История краха криптогиганта Paxful: наркотики, беспорядочные увольнения, вражда основателей и при чём тут Россия?

История краха криптогиганта Paxful: наркотики, беспорядочные увольнения, вражда основателей и при чём тут Россия?

Основанная в 2015 году, компания Paxful стала одним из самых популярных мест для покупки биткоина на многих развивающихся рынках, насчитывая более 200 сотрудников. За кулисами сотрудники совершали поездки на музыкальные фестивали за деньги компании, начальники враждовали, происходили беспорядочные увольнения, а запах каннабиса стал нормой для офиса фирмы.

В сентябре 2016 года на сайте телеканала CBS в Майами-Бич, появилась новость из полицейского участка: “Прохожие в элитном районе, расположенном всего в паре кварталов от бывшего особняка Версаче, заметили двух мужчин на балконе пентхауса, которые целились из штурмовой винтовки в сторону проходящих внизу людей и по очереди держали оружие, позируя для фотографий.”

Трое мужчин Иван Сухарев, Артур Шабак и Рэй Юсеф были арестованы и обвинены в различных правонарушениях, начиная от ненадлежащей демонстрации огнестрельного оружия и заканчивая хранением кокаина и гашиша, говорится в судебных документах округа.

Обвинения в конечном итоге были сняты, и это был тот инцидент, который можно легко списать на глупую выходку весенних каникул или на одну из многих нелепостей, произошедших во Флориде.

Сейчас как никогда актуальным кажется то, что среди обвиняемых по этому делу были соучредители Paxful, платформы, которая позволяла пользователям покупать и продавать биткоины (P2P), наподобие Garantex. В компании, основанной в 2015 году, работало более 200 человек в четырех офисах по всему миру, а за время ее существования, более 12 миллионов пользователей совершили сделки на сумму около 5 миллиардов долларов, согласно судебным документам.

Компания Paxful закрылась на прошлой неделе, и 46-летний Юссеф, который был основателем и генеральным директором, объяснил это решение "уходом ключевых сотрудников" и "проблемами с регуляторами". Но и Юссеф, и 35-летний Шабак признают, что их испорченные деловые отношения за кулисами сыграли ключевую роль в гибели компании, и сейчас эта пара продолжает воевать в суде, подавая множество исков и встречных исков.

Бывшие сотрудники утверждают в исках, что компания долгое время страдала от серьезной некомпетентности руководства, включая повышение сотрудников в должностях принятых на основе личных симпатий, хаотичные увольнения, расточительные расходы на путешествия за счёт компании, а так же регулярное употреблении каннабиса на работе самим Юссефом.

Шабак, соучредитель Paxful с 50% обыкновенных акций, занимавший должность операционного директора, подал иск против Юссефа в Канцелярский суд штата Делавэр. Шабак утверждает, что Юссеф закрыл ему доступ к ресурсам и информации компании, пока он находился в отпуске по уходу за ребенком; и что Юссеф и другие "сообщники" "разграбили казну Paxful". Ключевые разделы жалобы, содержащие предполагаемые суммы, были отредактированы в публичной версии.

В иске даже говорится о том, что Юссеф обвиняется в "незаконном плане по обходу санкций на транзакции в Россию и из России".

Через пять месяцев после инцидента в Майами-Бич, в феврале 2017 года, согласно судебным документам, Шабак и Юссеф были снова арестованы, на этот раз в Таллине, Эстония, "по подозрению в незаконном обороте наркотиков после того, как они якобы неоднократно покупали запрещенные препараты, включая экстази и стероиды, через даркнет".

Шабак ссылался на сообщения на сайте Glassdoor (сайт для отзывов о работодалете), где сотрудники якобы говорили, что Юссеф проводил совещания, находясь под воздействием наркотиков.

Юссеф же, ответил подозрением, что жалобы на Glassdoor могли быть поданы самим Шабаком или "другими лицами, действующими в сговоре с ним", и при всём этом он отбывает наказание в связи с признанием вины за преступление, связанное с наркотиками, в Эстонии.

Пышные траты, по крайней мере, во времена расцвета Paxful, были неотъемлемой частью работы в компании, вспоминает Маккейб, бывший сотрудник.

По словам Маккейба, в 2018 году Paxful отправил всех сотрудников в Бельгию на крупнейший в Европе фестиваль электронной танцевальной музыки (EDM).

"Мы были там целую неделю", - говорит бывший сотрудник. "На выездном мероприятии в пятизвездочном отеле".

