ICO и STO: вчера, сегодня, завтра

Анти А. Данилевский, CEO KICKICO, соучредитель WHIRL.COM

В закладки

Рынок ICO на конец 2018-го в глубочайшем кризисе. Подавляющее число проектов, собравших десятки миллионов долларов на хайпе 2017-го, исчезли, оставив наполеоновские планы на бумаге, ведь деньги собирались под “голые” идеи и технические решения, которые в принципе не могли быть реализованы. Некоторые проекты не смогли создать продукт, столкнувшись с организационными сложностями и трудностями масштабирования - классическая проблема молодых стартапов и неопытных руководителей. Все это привело к тому, что токены сотен проектов обесценились, и большинство из них никогда не вернется даже к цене продажи.

Кризис на рынке ICO вероятнее всего останется с нами до конца лета-2019, а в третьем квартале ему на смену придёт криптовалютный Ренессанс, который реабилитирует механику первичного размещения.

Основной причиной очередного FOMO-периода токенсейлов станет взросление рынка. Наличие рабочего продукта становится обязательным требованием. White Paper эволюционируют в традиционные бизнес-планы с четкой логикой развития бизнеса и реалистичной экономической моделью. Кроме того, само понятие utility token уходит в прошлое - токены становятся ценными бумагами, и будут регулироваться, как ценные бумаги.

Вторым фактором восстановления рынка станет STO (Security Token Offering). В STO токен представляет собой ценную бумагу с соответствующей регистрацией. Секьюрити токены предлагают рынку механизмы классических акций, обратного выкупа, начисления прибыли пропорционально доле владения - все это понятно, знакомо и близко классическим инвесторам. На рынке США уже появилось не менее десяти компаний, проводящих STO и имеющих в своих портфелях сотни миллионов долларов.

Инвесторы и фонды, ранее участвовавшие в ICO, теперь рассматривают только STO, и по-прежнему готовы покупать токены на значительные суммы. STO кампании могут проводиться в самых разных юрисдикциях - Сингапуре, Германии, США. Владение STO токеном, который зарегистрирован как ценная бумага, с точки зрения законодательства ничем не отличается от обычной покупки акций, но значительно проще для покупателей: достаточно пройти несложную верификацию, а для граждан США - предоставить справку о доходах. Для самих бизнесов процесс регистрации STO также в десятки раз дешевле, чем проведение IPO, где суммы начинаются от $1,5 миллионов. За $50 тысяч можно зарегистрировать STO “под ключ”, воспользовавшись услугами одной из многочисленных сервисных компаний - сумма, которая по плечу даже небольшому молодому стартапу.

Более того, STO токенам в принципе не нужны никакие биржи, поэтому рисков обвала стоимости нет - конечно, если сам бизнес работает и генерирует прибыль. Поэтому участие в STO многие инвесторы рассматривают как хеджирование своих рисков.

ICO и STO: стоит ли участвовать?

Сборы ICO и STO за 3-й квартал 2018 года

Наличие работающего продукта

Рабочий продукт - основное условие. Для 90% людей на рынке отсутствие хотя бы прототипа - основной стоп-фактор. В обещания больше никто не верит, и правильно. Даже MVP может показать, как будет работать продукт, и есть ли у него будущее. Безусловно, это ни в коем случае не гарантирует, что проект “взлетит”, но может серьезно нивелировать риски.

Четкая бизнес-стратегия

В конце 2018-го года блокчейн-проект должен:

1. Иметь понятную стратегию развития продукта;

2. Убедительно аргументировать в пользу токена в бизнес-процессах;

3. Понимать, как будет развиваться токен в экономике проекта.

