NFT для предметов искусства и коллекционирования. Часть 2
Категории NFT
С чисто технической точки зрения NFT — это просто метка, указывающая на произвольный фрагмент данных. На практике мы видим, что популярные и дорогие NFT, как правило, относятся к одной из нескольких категорий. Мы перечислили эти категории в Таблице 1 и обсудим их далее.
Таблица 1: Классификация популярных NFT
Проекты NFT в области изобразительного искусства
Проекты NFT "Fine Art" направлены на создание произведений, которые будут оценены по их художественным или стилистическим достоинствам. Создатели NFT не дают никаких обещаний относительно будущего использования их NFT, кроме постоянной доступности связанных с ними произведений искусства. Подобно тому, как в традиционном мире искусства существуют различные стилистические направления и жанры, NFT изобразительного искусства принимают разнообразные и развивающиеся формы.
Технологически новый тип NFT-искусства, ставший популярным - процедурно сгенерированный или генеративный. Пионерами этой категории NFT стали, прежде всего, арт-искусство.
Проект Blocks, команда галереи цифрового искусства, которая в партнерстве с художниками выпускает коллекции генеративного процедурного искусства с сопутствующими NFT. Произведение генеративного искусства состоит из двух частей: генеративного алгоритма (процедуры, компьютерной программы), который генерирует произведения искусства, и "случайного входа", числового значения, подаваемого в алгоритм, которое определяет произведение искусства, которое получается в результате - будь то изображение, видео или даже музыка. Исходное значение обычно берется из какой-то характеристики NFT, например, уникального идентификатора токена, который аналогичен серийному номеру. В некоторых случаях идентификатор токена обрабатывается с помощью криптографической хэш-функции - по сути, это форма шифрования. Один генеративный алгоритм может быть использован с несколькими различными образцами для создания нескольких различных произведений искусства.
Наиболее яркими примерами такого типа генеративного NFT "изобразительного искусства" являются The Chromie Squiggles, Fragments of an Infinite Field и Fidenza.
Другие виды изобразительного искусства используют специфические фундаментальные характеристики экосистемы блокчейна, в которой они живут. Например, проект Organic Growth Crystal Reef использует тот факт, что история торговли NFT остается в блокчейне навсегда. NFT в этом проекте - это изображение кристалла, которое мутирует каждый раз, когда NFT торгуется, то есть покупается или передается новому владельцу.
Как мы уже отмечали, изображения или другие носители, связанные с NFT, часто хранятся в системах, отдельных от блокчейна, в котором находится сам NFT. Некоторые проекты стремятся хранить как можно больше данных NFT в блокчейне NFT, стремясь к "чистоте" NFT на блокчейн. Некоторые NFT такого рода хранят на блокчейне как информацию о стартовом образце, так и код, который создает соответствующие произведения искусства. Затем код смарт-контракта может визуализировать это произведение. Эта методология используется проектами, использующими формат изображений Scalable Vector Graphics (SVG), такими как solSeedlings, и другими, такими как Brotchain, чьи произведения искусства представляют собой фракталы.
Большинство NFT для изобразительного искусства не имеют особых свойств блокчейна, на котором они размещены, а просто указывают на часть цифрового произведения искусства, которое размещено вне блокчейна, то есть в отдельной системе, предназначенной для хранения файлов. В качестве примера можно привести цифровые версии работ из коллекции Дэмиена Херста "Валюта".
Примеры различных NFT произведений изобразительного искусства.
Роскошные бренды и коллекции картинок профилей
Еще одна развивающаяся категория NFT - это те, которые продают себя как бренды, явно сигнализирующие о социальном статусе, например, бренды одежды класса люкс. Cryptopunks и яхт-клуб Bored Ape - самые известные из таких примеров. Оба эти проекта считаются "проектами с картинками профиля". Это означает, что владельцы этих NFT часто используют их в качестве онлайн-аватаров для социальных сетей; таким образом, NFT служат социальными сигнальными товарами, точно так же, как роскошная одежда/ювелирные изделия являются товарами Веблена (товары, спрос на которые растет по мере роста цены), сигнализирующими о статусе в реальном мире. В некотором смысле эти цифровые товары более эффективны, чем элитная одежда, поскольку фотография профиля видна всему интернет-сообществу, в отличие от одежды, которая сигнализирует о статусе только тем, кто находится в непосредственной физической близости от владельца. Тем не менее, NFT также выходят на рынок одежды класса люкс в физическом мире: Товары под брендом Bored Ape Yacht Club, такие как их толстовки с капюшоном, продаются на eBay за сотни и даже тысячи долларов, а такие проекты, как RTFKT (произносится как "артефакт") создают тематические физические кроссовки специально для владельцев таких проектов, как Cryptopunks.
