{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как туманные вычисления преобразуют рынок облачных услуг

Материал открывает цикл публикаций блога SONM, посвященных рынку облачных технологий и роли туманных вычислений для его участников.

Сегодня возможности облачных вычислений и хранения данных трансформируют бизнес-процессы, как когда-то это сделало внедрение компьютеров. Но для бизнеса остается нерешенным один очень важный вопрос: как обеспечить масштабируемость облачных технологий. Мы создаем платформу SONM, чтобы решить эту задачу.

По мере роста IT-нагрузки облачные технологии становятся дорогостоящими и съедают значительную часть выручки бизнеса. Чем больше вычислительных ресурсов нужно предприятиям, тем сильнее возрастает стоимость аренды облачной инфраструктуры.

Высокая стоимость услуг облачных провайдеров вызвана их затратами на строительство дата-центров, создание сетевой инфраструктуры и закупку серверного оборудования.

SONM предлагает использовать свободные мощности уже работающего оборудования: ПК, серверов и майнинговых ферм для туманных вычислений.

У современных облачных технологий есть две ключевых особенности – техническая и экономическая. Техническая заключается в том, что если раньше все вычисления выполнялись локально на компьютерах внутри корпоративной сети, то сегодня появилась возможность выносить их в дата-центры. Если раньше пользователи устанавливали Microsoft Office на каждый компьютер, то теперь им доступны облачные сервисы Google Docs или Office 365. Эти сервисы работают удаленно и к компьютеру никакого отношения не имеют, а все операции выполняются в браузере или на удаленных серверах.

С экономической точки зрения, это фундаментальная трансформация проявляется в том, что практически во всех сферах происходит переход от модели владения чем-то к модели временного пользования. Наиболее заметно сегодня это стало в каршеринге, но то же самое происходит и в IT: если раньше какой-либо продукт покупался однократно, то теперь это модель пользования по ежемесячной подписке. Это значит, что CAPEX – однократные капитальные затраты на покупку программного обеспечения – вытесняется OPEX – ежемесячными операционными затратами.

Модели использования облачных сервисов

Безусловно, это отражается на B2B-взаимоотношениях между поставщиком облачных решений и бизнесом. Существуют традиционные решения On-Premise, при которых компания покупает серверы и устанавливает их у себя в офисе или размещает в дата-центре на colocation. При этом бизнес единовременно несет большие затраты на фиксированный объем ресурсов, которые будут еще некоторое время не утилизированы. То есть если компания планирует за год увеличить нагрузку на сервера в десять раз, то она сразу закупает оборудование для необходимого объема, и оно какое-то время простаивает. Если же компания подключает услуги облачного провайдера, она может менять тарифный план в любой момент: всегда есть возможность увеличить или уменьшить тариф. Таким образом, временное пользование серверов дает бизнесу более гибкие возможности, чем непосредственное обладание личным вычислительным оборудованием.

Еще более важно то, что облачный провайдер может долго утилизировать оборудование: срок жизни такого оборудования облачного провайдера может составлять около десяти лет, потому как его будут использовать для разных задач, и это продлит срок износа. В то же время в типичном офисе срок жизни оборудования составляет три-пять лет, после чего оно устаревает и перестает быть релевантным.

Существует три основных категории применения облачных технологий – IaaS, PaaS и SaaS.

  • IaaS – это услуги уровня инфраструктуры, то есть, по сути, альтернатива собственному облаку. В этом случае клиент арендует облачный сервер у провайдера.
  • PaaS – платформа как сервис – сервер, который обладает даже самым минимальным, преднастроенным программным обеспечением. Это могут быть базы данных или, например, сервисы для обработки определенного типа вычислений. В этом случае пользователь не задумывается о том, как ему масштабировать бизнес или сделать бэкап – он получает готовые решения.
  • SaaS представляет собой полноценный сервис. Наиболее яркий пример – Google Docs.

Поставщики облачных услуг

Больше половины рынка приходится на три компании – Amazon Web Services, Microsoft Azure и Google Cloud Platform. На рынке облачных серверов и хранения данных у них нет серьезных конкурентов на мировом рынке.

