Растет число аргументов в пользу разрешения криптовалютным компаниям обходить банки

Растет число аргументов в пользу разрешения криптовалютным компаниям обходить банки

Если сделать Европейский центральный банк доступным для платежных компаний, не являющихся традиционными банками, это позволит пользователям обменивать свои стейблкоины непосредственно на наличные.

В течение 11 дней в марте рухнули четыре банка в США и один в Швейцарии. В мае за ними последовал First Republic Bank. Три из четырех крупнейших в истории США банкротств банков произошли в эти два месяца. Это было болезненное напоминание о том, что банки несут значительные риски, которые могут быстро перекинуться на другие отрасли.

По иронии судьбы, несмотря на пристальное внимание к тому, как сектор криптоактивов может привнести риски в традиционные финансы, вместо этого мы столкнулись с тем, что банкротства банков стали критическим риском стабильности для индустрии криптоактивов.

Финансовое регулирование должно быть направлено на снижение рисков финансовой стабильности в первую очередь и, по возможности, ограничение рисков заражения для предотвращения дальнейшего ущерба, независимо от направления заражения.

Сегодня регулируемые эмитенты стейблкоинов вынуждены полагаться на банковских партнеров для осуществления майнинга и погашения через фиатные деньги. Косвенный доступ к фиатным расчетам неизбежно подвергает учреждения электронных денег в Европейском Союзе - будущих эмитентов регулируемых стабильных монет, они же токены электронных денег - непропорционально высоким затратам и рискам контрагента, согласно оценке Европейской комиссией Директивы о платежных услугах (PSD). В конечном счете, она сдерживает инновации и конкуренцию на рынке платежей.

Поэтому предоставление регулируемым фиатным стабильным монетам (токенам электронных денег в ЕС или платежным стабильным монетам в США) доступа к счетам центральных банков стало бы решающим шагом не только для безопасности фиатных валют в Интернете, но и для инноваций в сфере платежей в целом.

Это позволило бы эмитентам устранить риски, связанные с незастрахованными депозитами, и отделить высокоскоростную платежную деятельность в стабильных монетах от неликвидности кредитных портфелей в банках.

Знаковое регулирование MiCA (Рынки криптоактивов) в ЕС открывает огромные возможности для континента. Однако, как уже было согласовано в конце июня 2022 года, до того, как в начале 2023 года стали очевидны присущие ему банковские риски, это постановление обязывает эмитентов токенов электронных денег (EMT) держать не менее 30% своих резервов в кредитных учреждениях. То, что должно было стать мерой по повышению ликвидности и риска для эмитентов ЭДС, в конечном итоге обременит деятельность ЭДС банковским риском и риском контрагента. Недавний банковский кризис научил нас тому, что в эпоху потока информации, ориентированного на социальные сети и мобильный банкинг, нам необходимо изменить наши представления о ликвидных обязательствах, обеспеченных неликвидными активами.

Растет число аргументов в пользу разрешения криптовалютным компаниям обходить банки

Решение этой проблемы отнюдь не является новым. Эмитенты EMT и все учреждения, занимающиеся электронными деньгами, должны иметь возможность прямого доступа к счетам центрального банка. Предоставляя доступ к счету центрального банка, эмитенты ЭДС могли бы оградить клиентов ЕС от кредитного риска частных банков, переводя фиатные средства напрямую в центральный банк.

В Великобритании учреждения, выпускающие электронные деньги, с 2017 года имеют прямой доступ к расчетному уровню Банка Англии. По мнению Банка Англии, это "поможет повысить конкуренцию и инновации на рынке платежей" и создать "более разнообразные платежные механизмы с меньшим количеством единых точек отказа". Бывший глава Банка Англии Марк Карни назвал это законодательное изменение "потенциально способным обеспечить значительное разделение банковской деятельности на ее основные функции - расчеты платежей, трансформацию сроков погашения, распределение рисков и распределение капитала".

Но даже в ЕС хранение резервов электронных денег в центральном банке уже является обычной практикой в одном из государств-членов, а именно в Литве. Центральный банк Литвы позволяет учреждениям электронных денег и платежным организациям открывать расчетные счета и получать прямой доступ к клиринговой системе. По состоянию на конец 2022 года из 84 регулируемых учреждений электронных денег в Литве 63% держали средства клиентов в центральном банке. В целом, более двух третей резервов электронных денег в Литве хранятся в Центральном банке Литвы.

Пришло время уравнять условия игры и открыть эту возможность для всех учреждений электронных денег по всему ЕС.

Возможности для принятия соответствующего законодательства как никогда велики. Необходим целенаправленный пересмотр Директивы об окончательности расчетов, возможно, в рамках пересмотра PSD или Регламента о мгновенных платежах (IPR).

Переговоры по IPR уже привели к политическому консенсусу относительно необходимости такого пересмотра, поскольку решение проблемы прямого доступа к расчетам также поддержит и ускорит развертывание мгновенных платежей в ЕС.

А оценка воздействия Директивы о платежных услугах не может быть более четкой в отношении необходимости выравнивания игрового поля между банками и небанковскими организациями на рынке платежей. Банковские уязвимости 2023 года дают еще один аргумент в пользу хорошо понятной дискуссии в ЕС.

Преимущества для безопасности и ликвидности небанковских финансовых учреждений, а также для повышения инновационности финансовой системы, которая становится все более сконцентрированной среди глобальных системно значимых банков, очевидны. Доводы в пользу предоставления учреждениям электронных денег доступа к счетам центрального банка как никогда сильны, и ЕС не должен упустить эту уникальную возможность сделать свою финансовую систему более конкурентоспособной и устойчивой.

55
Начать дискуссию