Коллекционные предметы
В то время как некоторые рассматривают коллекции из 10 000 единиц фотографий пикселированных панков или скучающих обезьян как коллекционные игрушки, традиционные физические предметы коллекционирования также переходят в мир NFT. В рамках проекта Parallel Card создаются 3D-анимированные NFT персонажей и артефактов, которые используются для создания колод цифровых карт для будущей онлайн/мобильной игры.
Более зрелый проект NBA Top Shot, созданный основателями самого раннего прото-NFT проекта CryptoKitties в партнерстве с Национальной баскетбольной ассоциацией США, позволяет коллекционерам приобретать коллекционные видеофрагменты основных моментов (в отличие от торговых карточек игроков) последних игр NBA, хранящиеся в форме NFT на собственном, централизованном (полностью контролируемом Dapper Labs) блокчейне Flow. Использование видео отличает такие NFT как совершенно новую категорию цифровых коллекционных предметов, в отличие от традиционных коллекционных предметов, таких как карты, боблхеды или подписанные фотографии прошлых веков.
Примеры различных коллекционных NFT
NFT как механизм краудфандинга
Многие проекты в экосистеме NFT используют продажу коллекций художественных NFT как средство продажи прав интеллектуальной собственности на персонажа или участника скорого создания медиаколлекции (например, комикса, фильма, телешоу или игры). Вырученные средства затем идут на финансирование дальнейшего развития медиапроекта, подобно краудфандинговым сайтам, таким как Kickstarter или GoFundMe. В существующей экосистеме эти проекты NFT, как правило, сосредоточены на создании экосистем интеллектуальной собственности, историй и произведений искусства, связанных с коллекцией NFT, постепенно выращивая целую медиафраншизу, сосредоточенную вокруг NFT.
Примерами такого рода краудфандинговых NFT в играх являются Treeverse и Colony Online, которые продавали NFT для сбора средств на разработку массовых многопользовательских ролевых онлайн-игр (MMORPG). Например, Treeverse продавала NFT, которые должны были использоваться в предстоящей игре в качестве частных домов для владельцев земельных участков. В случае с Colony Online, NFT представляют собой персонажей животных, предназначенных для использования в качестве спрайта, то есть аватара, владельца при взаимодействии с игровым миром.
Компании, создающие комиксы, также использовали NFT в качестве средства для запуска проекта: Как PixelVault PUNKS Comics, так и ETH-MEN продают NFT для токенизированных комиксов, так что доступ к чтению комикса ограничен людьми, купившими токен.
Проект PUNKS Comics использует NFT по-новому. Этот проект обещает, что в будущем физический комикс, который они создадут, будет отправлен по почте только тем людям, которые примут участие в мероприятии "сжигания", в ходе которого пользователи сделают свои токены непригодными для использования, переведя их на специальный адрес, который никто не контролирует.
NFT также просочились в видео-медиа. Например, проект Forgotten Runes Wizards Cult использовал доходы от продажи группы из 10 000 NFT с изображениями волшебников для финансирования партнерства с анимационной студией Titmouse для создания анимационного телешоу о жизни волшебников в самой коллекции NFT. Проект Shibuya.xyz занимается производством аниме-телешоу. Команда, стоящая за проектом, регулярно продает NFT "эпизодов", которые позволяют человеку, купившему NFT, голосовать за траекторию развития эпизода, подобно пунктам принятия решений в игре "выбери сам".
Создание сообщества на базовом уровне: Лут и наследники
Большинство проектов NFT, рассмотренных до сих пор, имеют одну общую черту - единый художественный авторитет создавал контент. Альтернатива возникла в начинающих проектах, которые децентрализуют художественные полномочия по созданию NFT-контента. Такие проекты эффективно выступают за неструктурированное развитие сообщества вокруг общего набора NFT.
Первым крупным проектом такого рода стал основополагающий проект Loot. Он был детищем Доминика Хофмана, одного из основателей приложения для обмена видео Vine. Loot — это коллекция NFT, в которой содержание каждого NFT представляет собой рандомизированный список текстовых дескрипторов, соответствующих типам предметов, представленных в приключенческих видеоиграх в качестве коллекционного "лута". (Например, "Кожаные сапоги", "Божественная мантия" или "Платининовое кольцо"). Идея Loot заключается в том, что после создания родительской коллекции NFT сообщество становится ответственным за создание дополнительного контента, который наделяет NFT смыслом. Другими словами, сообщество вокруг проекта как создает дополнительный контент, так и определяет, какой контент становится культурно значимым для выживания проекта. Такой анархический подход хорошо работает в Интернете, поскольку мотивированные участники могут самоорганизоваться в существующих социально-медийных сетях.