Конкуренты появляются преимущественно на региональных рынках. Дата-центры глобальных облачных платформ расположены не по всему миру. Если вам нужно быстрое подключение, например, в Китае, вы вынуждены выбирать региональных поставщиков облачных услуг. Такие же задачи могут возникнуть при необходимости соблюдать законы о хранении персональных данных, например, в странах Европы – GDPR, вступивший в силу 25 мая 2018 года.

На рынке также работают компании, которые предоставляют бизнесу отдельные физические сервера. Например, SoftLayer, OVH, LeaseWeb, Hetzner. Но, как ни странно, на рынке bare metal такого укрупнения как на рынке cloud не происходит, вероятно потому, что предложить какую-то инновационную надстройку, которая бы давала такому сервису серьезные преимущества, невозможно.

Можно выделить еще одну категорию поставщиков облачных услуг – компании, предоставляющие недорогие виртуальные машины, такие как Digital Ocean, Vultr. Эти компании предлагают свои виртуальные машины за $3-5, но это очень маленький и низкомаржинальный рынок. Digital Ocean – это порядка 1,5-2 млн запущенных одновременно виртуальных машин при среднем чеке до $10 за единицу. По меркам облачного рынка, общий объем которого на в 2017 году вырос на 29% до $117 млрд, – это очень не много. Из этих $117 млрд на IaaS приходится около $25 млрд, на PaaS – около $17 млрд, все остальное – это SaaS. При этом 60% рынка приходится на США, хотя в 2016 году этот показатель был чуть выше – на уровне 62%. Это значит, что рынок облачных технологий начинает активно развиваться и в других странах.

Сегодня мир находится в середине, если не в начале пути перехода экономической модели с CAPEX на OPEX, по крайней мере, с точки зрения переноса вычислительных инфраструктур из собственного компьютера и собственной сети предприятия на облачные сервер. Лишь в США этот переход произошел в 60-70% компаний, однако в большинстве европейских стран этот показатель находится на уровне 10-20%.

Все это говорит о том, что очень большой процент существующей IT-нагрузки мог бы быть вынесен в облако. Кроме того, стоит отметить, что IT – это единственная сфера экономики, которая стабильно растет из года в год. В апреле 2018 года аналитики Gartner обнародовали результаты исследования мирового рынка облачных ресурсов. За 2017 год эта сфера выросла более чем на 30% благодаря инфраструктурным сервисам IaaS и программному обеспечению, предоставляемому в качестве услуги SaaS, а суммарные затраты потребителей и компаний на облачные сервисы, предоставляемые в рамках публичного доступа, составили $153,5 млрд против $118 млрд в 2016 году. Также, согласно статистике, продажи решений IaaS выросли с $25,3 до $30 млрд, а сегменты SaaS и PaaS выросли с $38,6 млрд и $7,2 млрд до $60,2 млрд и $11,9 млрд соответственно.

На сегодняшний день у Amazon насчитывается порядка полумиллиона серверов: официально Amazon не разглашает информацию о своей инфраструктуре, но по нашим подсчетам, их должно быть не менее 1 млн. Также есть большое количество bare metal-провайдеров, у каждого из которых по 150-300 тыс. серверов. Но это количество оборудования несопоставимо с тем, сколько персональных компьютеров находится в распоряжении обычных пользователей, и с тем, какое количество оборудования задействовано для майнинга. И в этом случае встает вопрос об эффективности их использования.

Для эффективного использования всей этой громадной инфраструктуры был создан проект SONM – маркетплейс, где пользователи могут “продавать” вычислительные ресурсы своих устройств. При таком подходе потребители не расходуют средства на покупку нового оборудования и строительство дата-центров, а используют совокупность вычислительных ресурсов владельцев ПК и серверов для решения своих задач. Так модель туманных вычислений станет альтернативой серверам Amazon и Google, а на локальном уровне – упростит проблему соответствия законам о хранении данных.

Оригинал статьи доступен по ссылке.

0
3 комментария
Kirill Pankin

Прочитав в заголовке "туманные вычисления", я было подумал, что статья про ICO.

Ответить
Развернуть ветку
stivstivsti

Нельзя использовать вычислительные мощности пользователей потому что в этом случае любой может стать пользователем и утащить чужие данные...

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin

Так и не понял причем здесь туман. Всё про те же облака речь

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда