ценой тоже не связанную, но основную для всей экономики» – история не шибко реальная)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шеверев

Хорошая статья кстати

Ответить
Развернуть ветку
Артур Язгаров

Элементарным тупым стадом легко управлять, они даже не выкурили о чем статья. Это те же самые которые за навального, похоже, хомячки

Ответить
Развернуть ветку
Trautmori

"У игр пока нет возможности организовать полезный труд." Самый банальный пример - продажа прокаченных аккаунтов.
Или еще ближе к крипте - продажа валюты в ммо, например, золота в WoW за реальные деньги. Особенно не у официальных разработчиков, а от таких же геймеров или перекупов

Ответить
Развернуть ветку
Артём Мурзин

спасибо за пост. решил почитать, разобраться.
как считаешь, какова вероятность, что оплачивается все за счет игроков, которые бросили играть, заплатив за 3 котиков, по сути минимальный LTV. Есть условно 3 категории пользователей:
- heavy users - те, кто много играет, давно получает $ и мы про них читаем новостие
- середнички - играют время от времени, отбились, но миллионы не заработали
- пришли и бросили (надоело бегать, дети просят поиграть, на работе завал). стало интересно, какой % людей начали и перестали бегать в реальной жизни.

чтобы экономика сходилась, можно и аддоны закидывать и маркетинг планировать. буду рад услышать, что думаешь.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Антошин

РАЗВОД ПРОСТЫХ ЛЮДИШЕК

Ответить
Развернуть ветку
46 комментариев
Раскрывать всегда