В случае с Loot это самоорганизованное анархическое сообщество создало множество дополнительных активов: токен под названием Loot Gold (AGLD), представляющий валюту, используемую во вселенной лута, визуальные NFT, соответствующие текстовым описаниям, и суб-сообщества, созданные вокруг сбора лут-сумок со специфическими характеристиками (например, сбор Loot NFT, содержащих "Божественные одеяния"). Кроме того, было создано множество производных проектов, сосредоточенных на текстовых описаниях других характеристик игровой культуры, таких как неигровые персонажи (NPC), ремесленные материалы, внутриигровая еда, карты и многое другое.
Одним из уникальных проектов, который черпал вдохновение в анархическом подходе Loot, является N-проект. В N-проекте родительский NFT — это список чисел, публично сгенерированных таким образом, чтобы обеспечить математическую гарантию случайности (в частности, то, что известно как "псевдослучайность"). Идея заключается в том, что любой цифровой художник, использующий случайность в своем творчестве (фактически все художники, создающие процедурно генерируемые произведения), может взять эту случайность из NFT N-проекта и продать соответствующее произведение искусства владельцу или владельцам NFT N-проекта. Таким образом, NFT N-проекта становится центром для произведений искусства, которые все сосредоточены вокруг N-проекта и его сообщества.
Децентрализованные автономные организации (ДАО) для NFT
Децентрализованная автономная организация (ДАО), как упоминалось выше — это организация, управляемая кодом, хранящимся в смарт-контракте Ethereum. DAO для криптовалют возникли в ранней истории Ethereum. Многие недавние проекты NFT используют свои токены NFT в качестве членских токенов в проекте DAO.
Одно из применений NFT для DAO - управление: NFT представляет собой некоторую единицу права голоса в политической системе для голосования по предложениям руководства ДАО. Например, одним из проектов, использующих NFT для голосования, является Doodles. Проект Doodles содержит казну для целей инвестирования и развития бренда Doodles. Это включает в себя наем штатных сотрудников для работы в проекте, финансирование партнерств и проведение мероприятий на конференциях NFT. Владельцы NFT Doodle затем голосуют за предложения о том, как ответственно потратить эти деньги.
Другое основное использование NFT для DAO — это представление дробного владения. При таком подходе, который может включать или не включать механизмы голосования, сам NFT представляет собой право собственности на долю некоторой казны. Одним из примеров такой категории NFT является Pixel Vault Founder's DAO NFT. (Напомним, что Pixel Vault — это компания, стоящая за PUNKS Comics). В этой DAO NFT не позволяет вам голосовать за действия, предпринимаемые компанией Pixel Vault, а представляет собой частичную долю в казне, в которой хранится контент, связанный с PUNKS Comics. (В этой сокровищнице также хранятся некоторые неаффилированные ценные NFT, такие как несколько NFT CryptoPunks и Bored Ape Yacht Club).
Токены реального взаимодействия и идентификационные токены
Последним коллекционным трендом NFT в текущей экосистеме являются идентификационные токены, которые служат как в качестве коллекционных предметов, так и в качестве токенов, подтверждающих какой-либо факт о человеке. Одним из примеров этого является экосистема Proof of Attendance Protocol (PoAP). Токены PoAP NFT предназначены для раздачи организаторами на конференциях в качестве сувенирной продукции, например, наклеек или футболок. Часто к этим токенам прикрепляется соответствующее произведение искусства, посвященное конференции того года. Позже любой желающий может проверить право собственности на токен PoAP и просмотреть список токенов для участия в каждом уникальном мероприятии. Затем эти токены могут быть использованы группами, которые хотят взаимодействовать только с людьми, посетившими определенные конференции или реальные события.
PoAP-токены являются уязвимыми, в том смысле, что обманутые организаторы конференций могут распространять поддельные учетные данные. Для получения более качественных NFT, удостоверяющих личность, проект Proof of Humanity (PoH) предоставляет токены NFT пользователям Ethereum, которые докажут, что они люди. Система PoH требует предоставления видеодоказательств с ответами на список вопросов, а также использует систему, в которой люди должны попросить других людей "поручиться" за их человечность и уникальность заявленной ими личности.
Сегодня NFT, основанные на идентификации личности, не получили широкого распространения. Их использование ограничивается предоставлением доступа к сторонам, связанным с NFT, или возможностью приобрести новые NFT. Однако мы считаем, что в будущем идентификационные NFT будут играть гораздо большую роль в экосистеме NFT.
Места взаимодействия участников рынка
Глобальное сообщество NFT сегодня в основном координирует деятельность и обсуждает NFT через популярные социальные сети. Торговля NFT осуществляется через веб-сайты торговых площадок, которые, как отмечалось выше, предоставляют услуги эскроу и простые в использовании интерфейсы, позволяющие выставлять NFT на покупку или продажу.
Сообщества NFT
Некоторые обсуждения и взаимодействие между участниками рынка NFT происходят на таких сайтах, как Instagram, Facebook и Tik-Tok, но большинство происходит в двух социальных сетях: Twitter и чат-приложение Discord.