  • Стратегия развития продукта - это четкий бизнес-план, включающий в себя техническую стратегию, бизнес-цели, анализ аудитории и рынков, пиар и маркетинг. Стратегия развития продукта должна демонстрировать, что владельцы бизнеса понимают, что они делают, для кого, как это будет работать, и за счет чего бизнес будет приносить прибыль.
  • Кто и зачем будет покупать токен у ICO-инвесторов? (для STO этот вопрос не имеет смысла). Бытует мнение, что “если бизнес может работать без токена, то токен не нужен”. На самом деле, любой бизнес прекрасно может работать и без блокчейна, и без токена. Точно также распределенные базы можно централизовать, перенести в Excel или, в конце концов, вести учет в гроссбухе. Условно-бесплатные игры прекрасно могут работать без денег, однако микроплатежи дают игрокам дополнительные, часто уникальные возможности, и именно поэтому они и приносят своим создателям миллионы долларов. Токены в бизнесе - не исключение: они могут быть очень востребованными, давая пользователям дисконты, бонусы и другие возможности. Токен не обязан быть незаменимым - важно, чтобы он имел четкую функцию в проекте и отражал конкретный спрос в бизнес-логике проекта.
  • За счёт чего будет расти стоимость токена? Например, если выпущено лимитированное количество токенов для аудитории в 100 человек, а через год аудитория проекта выросла в сто раз, то спрос на токены возрастет пропорционально. Точкой роста также может стать возникновение дополнительных способов использования токенов в бизнесе. Прекрасным инструментом аккумулирования стоимости является сжигание токенов: например, комиссии, взимаемые бизнесом в токенах, частично или полностью сжигаются, создавая постоянную демиссию. При росте числа клиентов и постоянной демиссии, а также при условии, что токен активно используется в проекте, рост стоимости токена на биржах может достигать невероятных показателей. Причина очень проста: на биржах, где торгуется токен, его покупают пользователи проекта, которые платят им за уникальные услуги или бонусы. Бизнесу необходимо конвертировать полученные средства в деньги, и токены поступают обратно на биржу - но не в полном объеме. Каждый цикл обращения ведет к снижению количества токенов, и при стабильном спросе токен постепенно растет в цене. Но - все это будет работать только в том случае, если у проекта есть аудитория, использующая токены, и видящая смысл их покупать.

Легальность

Инкорпорирован ли проект в “правильной” юрисдикции? Легален ли там бизнес в принципе? Например, проект может быть легален в Евросоюзе, Японии и Азии, но закрыт для рынка США. Если есть такая аналитика, то предоставляет ли ее проект? Какие лицензии должен получить бизнес в каждой юрисдикции? Понимают ли основатели, что, как и где им регистрировать? Сколько это стоит и заложено ли это в бизнес-план? В 2019-м году грамотная юридическая обвязка станет обязательным атрибутом успешной компании.

То же самое и касается самого ICO/STO: как и где зарегистрирована компания, зарегистрирован ли токен, в случае STO - зарегистрирован ли токен как ценная бумага, и если да, то где? Какие граждане допускаются к покупке токенов? Если проект не может предоставить необходимые ответы и, самое главное, документы, такой проект, вероятно, стоит обходить стороной.

ICO и STO сейчас

Если сейчас прошерстить ICO-календари, можно найти вполне достойные проекты, предоставляющие исчерпывающие ответы на вопросы выше. Их мало, но это и хорошо: покупатели научились отличать качественные и перспективные проекты от мусора и идеалистического бреда. Возможно, скоро мы увидим гибридные модели - ICO+STO, где на ICO будут продаваться токены, которые используются в проекте, а на STO - привлекаться более крупные средства на развитие бизнеса.

В ответ на затянувшийся медвежий рынок длительность ICO кампаний значительно выросла: кто-то проводит ICO 3-4 месяца, кто-то - целый год, вдохновившись успехом EOS. Вполне вероятно, что когда - и если - начнется рост криптовалют, участие в ICO снова обретет популярность, особенно если они будут проводиться по новым моделям.

Будущее рынка ICO и STO

U.S. Securities and Exchange Commission headquarters in Washington, D.C.