В 2016 году Paxful наняли 25-летнего бразильца в качестве специалиста по компьютерам и сетям, который отдельно попал под расследование Управления по борьбе с наркотиками США за его роль модератора даркнет-площадки "WSM", где обменивались наркотиками, инструментами для взлома и украденными финансовыми данными, а оплата производилась в крипте, таких как биткоин и монеро (XMR).

Внезапные решения об увольнении сотрудника, казалось, были нормой в Paxful, вспоминает Маккейб.

Юсеф "любит хвалить вас, и однажды он приходит в настроение и решает уволить вас по причинам, которые кажутся выдуманными”, - сказал Маккейб. Шабак был “умереннее и сдерживал свои выражения, прежде чем сказать их”.

Иван Сухарев, бывший технический директор Paxful (и третий человек, арестованный вместе с Юсефом и Шабаком в Майами-Бич в 2016 году), утверждал, что стал жертвой внезапного увольнения. Он был внезапно уволен со своей должности в апреле 2020 года за “вопиющее поведение”. Затем соучредители потребовали, чтобы Сухарев раскошелился на почти 300 000 долларов сверх прибыли, выплаченной ему в предыдущие годы.

Будучи акционером, владеющим более чем 765 000 обыкновенными акциями, бывший сотрудник подал жалобу в мае 2021 года в Верховный суд Нью-Йорка, и потребовал доступа к бухгалтерским книгам и отчетам компании. Дело было прекращено в ноябре 2021 года.

Чистая прибыль Paxful Inc. составила 5,47 миллиона долларов в 2018 году и 3,63 миллиона долларов в 2019 году, согласно письму компании от 3 ноября 2020 года, которое было включено в качестве доказательства в дело Сухарева.

Чуть позже в 2021 году у Шабака родился первый ребенк и в октябре того же года ушел в отпуск по уходу за ребенком, что, по его словам, положило начало его 15-месячной вражде с Юсефом.

Судебные документы, поданные как Шабаком, так и Юсефом, ясно показывают, что пара была соучредителями Paxful и были единственными двумя членами правления Paxful. Оба мужчины владели 50% обыкновенных акций Paxful класса B. Каждый.

Шабак утверждал в своем иске, что поведение Юсефа становилось “все более беспорядочным” в период, когда он отсутствовал. Он утверждал, что Юсеф разработал план, чтобы подорвать его в его отсутствие и установить контроль над Паксфулом.

В судебных документах Шабака говорится, что Юсеф посещал собрания руководства под воздействием “незаконных веществ”, и Маккейб сказал, что обвинения схожи с тем, что он и другие сотрудники наблюдали в офисе.

"Я бы не сказал, что он курил на совещаниях", - сказал Маккейб. "Но во время онлайн созвонов он постоянно курил КБД и травку в офисе, и от него пахло".

Юссеф не сразу ответил на вопрос репортеров о предполагаемом употреблении наркотиков. Напомню, Нью-Йорк легализовал рекреационное употребление марихуаны в 2021 году.

"Теории заговора - это безумие"— сказал Юссеф в интервью. "Он даже подал в суд на нашего главного юрисконсульта, который был отличным парнем, и тот ушел в отставку. Из-за него мы потеряли семь руководителей".

В конце концов, Шабак вернулся в офис 31 января 2022 года, и, по его словам, он не сразу понял, насколько все изменилось. В своем иске Шабак утверждает, что доступ к ресурсам компании, таким как его адрес электронной почты и аккаунт Slack, был закрыт, а его корпоративная кредитная карта заблокирована. Его должность главного операционного директора была упразднена.

Позднее в разговоре Юссеф предложил Шабаку согласиться на меньшую роль исполнительного вице-президента, говорится в материалах дела. "Шабак отклонил это предложение".

По словам Юссефа: "Многочисленные проступки Шабака привели к тому, что Paxful наняли внешнего адвоката для проведения внутреннего расследования его поведения, на время которого доступ Шабака к офису и системам компании был приостановлен, в соответствии с политикой компании. Шабак отказался сотрудничать со следствием, несомненно, понимая, что его сотрудничество приведет к неизбежному выводу о том, что он должен быть подвергнут дисциплинарному взысканию в связи с его нелояльным поведением".

"Это было похоже на какой-то ужасный развод", - сказал Юссеф. "Он был уволен более года назад за несколько вещей, а именно за некомпетентность и плохое поведение. Он отказался участвовать во внутреннем расследовании. Он был уволен на законных основаниях".