Обычно сообщество NFT создает сервер Discord (чат-сервер) для членов сообщества, с закрытыми каналами чата, доступными только тем членам, которые доказали свое право собственности на NFT в соответствующей коллекции. Самые крупные из таких сообществ, как правило, включают десятки тысяч пользователей. Например, по состоянию на март 2022 года, в яхт-клубе Bored Ape насчитывается 148 000 пользователей Discord, а в Larva Labs (компания, создавшая Cryptopunks, Autoglyphs и Meebits) Discord зарегистрировано 56 000 пользователей.
Твиттер также служит платформой для дискуссий между влиятельными лицами, идейными лидерами и обычными пользователями. Комментарии в Twitter более публичны, чем в Discord, поскольку все твиты поступают в одну центральную временную шкалу, в отличие от сегментированных чат-серверов Discord. В отличие от многих отраслей, в пространстве NFT многие влиятельные лица в Twitter имеют специальные псевдонимные аккаунты, где обсуждают только NFT и демонстрируют дорогие коллекции. В качестве примера можно привести Cozomo de Medici (подтверждено, что это известный рэп-музыкант Snoop Dogg), у которого по состоянию на март 2022 года 214,3 тыс. подписчиков, и Punk 6259, у которого 285,4 тыс. подписчиков. Традиционные "агенты влияния" также принимают участие: Артисты и знаменитости, такие как Стив Аоки, Логан Пол и DeadMau5, сотрудничают с различными коллекциями NFT, продвигают их в Твиттере и даже выпускают собственные NFT. Twitter принял сообщество NFT, даже предложил функцию в своем платном сервисе подписки Twitter Blue, которая позволяет пользователям выделять свои NFT в качестве фотографий профиля с шестиугольными портретами, в отличие от обычных круглых портретов пользователей без NFT. Сервис подтверждает, что NFT действительно хранятся на блокчейн, но не ограничивает, какие коллекции NFT разрешено использовать, и не подтверждает, что сама коллекция NFT является законной или поддельной.
Рынки NFT
Для удовлетворения потребностей участников экосистемы NFT, желающих покупать, продавать и торговать NFT, было создано множество торговых площадок NFT. Такие площадки NFT Marketplaces, как OpenSea, Rarible и LooksRare предлагают знакомые интерфейсы электронной коммерции для покупки и продажи NFT, напоминающие eBay или Amazon, с такими функциями, как аукционы и объявления "купить сейчас".
Эти торговые площадки проверяют созданные художниками коллекции NFT, пытаясь запретить мошеннические, скаммерские и скопированные проекты. Торговые площадки также проверяют легитимность коллекций NFT, чтобы обезопасить пользователей при совершении покупок. Они могут выделить такую коллекцию, например, синими галочками рядом с названием коллекции на сайте. Мошенники часто создают поддельные коллекции, состоящие из украденных произведений искусства, с помощью которых они пытаются обмануть покупателей. Такие мошеннические коллекции, как правило, не могут получить статус "синей галочки".
Торговые площадки NFT обычно также предоставляют художникам инструменты для запуска своих собственных коллекций NFT. Профили и предложения художников могут быть непосредственно интегрированы в веб-сайт торговой площадки, так что художникам не нужно поддерживать свои собственные веб-сайты.
Некоторые платформы рынка NFT пытаются специализироваться на определенной нише. Например, SuperRare и Foundation специализируются на уникальных произведениях искусства 1/1 от известных художников, а NiftyGateway, FTX, Crypto.com и другие сосредоточены на тесной интеграции с криптовалютными биржами, предоставляя простые в использовании инструменты для покупки NFT за доллары прямо с банковского счета - в отличие от большинства торговых площадок, которые требуют оплаты за NFT в Ether, криптовалюте блокчейна Ethereum.
Будущее NFT для предметов искусства и коллекционирования
Как уже говорилось ранее, рынок NFT для искусства находится на пересечении передовых технологий и традиционного рынка искусства. Это столкновение привело к созданию уникальной цифровой культуры и цифрового рынка, результаты которого способны расширить возможности художников, изменив баланс рыночной власти в их пользу. Мы предвидим несколько возможных путей развития арт-рынка NFT в будущем. Первый из них позволит художникам получить беспрецедентный контроль над продажей и перепродажей своих работ, облегчит создание высокотехнологичных произведений и предоставит доступ к прибыли ранее невозможными способами. Другой вариант — это картина сбоя: боты, скупающие работы и исключающие большинство участников рынка, художники, не способные осуществлять больший контроль над продажей своих работ из-за отсутствия технических знаний, и незаметные преступления, связанные с искусством. Настоящее будущее арт-рынка NFT, вероятно, будет содержать черты обоих видений, поэтому мы обсудим элементы обоих.
