Нобелевский лауреат Пол Кругман сравнил Tesla с биткоином, и сказал, что не доверит свою кошку Илону Маску

Нобелевский лауреат Пол Кругман сравнил Tesla с биткоином, и сказал, что не доверит свою кошку Илону Маску

Перевод колонки нобелевского лауреата по экономике Пола Кругмана, опубликованной в New York Times.

Если вы один из тех, кто купил биткоин или другую криптовалюту на пике прошлой осенью, вы потеряли много денег. Утешает ли вас тот факт, что вы потеряли бы такую же сумму, если бы купили акции Tesla?

Хорошо, скорее всего, нет. Тем не менее, падение акций Tesla – это возможность поговорить о том, что делает бизнес успешным в информационную эпоху. И в конце концов, у Tesla и биткойна может быть больше общего, чем вы думаете.

Естественно связывать недавнее падение акций Tesla, которое, конечно, является частью общего спада технологического сектора фондового рынка – просто это исключительно показательный пример, – с покупкой Илоном Маском компании Twitter и последовавшим за этим самосожжением репутации. Действительно, учитывая то, что мы видели в поведении Маска, я бы не доверил ему кормить свою кошку, не говоря уже об управлении крупной корпорацией. Более того, продажи Tesla, несомненно, хотя бы частично зависели от восприятия самого Маска как крутого парня. Кто, кроме MAGA-типов (Make America Great Again – слоган сторонников Дональда Трампа, прим.), которые, вероятно, все равно не купили бы Tesla, видит его таким сейчас?

С другой стороны, как человек, который провел большую часть своей профессиональной жизни в академических кругах, я знаком с феноменом людей, которые действительно гениальны в одних областях, но являются полными профанами в других. Насколько я знаю, Маск является или был высокоэффективным руководителем в Tesla и SpaceX.

Однако даже если это так, трудно объяснить огромную оценку, которую рынок дал Tesla до падения, или даже ее текущую стоимость. В конце концов, чтобы быть настолько ценной, Tesla должна генерировать огромные прибыли не только в течение нескольких лет, но и в течение длительного периода в будущем.

В настоящее время некоторые технологические компании действительно стали машинами по генерации прибыли в течение длительного времени. Компании Apple и Microsoft по-прежнему возглавляют список самых прибыльных американских корпораций спустя четыре десятилетия после появления персональных компьютеров.

Более или менее понимая причину долговечности господства Apple и Microsoft, трудно представить, как Tesla сможет достичь чего-то подобного, каким бы блестящим ни было ее руководство. И Apple, и Microsoft извлекают выгоду из сильных сетевых внешних факторов – говоря упрощенно, все пользуются их продукцией, потому что все остальные пользуются их продукцией.

В случае с Microsoft история заключается в том, что другие бизнесы и компании продолжали покупать программное обеспечение от Microsoft, потому что это было то, что они уже ранее использовали и используют сейчас и намерены были использовать даже когда оно вызывало множество нареканий со стороны представителей мира технологий. Такие продукты, как Word и Excel, могли быть не очень хорошими, но все в данной компании и в других компаниях, с которыми она вела бизнес, их использовали, имели IT-отделы, которые знали, как с ними работать, и так далее. В наши дни репутация Microsoft лучше, чем раньше, но, насколько я могу судить, ее рыночная сила по-прежнему зиждется скорее на комфорте и корпоративной привычке, чем на восприятии превосходства бренда.

История Apple отличается в деталях – здесь успех компании больше основывался на индивидуальных пользователях, чем на организациях, больше на физических продуктах, чем только на программном обеспечении. К тому же Apple считалась крутой, чего, как мне кажется, никогда не было у Microsoft. Но на экономическом уровне оба случая схожи. Я могу подтвердить на собственном опыте, что, попав в экосистему iPhone/iPad/MacBook, вы не откажетесь от ее удобства, если вам не предложат что-то гораздо более хорошее.

Вопрос в том, где мощные сетевые внешние эффекты в бизнесе электромобилей?

Электромобили вполне могут стать будущим личного транспорта. На самом деле, лучше, чтобы так и было, поскольку электрификация всего и вся с использованием возобновляемых источников энергии – единственный правдоподобный способ избежать климатической катастрофы. Но трудно понять, что может дать Tesla долгосрочное господство в бизнесе электромобилей.

Я не говорю о том, насколько хороши или не хороши Tesla в данный момент; я не автолюбитель (у меня должна быть одна из тех наклеек на бампере, где написано: «Моя вторая машина тоже хлам»), поэтому я не могу судить. Но урок Apple и Microsoft заключается в том, что для того, чтобы быть чрезвычайно прибыльной в долгосрочной перспективе, технологическая компания должна создать рыночную позицию, которая сохранится даже тогда, когда наступит время, как это всегда бывает, когда люди не в восторге от ее продукции.

Можно представить себе мир, в котором специальные зарядные станции Tesla были единственными широкодоступными зарядными станциями, или в котором Tesla были единственными электромобилями, которые механики знали, как чинить. Но с переходом крупных автопроизводителей в бизнес электромобилей, возможность существования такого мира уже исчезла. На самом деле, я бы сказал, что Закон о снижении инфляции, с его сильными стимулами для электрификации, на самом деле навредит Tesla. Почему? Потому что он быстро сделает электромобили настолько распространенными, что Tesla перестанет казаться чем-то особенным.

Короче говоря, производство электромобилей не похоже на бизнес с сильными сетевыми внешними эффектами. На самом деле, знаете, что похоже? Twitter, платформа, которой многие из нас до сих пор пользуются, потому что ею пользуется так много других людей. Но использование Twitter, очевидно, трудно монетизировать, не говоря уже о том, что Маск, похоже, намерен выяснить, насколько ухудшится пользовательский опыт, чтобы нарушить существующие сетевые эффекты компании и оттолкнуть клиентов.

Что возвращает нас к вопросу о том, почему Tesla стоила так дорого. Ответ, насколько я могу судить, заключается в том, что инвесторы влюбились в сюжетную линию о блестящем, крутом инноваторе, несмотря на отсутствие веских аргументов в пользу того, как этот парень, даже если он действительно был тем, за кого себя выдавал, смог создать долговечную денежную машину.

И, как я уже сказал, здесь есть параллель с биткоином. Несмотря на многолетние усилия, никому пока не удалось найти для криптовалюты какого-либо серьезного применения, кроме отмывания денег. Но цены, тем не менее, взлетели на шумихе, и до сих пор поддерживаются группой убежденных верующих. Нечто подобное, безусловно, произошло и с Tesla, хотя эта компания действительно производит полезные вещи.

Думаю, в конечном итоге мы увидим, что произойдет. Но я определенно не доверю Илону Маску свою кошку.

Автор: Paul Krugman. Источник: New York Times.

8 комментариев

Рост Интернета будет резко замедляться, по мере того, как будет проявляться действие “закона Меткалфа”, который утверждает, что число потенциальных соединений в сети пропорционально квадрату числа участников, — большинству людей нечего сказать друг другу! Примерно к 2005 году станет ясно, что влияние Интернета на экономику было не больше, чем влияние факсимильного аппарата.

Пол Кругман.

2

Комментарий недоступен