Взгляд венчурного инвестора на тренды в Web3| 02: Блокчейн «дисраптит» сетевой эффект

Эта инновация блокчейна не так очевидна, но будет иметь критическое влияние на рынки капитала и способы развития проектов

Взгляд венчурного инвестора на тренды в Web3| 02: Блокчейн «дисраптит» сетевой эффект

Что такое сетевой эффект

Сетевой эффект – это механизм, который используется в продуктах и в бизнес-моделях. Он, во-первых, делает продукт более полезным и ценным для пользователя, а во-вторых, он делает бизнес модель более защищенной от конкуренции.

Особенно важны сетевые эффекты стали в эпоху Интернета 2.0 и они в целом ответственны за стремительную централизацию и монополизацию Интернета 2.0, которая и привела к появлению Интернета 3.0 или Web3. Для понимания масштаба явления, согласно данным венчурного фонда и исследовательского объединения Nfx, сетевые эффекты ответственны за 70% всей стоимости, созданной технологическими компаниями с 1994 года.

Определение сетевого эффекта такое: «Если добавление одного нового пользователя в системе напрямую увеличивает ценность системы для всех существующих пользователей, то система обладает свойствами сетевого эффекта».

Пример без сетевого эффекта: бизнес по производству и продаже автомобилей. Если пришел 101-ый клиент и купил автомобиль, то для предыдущих 100 клиентов это не будет иметь ровно никакого значения, впрочем, как и для всех последующих.

Пример с сетевым эффектом: платформа AppStore. На платформе есть разработчики приложений и есть пользователи. Чем больше пользователей, тем проще разработчику монетизировать свои приложения, тем больше будет появляться новых приложений. А чем больше разнообразных приложений – тем лучше для пользователей. То есть каждый новый пользователь увеличивает ценность для всех существующих.

Очевидно, что разные бизнес-модели имеют сетевые эффекты разной силы. Очень сильный сетевой эффект – у социальной сети. Чуть слабее, но все равно сильный – у маркетплейса-барахолки (где человек одновременно и продавец и покупатель). Чуть слабее эффект – у двустороннего (или даже трехстороннего) маркетплейса или платформы – там, где есть сторона покупателей, сторона продавцов и еще, например, сторона провайдеров услуг. Ну и так далее – думаю вы уловили мысль.

В чем инновация Блокчейна

Слабая сторона любой бизнес-модели с сетевым эффектом – это сложность раскрутки такой сети. Потому что по определению сетевого эффекта – чем меньше пользователей, тем меньше ценности для каждого из них. Поэтому ранних пользователей очень сложно заинтересовать и убедить присоединиться к сети, а все «сливки» получают поздние пользователи.

Именно этот концепт Блокчейн «ломает». Концепция практически всех проектов на Блокчейне в том, что пользователи, перед тем как использовать продукт должны сначала купить (или иногда получить) токены этого проекта. И с ростом популярности проекта, ценность этих токенов будет расти. Таким образом, чем раньше вы стали пользователем такого проекта, тем больше ценности вы сможете получить.

По сути, токены – это аналог акций. То есть пользователь за то, что использует этот продукт, получает часть акций самой компании – и становится небольшим инвестором в нее. И чем раньше пользователь пришел в систему, тем больше он сможет на этом заработать.

При этом сами по себе Блокчейн продукты в своем большинстве обладают достаточно сильными сетевыми эффектами. Потому что их польза зачастую завязана на активность сообщества пользователей.

То есть получается, что блокчейн-проекты с одной стороны обладают сетевыми эффектами, а с другой – позволяют ранним клиентам получать больше ценности. Вот такая неожиданная инновация.

Как это влияет на развитие стартапов

В блокчейн-проектах очень важно качество сообщества пользователей. Если в Web2 проектах «пользователи = рынок», то в Web3 прежде всего «пользователи = продукт». Я имею в виду то, что сам продукт в Web3 получает ценность только если этим проектом пользуется большое сообщество.

Представьте себе Блокчейн Эфириум без пользователей? Это не продукт – это технология. Действительно, если мало пользователей, мало узлов, то операции небезопасны, сеть очень централизована, манипулируема – то есть все преимущества теряются. А вот если там сотни тысяч активных пользователей, то это уже очень ценный продукт – публичный леджер, распределенный суперкомпьютер и так далее.

А если взять, например, то же производство автомобилей. Если вы произвели Мерседес – он остается Мерседесом даже без покупателя. Просто машина стоит в гараже. Но продукт есть. То же справедливо про соцсети. Технология есть, продукт есть, просто без клиентов это невыгодно для бизнеса и неудобно для пользователя – но все же работает.

Блокчейн предлагает способ развития таких сообществ – через раннюю раздачу ценности пользователям, привлечение и удержание их на проекте за счет токенов. Это явление присуще исключительно блокчейн-сетям. Когда инвесторы рассматривают ту или иную инвествозможность в Web3, они теперь смотрят не только на то, понимают ли основатели технологию и есть ли у их продукта рынок. Они также смотрят умеют ли основатели собирать вокруг себя (ранние) сообщества через соцсети, мессенджеры, различны публичные платформы, медиа-ивенты и тп. И инвесторы никогда не смотрели на такие вещи в Web2. Им теперь требуются новые навыки – сообразно зову времени.

11
1 комментарий

Интересно развернули мысль 👍🏾

Ответить