NFT и обновленная динамика арт-рынка
Тот факт, что NFT находятся в смарт-контрактах, позволяет художникам диктовать условия продажи на протяжении всего жизненного цикла произведения искусства NFT. Художники в принципе могут устанавливать подробные правила, определяющие цены, условия продажи и так далее - от ограничений на "подбрасывание" до мер по борьбе с воровством, ограничивающих количество покупок работ художника, которые может совершить один человек. Такой дополнительный контроль может привести к перераспределению обязанностей между традиционным и современным рынком искусства, перекладывая ответственность за продвижение, продажу и перепродажу в пользу художника и уменьшая власть посредников, таких как галереи, одновременно создавая высокотехнологичные рабочие места в сфере искусства. Это стилистически похоже на рост цифровой самоиздательской деятельности, связанный с растущим распространением электронных книг в мире без блокчейна.
Некоторые новые инструменты в этом направлении уже реализованы на торговых площадках NFT, например, автоматическое начисление роялти художникам за перепродажу. Сами торговые площадки предоставляют художникам различные инструменты для управления и продвижения своих работ, вытесняя некоторые из традиционных услуг, предоставляемых галеристами.
Существуют и другие способы, с помощью которых динамика рынков NFT может отличаться от динамики традиционных рынков искусства. Мы перечислим некоторые из них.
Отсутствие доверительных отношений между художниками и покупателями: Продажи на NFT, как правило, осуществляются с помощью смарт-контракта. Заключая сделку с использованием смарт-контракта, художники и покупатели могут устанавливать четко определенные, технически выполнимые условия продажи, которые сегодня зависят от доверительных соглашений между художником, галереей и покупателем на традиционных рынках искусства. Например, художник или перепродавец может установить в качестве условия цену, которую он ожидает получить за данный NFT, а покупатель может установить в качестве условия, что он получит произведение искусства, подлинность которого подтверждена заранее определенным автоматизированным процессом. Результатом является "честный обмен": Художник гарантированно получает деньги, которые он просит за свою работу, а покупатель гарантированно получает подлинное произведение. Посредничество со стороны смарт-контракта означает, что между сторонами нет необходимости в доверии: если одна из сторон не выполняет свои условия, смарт-контракт аннулирует сделку.
Механизированное составление списков покупателей для первичного и вторичного рынков: Сегодня на традиционных рынках искусства галеристы и художники обычно ограничивают продажи покупателями, которые в той или иной мере квалифицируются как ответственные хранители произведений, которые они хотят приобрести. Например, художники и галеристы часто предпочитают продавать работы покупателям, которые будут бережно относиться к творчеству художника и помогать его продвижению. Проверка покупателей - это, как правило, ручной процесс, часто предполагающий межличностное взаимодействие. В наших беседах с художниками мы говорили о том, что ручная проверка покупателей - например, для предотвращения накопления NFT ботами - перешла в мир NFT.
Однако процесс проверки покупателей NFT можно механизировать, т.е. автоматизировать, объединив технические свойства смарт-контрактов и децентрализованной идентификации. Как обсуждалось ранее, инструменты децентрализованной идентификации позволяют создавать надежные личные учетные данные, которые можно использовать в системах блокчейн (и делать это с сохранением конфиденциальности). Используя такие инструменты, можно в принципе автоматизировать политику продаж NFT, например:
- Скидки для состоявшихся художников NFT
- "Справедливые дропы" новых работ (например, ограничение покупок одним произведением на покупателя для предотвращения накопления ботами)
- Ограничение продаж исключительно для покупателей, которые ранее приобрели произведения искусства, соответствующие какому-либо критерию (например, продажа только тем покупателям, которые уже владеют произведениями данного художника или художников)
Диктующие формы и условия владения
Художники и дилеры обычно настороженно относятся к так называемым "флипперам", коллекционерам, которые покупают на первичном рынке только для того, чтобы развернуться и перепродать на вторичном рынке. Эта настороженность выливается в недоверие к новым коллекционерам и значительные ограничения на доступ к лучшим произведениям искусства на первичном рынке. Однако с помощью NFT смарт-контракты могут регулировать порядок продажи и перепродажи произведений искусства. Эта новая возможность может позволить продавцам преодолеть недоверие к новым коллекционерам и обеспечить более широкий, более демократичный доступ к произведениям искусства.
Смарт-контракты фактически позволяют художникам NFT диктовать условия владения своими произведениями на вечные времена даже после того, как они перешли в руки покупателя. Например, художник, желающий предотвратить спекуляцию ценами на свои NFT, может установить минимальный срок владения в течение нескольких минут, лет или даже навсегда и ограничить, как часто и кому можно перепродавать произведение.