Гибель ICO и переход всех бизнесов к STO - та самая обещанная эволюция отрасли. Венчур, потихоньку доживающий своё в США, получит второе дыхание за счет относительной простоты и доступности STO. Возможный “бум” STO и новый мощный бычий тренд во всех криптовалютах стоит ожидать в 2019-2020 годах. Особенно это коснется Эфира - как и во время ICO-лихорадки, подавляющее большинство STO токенов будет создано именно на нем за неимением лучшей альтернативы. Если STO сможет организовать новую волну хайпа, предыдущие рекорды будут побиты, ведь STO позволит институциональным инвесторам участвовать в проектах совершенно легально.

А затем всё повторится ещё раз: стартапы, собравшие большие деньги на STO, точно также массово вымрут и обанкротятся. Очередной виток разочарования механикой initial offering к 2020-2021 году совпадет с началом формирования его полноценной, профессиональной версии. Одновременно с этим на протяжении следующих нескольких лет будут вводиться новые регулирования для ICO/STO, в том числе в России. Платформы, которые ранее специализировались на проведении ICO, сменят фокус на STO, однако большинство из них вымрут на этапе получения необходимых лицензий, без которых запрещено будет проведение каких-либо кампаний в принципе.

Изменится и сама модель продажи токенов: авторы больше не смогут сами назначать цену на свои цифровые активы. Им придется соответствовать ожиданиям покупателей и их оценке стоимости. Выход на биржи больше не будет рушить курс, оставляя инвесторов ни с чем. Конечно, это не гарантирует от падения стоимости, но именно успешность или неуспешность самого бизнеса будет определять, куда пойдет цена токена. Продажи токенов будут осуществляться по привычной для классических IPO модели - через биржевые инструменты. Самих моделей тоже станет больше - от примитивного листинга нового токена на бирже (Initial Exchange Token Offering) до сложных аукционных моделей - Auction-based Initial Coin Offering, Auction-based Initial Token Offering, Exchange-based Security Token Offering, и им подобных.

Блокчейны 2019-2021

Анархия, заложенная в идее биткоина идеально подходит для спекулятивной деятельности и сохранения капитала в тени, нелегальных операций и обхода санкций. Но это плохой план для повсеместного принятия криптовалют и блокчейна. Конечно, чем больше будет введено санкций, тем больше будет расчетов в биткойне или риппле, и это на руку индустрии. Но по сравнению с тем, чем может стать криптовалюта, понятная и прозрачная для государств и финансовой системы - это капля в море.

Сейчас не существует ни одного блокчейна, ориентированного на бизнесы и удовлетворяющего их потребности. Простые расчеты, предоставление отчетности, оплата налогов и полная деанонимизация клиентов - в будущем именно такие блокчейны придут на смену анархическим. Будут они частными, государственными или гибридными, не так важно. Блокчейн и криптовалюта смогут нормально и легально существовать, когда их создатели поймут, что невозможно бороться с государствами и регуляторами, но можно сосуществовать и помогать им эволюционировать. Возникновение бизнес-блокчейнов неизбежно, это вопрос времени. Тот, кто это успешно реализует, станет вторым Сатоши Накомото.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Дарья Сидельникова", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 5, "likes": 6, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "subsite_label": "crypto", "id": 52629, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 06 Dec 2018 18:54:14 +0300" }
{ "id": 52629, "author_id": 230103, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/52629\/get","add":"\/comments\/52629\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/52629"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199126, "possessions": [] }

5 комментариев 5 комм.

Популярные

По порядку

1

Криптовалютная экономика в обороте наркотиков - 0.01%. Остальное - кэш в разных видах. У меня всё про анархию и теневой капитал.

Ответить
1

Пацаны, в 2021 году биткоин вырастет, наверное. Несите деньги в новый анти скам.

Ответить
1

"Кроме того, само понятие utility token уходит в прошлое - токены становятся ценными бумагами, и будут регулироваться, как ценные бумаги."- Позвольте не согласиться : Полезный токен -хороший инструмент для бизнеса на любой площадке , смарт-контракт как основа , без участия традиционной криптовалюты с её волатильностью. .

Ответить
0

Great article. If anyone searching for ICO list, Upcoming ICOs or STO list, Upcoming STO list then I would suggest https://www.listico.io

Ответить
0

STO это IPO с токенами, то есть не реальная бюрократия для стартапа.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }