«Омский суд может помочь Госдуме принять пакет законов о криптоактивах»

Уж полночь близится а Германа всё нет. 28 июля завершается весенняя сессия Госдумы, в которую российские законотворцы обещали принять долгожданный закон о криптовалютных активах. Однако, похоже, бизнес и суды, как часто это бывает, их опередили.

17 мая Арбитражный суд Омской области подтвердил легитимность сделки по купле-продаже нефтепродуктов, осуществленной с применением смарт-контрактов и цифровой подписи. В 2016 году ООО «Петролеум Трейдинг» подписала контракт на поставку 92-го бензина с ООО «Ликом». В договоре было указано, что при необходимости стороны могут добавить к документу приложение, и прописать там оговоренные условия с применением технологии «умного контракта» на блокчейн платформе Proleum. Позже между партнерами возникли разногласия и «Петролеум Трейдинг» обратилась в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением о взыскании задолженности по договору поставки.

Согласно п. 2 статьи 434 ГК РФ и статьи 6 Федерального закона "Об электронной подписи" договор в письменной форме может быть заключен путем составления, в том числе и электронного документа, скрепленного цифровыми подписями сторон. Арбитраж принял сторону истца и впервые в истории российского блокчейна удовлетворил иск, признав смарт-контракт легитимным.

Решение суда прокомментировал управляющий партнер «Петролеум Трейдинг» Максим Дьяченко: «Это безусловно важное историческое событие на пути цифровизации экономики России — первый судебный прецедент в области применения блокчейна. Показательно, что существующего законодательства, пока закон о криптовалютах и блокчейне в разработке, вполне достаточно, чтобы внедрять инновации в промышленном масштабе».

Однако эксперты сомневаются, что Госдума бросится опрометью принимать недостающие законы. Система не рушится, а значит не нуждается в костыле. Юридический консультант криптовалютного кошелька «Mercuryo» Александра Иванова считает, что решение Омского суда может не устоять в Апелляционной инстанции.

«Очень здорово, что суд создал прецедент. Назовем его историческим. В отсутствие закона он постарался по силе возможностей разобраться в деле и принял законное решение. Но впереди еще будет апелляция, которая может все «зарубить». Если ответчик хорошо подготовиться, и сможет выступить в высшей инстанции достойно, то вероятность отмены решения высока. На мой взгляд, основная проблема этого дела в том, что в процессе были использованы неоднозначные доказательства. Как, например, показать смарт-контракт? Я понимаю, если предъявлять снимки листингов, но насколько нам известно, в материалах дела об этом ничего не говорится. Я хочу верить, что определение Омского Арбитражного суда поможет в итоге быстрее принять пакет законов о криптовалютах,» - заявила Александра Иванова.

Российский бизнес и общественность уже давно ожидают от Госдумы решительных шагов по регулированию криптовалютного сектора экономики и его легитимизации, но даже несмотря на недавний визит в нашу страну контролеров из комиссии по противодействию отмыванию денежных средств (ФАТФ) воз и ныне там. Выступая 5 июня на Петербургском Экономическом форуме 2019 года председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков обвинил депутатов в заторможенности:

«К настоящему времени должно быть внесено уже 20 законопроектов в сфере цифровой экономики, а в реальности мы рассмотрели только один. И тот был внесён самими депутатами», — отметил Аксаков.

Остается только надеятся, что думцы не отстанут от технологического поезда и развития общества в России. Им не впервой быть догоняющими, тем более, что на этот раз дамоклов меч от ФАТФ уже занесен над страной и 28 июля, если пакет законов не будет принят, он упадет на головы россиян новыми санкциями. «Уж полночь близится, а Германа все нет, все нет. Я знаю, он придет, рассеет подозренье…»
А. Репников

55
2 комментария

Судя по всему, речь о дополнении. Стороны согласовали на бумаге условия дополнительного соглашения, которое предусматривало порядок заключения приложений к
договору поставки в электронной форме и предусмотрели общие условия, которые действуют для всех заключенных между сторонами сделок на поставку товара, оформленных путем подписания сторонами приложения к договору в электронной форме (блокчейн-контракта). Но сами условия согласовывали по электронной почте, доказательствами направления согласований служили принтсрикны предложения поставщика приобрести товар на обозначенных с сообщении условиях (ассортимент, цена, иные условия поставки).

1
Ответить

Тут самое интересное, были ли договоренности о поставках зафиксированы только в блокчейне или смарт-контракт был просто дополнением к условиям на бумаге?
Круто, если они полностью договорились в блокчейне и это еще и легитимно, но что-то не верится

Ответить