Динамическое ценообразование: В качестве альтернативы или дополнения к периодам владения смарт-контракты могут позволить художникам диктовать цены продажи как на первичном, так и на вторичном рынках, например, устанавливать динамические условия ценообразования. Например, художник, заинтересованный в снижении спекуляций ценами на произведения искусства, может разрешить произвольную перепродажу, но при этом установить предельную цену. Ценовые ограничения в принципе могут быть достаточно сложными: Например, максимальная (или минимальная) цена продажи произведения может быть привязана к рыночным индексам, таким как средняя цена на работы художника или в рамках жанра. Такие режимы ценообразования могут выполнять двойную функцию: отталкивать покупателей, заинтересованных в ценовых спекуляциях, и стимулировать индивидуальную ответственность любого коллекционера за ценообразование на произведения художника, поскольку текущие продажи могут повлиять на будущую стоимость произведения.
Инновационные схемы роялти
Обычной практикой на рынках NFT является получение художниками определенного процента от стоимости перепродажи их работ в качестве роялти - бессрочно. Фактически, это одна из ключевых инноваций, внедренных NFT на рынке. Например, DADA.nyc collectibles выплачивает художникам NFT 30% комиссионных за перепродажу их работ. На традиционном рынке искусства droit de suite, "право следования", - это соглашение, которое позволяет художникам или их наследникам получать процент от выручки от продажи произведений искусства на вторичном рынке. В настоящее время оно применяется только в некоторых европейских юрисдикциях, и его трудно обеспечить соблюдением. Благодаря тому, что NFT могут предоставлять роялти от вторичных продаж, художники во всех юрисдикциях теперь могут получить доступ к потоку доходов, который выходит за рамки первой продажи их произведения.
Возможны и новые схемы роялти. Примером существующей такой схемы является модель, использованная компанией Eulerbeats. Eulerbeats создала набор произведений искусства NFT с ограниченным количеством копий, "принтов", этих произведений. Продажа копий приносит роялти, выплачиваемое владельцу оригинального NFT. Стоимость перепродажи NFT от Eulerbeats следует кривой связей - взаимосвязи между ценой и предложением, где каждая продажа увеличивает цену будущих продаж. Вместо того чтобы перепродавать отпечатки, владельцы также имеют возможность отправить их на контракт, который уничтожает ("сжигает") их и выплачивает вознаграждение за сокращение общего предложения. Можно представить себе еще более инновационные схемы роялти и перепродажи, возникающие на будущих рынках искусства NFT. Например, может быть разработана коллекция, в которой все роялти присуждаются по лотерее одному случайно выбранному владельцу произведения из этой коллекции, добавляя элемент азартной игры к финансовому вознаграждению от коллекционирования произведений искусства.
"Безопасный контракт" для расширения возможностей и защиты художников: В мире венчурного финансирования рост акселераторов со стандартными условиями соглашений привел к появлению "безопасного документа" для неинституциональных, ангельских или посевных инвесторов в стартап. Эти документы являются документами общего назначения и были стандартизированы после нескольких раундов проверки юристами, инвесторами и другими соответствующими сторонами в таких сделках. Они широко признаны как недорогой способ закрыть инвестиции таким образом, чтобы обе стороны были разумно защищены. Мы считаем, что потенциальная разработка набора стандартизированных смарт-контрактов для распространения и перепродажи произведений искусства NFT могла бы аналогичным образом защитить участников сделок NFT от проблем, возникающих на сегодняшнем в значительной степени нерегулируемом рынке. Со временем, возможно, появится более амбициозная система, например, механизм, позволяющий художникам гибко настраивать контракты, но с сильными ограждениями (например, юридической силой).
Provenance Meets Blockchain Transparency NFT выпускаются, хранятся и продаются на блокчейне, который обеспечивает публично проверяемые записи всех транзакций. Это означает, что защищенные от взлома записи о происхождении NFT всегда доступны. Эти записи обеспечивают механизм высокого доверия для решения споров о происхождении и любой неопределенности происхождения - проблемы, которая широко распространена на существующих рынках искусства.
Произведения искусства NFT как финансовый инструмент
Произведения искусства NFT можно рассматривать как цифровое богатство, подобно криптовалюте, поскольку они могут быть ценными и быстро передаваемыми независимо от географии покупателя и продавца. Эти особенности уже привели к использованию произведений искусства NFT в качестве залога для кредитов, финансовых деривативов и рынков прогнозирования цен на произведения искусства NFT. Являясь ценным активом, произведения искусства NFT также будут стимулировать рост смежных отраслей, таких как страховые компании, обладающие технологическими знаниями, чтобы предложить страхование произведений искусства NFT на случай кражи или потери, и эксперты по произведениям искусства NFT для консультирования состоятельных покупателей.
Кто должен покупать и владеть NFT?