Шабак утверждает, что расследование было фиктивным, заявляя, что это была попытка ограничить его деятельность, надзор и знания о внутренней деятельности Paxful, и обвиняет Юссефа в "истощении, присвоении и откровенной краже ресурсов и прибыли Paxful".

Шабак утверждает, что его отстранение было незаконным, поскольку оно не было санкционировано советом директоров Paxful.

"Это не было официально, потому что только совет директоров может уволить меня как операционного директора, а я являюсь половиной совета директоров, и не было никаких доказательств, которые они нашли, чтобы уволить меня", - рассказывает Шабак.

Внутреннее расследование, заказанное Юссефом, завершилось 9 июня 2022 года без каких-либо доказательств правонарушений со стороны Шабака, согласно его иску, и он продолжал занимать должность должностного лица и директора компании, несмотря на то, что был уволен как сотрудник.

Шабак утверждает, что Юссеф пытался вычеркнуть его из корпоративной истории Paxful, при этом на сайте не упоминалось, что он является главным операционным директором, а в качестве основателя фигурировала только фотография Юссефа.

23 августа 2022 года Юссеф написал в Твиттере: "Для ясности. Я являюсь основателем Paxful. У меня нет соучредителей. Любой, кто утверждает, что это так — совершает большую ошибку".

Именно в это время, как утверждает Шабак, Юссеф отправлял платежи за "медиа-консалтинг" в размере до 30 000 долларов в месяц женщине, с которой у него были романтические отношения. Шабак не знал о необходимости таких услуг и запросил документы, касающиеся этих услуг, которые не были предоставлены.

Юссеф в основном отрицал обвинения в судебном заявлении, хотя дальнейшие объяснения были отредактированы в публичной версии.

Согласно иску Шабака, Юсеф осуществил крупные переводы биткоина в российские организации, связанные с Paxful, и создал новую организацию для сотрудников и операций Paxful в России, которую они назвали Dekslektika. Этими организациями управляли два человека, не связанные с Paxful.

"Юсеф и его сообщники задумали и создали компанию Dekslektika в рамках незаконного плана по обходу международных санкций на транзакции в Россию и из России", - заявил Шабак, утверждая, что они планировали совершать незаконные транзакции биткоина в Россию и из России, чтобы избежать нарушения санкций, действовавших в то время.

В своем ответе по делу Делавэра Юссеф заявил, что обвинения, связанные с Россией, "выходят за рамки ускоренной фазы данного иска" и "поэтому не требуют ответа". В сентябре, по словам Шабака, Юсеф попросил выкупить других акционеров Paxful, но предложение было отклонено.

По словам Юсефа, ему и Шабаку в равных долях принадлежат все акции компании, за исключением 10% обыкновенных акций класса А, которыми владеют три человека.

Шабак утверждает, что Юсеф пытался "запугать" его, чтобы он продал свои акции, угрожая подать на него в суд, если он не согласится уйти со своих постов.

После еще нескольких попыток захватить контроль над компанией, включая попытку перевести активы Paxful в подставную компанию, Юсеф 7 января написал в Твиттере, что он "наконец-то достиг победы" и "однажды все станет известно".

Три дня спустя, 10 января, Шабак подал свои жалобы против Юсефа и Paxful в суд штата Делавэр.

В сообщениях в социальных сетях на прошлой неделе Юссеф уже начал рекомендовать альтернативы Paxful, включая готовящуюся платформу под названием Civilization Kit (Civ Kit), а Шабак говорит, что хочет возродить Paxful, как только будет урегулирован иск.

“Я знаю, что контраргументом Рэя будет то, что все сотрудники ушли, и невозможно повторно запустить продукт, потому что все знания утеряны”, - говорит Шабак.

Один урок для основателей стартапов можно найти в ловушках дуархии, которая была корпоративной структурой Paxful.

“У Paxful есть правление из двух членов, и Юсеф и Шабак были двумя директорами Paxful с момента основания компании”, - признал Юсеф в судебном деле штата Делавэр. "Для того чтобы Совет директоров мог действовать, требуется две трети голосов директоров. Таким образом, поскольку Юссеф и Шабак являются единственными директорами Paxful, оба директора должны проголосовать за действие, представленное на утверждение совета директоров, чтобы оно было действительным".

В заявлении делается вывод: “Таким образом, Юсеф и Шабак находятся на пути к безнадежному тупику в качестве акционеров класса B и содиректоров в отношении надлежащего курса действий для Paxful”.

33
Начать дискуссию