Возможность создавать, покупать и торговать NFT в настоящее время более открыта, чем на традиционных рынках искусства. Художники NFT должны лишь иметь доступ к приложению криптовалютного кошелька, завести счет на такой платформе, как Opensea, и быть в состоянии оплачивать транзакционные сборы для майнинга своих NFT. Покупатели NFT имеют такие же технические требования. Хотя доступ к традиционным рынкам изобразительного искусства ограничен галеристами и аукционными домами, которые часто не допускают неизвестных покупателей или тех, кто имеет репутацию перепродавца произведений, традиционный рынок искусства по-прежнему печально известен отмыванием денег. Без контроля со стороны галеристов и аукционных домов, любой, у кого есть ресурсы, может участвовать в рынке NFT. Такая открытость может привести к более демократичному рынку искусства, однако она вызывает проблемы с регулированием.
Стандарты проверки личности для покупки и торговли NFT не применяются повсеместно. В более широкой криптовалютной экосистеме проверка личности и обеспечение соблюдения законов против отмывания денег и финансирования терроризма были возложены на биржи - компании, которые позволяют обменивать криптовалюту на выпущенные государством валюты и наоборот. Поскольку проверка личности при многих транзакциях между криптовалютами осуществляется как отдельный шаг по усмотрению частных компаний, правоприменение в отношении преступных пользователей может быть затруднено. Поскольку NFT представляют собой крупные суммы стоимости, их использование в незаконных целях в качестве альтернативной криптовалюте формы цифрового богатства создаст проблемы для национальных финансовых правоохранительных органов. Одним из возможных решений может стать требование проверки личности с помощью централизованной или децентрализованной системы идентификации, прежде чем человек сможет взаимодействовать с торговыми платформами NFT. Как и в случае с системами "знай своего клиента" (KYC) и борьбы с отмыванием денег (AML) в традиционной финансовой системе, могут возникнуть санкционные списки для пользователей, которые занимались преступной деятельностью.
Новые финансовые инструменты с произведениями искусства NFT
Произведения искусства NFT могут быть легко разделены на фракции и принадлежать группам коллекционеров с помощью смарт-контракта, который хранит произведение и распределяет доли собственности. Эти доли собственности могут быть публично просмотрены, право собственности может быть доказано, а доли могут быть перепроданы или разделены на фракции. Покупатели NFT в некоторых случаях добились огромного и быстрого роста цен за счет дробления собственности и продажи долей. (Их подход аналогичен подходу застройщиков, которые покупают участки земли и разбивают их на лоты). Например, DOGE, NFT с изображением собаки, после первоначальной покупки за 1696,9 ETH был продан за 11000 ETH.
Художественные фонды на традиционных рынках не стали популярными. Напротив, наблюдается значительный рост фондов, в которых инвесторы покупают перепродаваемые акции избранных NFT из успешных коллекций. Эти фонды примерно похожи на индексные фонды, позволяя инвестировать в портфель произведений искусства NFT, широко представляющий сегмент рынка NFT. Хотя причина популярности таких фондов в сообществе NFT неясна, несомненно, помогает то, что произведения искусства NFT можно быстро купить и продать, без хлопот, связанных с транспортировкой и охраной ценных физических объектов.
Фонды NFT обычно работают децентрализованно, как DAO. ДАО позволяют создавать фонды без управляющих, только с заинтересованными сторонами, и могут произвести революцию в коллективном владении произведениями изобразительного искусства. Аналогичным образом можно представить себе художественные музеи NFT, работающие как DAO, с меценатами, управляющими приобретениями и выставками.
Произведения искусства NFT на острие технологии
Сами NFT и рынки, созданные для их покупки и продажи, являются новыми и не несут в себе вековых традиций, норм, правовых рамок и общественных практик, которые окружают традиционный рынок искусства. Произведения искусства NFT могут быстро извлечь выгоду из инноваций в их создании, покупке и продаже. Они также могут стать новым рубежом для технически подкованных преступников.
Монетизация влияния
С более прозрачным правом собственности и более быстрыми циклами продаж появляется возможность для известных коллекционеров и других высокопоставленных лиц монетизировать свою репутацию посредством неявного или явного одобрения. Хотя монетизация репутации - явление не новое, экосистемы NFT могут реализовать его быстрее и более прямым способом, чем, например, одобрение товара в рекламе. Все предложения, поданные на NFT, могут быть публично просмотрены, и, таким образом, даже интерес со стороны высокопоставленного лица является предметом постоянной публичной записи. В результате престиж может быть придан предметам, которые пытались приобрести известные коллекционеры и влиятельные лица, даже если в конечном итоге они их не купили. Происхождение в смысле права собственности является важным фактором при установлении цен на традиционных рынках искусства. Но на традиционных рынках искусства неудачные торги обычно не регистрируются публично, и произведения не переходят из рук в руки с такой скоростью, как на многих NFT.
Вследствие этого можно представить, как художники приглашают известных коллекционеров принять участие в их дропах или сделать ставки на их NFT, или даже прибегают к подкупу авторитетных лиц, если их участие успешно стимулирует интерес. Боты могут автоматизировать торги, позволяя далеко идущие манипуляции с происхождением. Торговля влиянием может стать очень прибыльным занятием на рынках NFT, если только в обществе не возникнет достаточная реакция, препятствующая этой практике.
Новые формы преступлений и подделок
Технологически подкованный хакер может подделывать произведения NFT способами, ранее недоступными для изобразительного искусства.
Например, хакер может попытаться скомпрометировать закрытый ключ (ключи) художника (секреты, используемые для минтинга NFT от его имени) или пароли для платформы NFT. Затем хакер может использовать методы машинного обучения для создания произведений искусства NFT, которые пользователям трудно визуально отличить от законных работ художника. В результате получаются стилистически правдоподобные подделки с подлинной родословной. Кроме того, быстрые темпы развития рынка NFT позволят хакеру быстро продать эти подделки через обычные каналы продаж пострадавшего художника. Художнику будет сложно добиться конфискации полученных средств или получить возмещение иным способом, поскольку средства хакеров будут иметь форму криптовалюты.
Хотя, насколько нам известно, такие взломы еще не происходили, необходимые предпосылки для этого уже имеются. Онлайн-аккаунты известных пользователей регулярно взламываются, как это произошло в 2020 году с различными известными аккаунтами в Twitter, а создание цифрового искусства с помощью машинного обучения неуклонно прогрессирует.
Для защиты от таких атак на подделку родословной художникам NFT необходимо поддерживать хорошую практику кибербезопасности - ту же самую, которая необходима для защиты криптовалюты пользователей. Методы, предложенные для защиты от кражи криптовалюты, также могут помочь минимизировать риск подделки NFT. Одним из примеров являются ковенанты, которые автоматически устанавливают отсрочку на выпуск NFT, т.е. на майнинг, оставляя за художником возможность отменить выпуск в случае кражи ключа или других неприятностей.
Рынок бот-искусства
Можно представить себе будущее, в котором машины будут формировать или даже диктовать вкусы на арт-рынках. Машинное обучение может быть использовано для создания произведений искусства NFT, а также для их покупки. Таким образом, принципы вкуса, определяющие желательность NFT, могут отличаться от человеческого вкуса. Хотя это кажется футуристическим прогнозом, машинное обучение уже используется для создания произведений искусства NFT. Например, алгоритм под названием Botto генерирует произведения искусства и каждую неделю выдает по одному произведению в качестве NFT на основе голосов сообщества Botto. Ганские обезьяны, серия произведений искусства NFT, создается путем подачи существующих произведений искусства NFT под названием "Скучающие обезьяны" в систему машинного обучения под названием генеративная адверсариальная сеть (GAN). В результате создается изображение, в целом узнаваемое как версия "Скучающей обезьяны", но отличающееся по форме, цвету и стилю.
Машинное обучение играет и другую роль на рынках NFT. NFT больше похожи на традиционные финансовые инструменты, чем на традиционные произведения изобразительного искусства. Финансовые торговые компании обычно используют машинное обучение для разработки торговых стратегий. Торговля NFT - это естественное применение алгоритмов машинного обучения, которое неизбежно возникнет, если уже не возникло. Интересным поворотом, однако, является то, что такие алгоритмы могут принимать на вход не только данные о динамике рынка, но и характеристики стиля NFT, т.е. торговать, частично основываясь на стилях NFT.
Помимо прогнозирования движения рынка NFT для разработки прибыльных стратегий, алгоритмы машинного обучения могли бы также находить способы манипулирования арт-рынками, т.е. стратегии влияния на торговое поведение участников рынка. В результате алгоритмы машинного обучения будут использоваться не только для предсказания движения рынка, но и для влияния на него с целью получения прибыли.
Эволюция динамических NFT (dNFT)
Оракулы позволяют блокчейну взаимодействовать с данными вне цепочки надежным образом. С помощью оракулов события физического и цифрового мира могут быть включены в художественные произведения NFT. Например, пользователь может приобрести произведение искусства NFT для использования в видеоигре. В зависимости от того, что произойдет с этим произведением в видеоигре - от кражи до дополнительных украшений, добавленных в сотрудничестве с художником, - фактический NFT произведения может измениться на цепочке. Кроме того, оракулы позволяют включать данные реального времени в NFT произведения искусства. Например, художник может создать произведение с персонажем, движения которого отражают танец балерины в реальном времени в физическом мире. Некоторые современные реализации динамических NFT используют верифицируемую случайность (VRF) для определения своих характеристик или могут использовать записи вне цепочки для определения владельца NFT, например, NFT, который меняет владельца в зависимости от победителя игры. По мере развития оракулов и их участия в создании, художественное оформление NFT может включать все более богатую информацию. Эти более зрелые NFT могут получить распространение в качестве аватаров, предметов декоративного искусства и объектов в метавселенной - смешении цифрового и физического мира.
Телеграм канал про web3 разработку, смарт-контракты и оракулы.