{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Виталик Бутерин: Ethereum ждёт «провал» без этих трех важных «переходов»

Виталик Бутерин, основатель Ethereum, второго по капитализации блокчейна, считает, что успех данной сети будет зависеть от трех технологических «переходов», которые, по его мнению, должны произойти почти одновременно. Это переход на сети масштабирования второго уровня (L2) на основе роллапов, переход на кошельки на основе смарт-контрактов и переход на конфиденциальность пользователей и транзакций.

Триединая программа Бутерина

Переход на L2-роллапы

В сообщении от 9 июня в своем личном блоге Бутерин объяснил, что блокчейн Ethereum ждёт «провал» без внедрения решений масштабирования второго уровня на основе роллапов, имплементация которых необходима для снижения стоимости комиссий за проведение транзакций.

«Ethereum ждёт провал, так как каждая транзакция стоит $3,75 ($82,48, если у нас будет еще одна бычья волна), и каждый продукт, нацеленный на массовый рынок, неизбежно забывает о блокчейн-примочках и переходит на централизованные костыли для всего», — сказал он.

Решение данной проблемы Бутерин видит в переходе на L2-роллапы, например Arbitrum и Optimism. Это отдельные чейны, которые обрабатывают транзакции вне основного блокчейна, затем объединяют их в своего рода пачки и отправляют эту информацию на главный блокчейн. Это разгружает основную сеть и делает проведение транзакций более дешёвым.

Ключевая разница между сайдчейнами и роллапами состоит в том, что роллапы предоставляют доказательства, которые позволяют главной сети верифицировать «честность» роллапа (правильность всех данных), не верифицируя сами транзакции.

Они делятся на две категории:

Оптимистические — по умолчанию предполагают, что все транзакции валидны, и передают их в главный блокчейн практически без вычислений. И только если кто-то предъявит претензию, роллап проводит перепроверку. Так можно увеличить масштабируемость и снизить затраты на «газ» (стоимость комиссии в сети Ethereum) в сотни раз, но вот вывод средств из роллапа d основную сеть может занять неделю-две. Главные оптимистические роллапы — это уже упомянутые Optimism и Arbitrum.

ZK-роллапы — проверяют валидность транзакций с помощью сложных криптографических доказательств и передают эти доказательства в основной блокчейн Ethereum вместе с пачками транзакций. Аббревиатура ZK означает «zero knowledge» или «нулевое разглашение (знание)».

Доказательство с нулевым разглашением представляет собой криптографический протокол, позволяющий одной из сторон (проверяющему, стороне B) убедиться в том, что вторая сторона (доказывающая, сторона A) знает какое-либо утверждение, при этом проверяющий не получает никакой другой информации о самом утверждении. Другими словами, А доказывает знание секрета, не разглашая самого секрета.

В данном случае имеется в виду, что основной блокчейн может проверить корректность данных и доказательства, ничего не зная об их содержании.

Безопасность такой системы выше, а сроки вывода средств куда короче, чем у «оптимистов». Однако у ZK-роллапов бывают сложности в совместимости с DeFi-контрактами.

Переход на кошельки на основе смарт-контрактов

В отличие от биткоина и других блокчейнов, где используется модуль неизрасходованных выходов транзакций (unspent transaction output, UTXO) в Ethereum используется модель на основе аккаунтов. То есть протокол Ethereum отслеживает и обновляет доступные балансы на аккаунтах по мере подтверждения транзакций.

Есть два типа аккаунтов в Ethereum, которые имеют разные возможности. Внешние аккаунты (externally owned accounts, EOA) и аккаунты на основе смарт-контрактов.

Оба представлены уникальным публичным адресом, который по сути является набором букв и цифр и оба также могут использоваться для отправки, хранения или получения Эфира.

Большинство существующих на Ethereum криптокошельков, например MetaMask, являются EOA и ограничены соответствующими правилами. К примеру, они используют только приватные ключи для доступа к аккаунтам и требуют подписи для всех транзакций. Для восстановления доступа к такому кошельку используется фраза восстановления (seed-фраза), без которой доступ к кошельку будет утерян навсегда.

1 марта этого года в сети Ethereum было имплементирован стандарт ERC-4337, который позволил создавать кошельки на основе смарт-контрактов, такие как UniPass и Safe. Внедрение технологии смарт-контрактов значительно повышает функционал криптовалютного Ethereum-кошелька и упрощает его использование.

Они позволяют осуществлять объединенные транзакции, настраивать варианты восстановления доступа к кошельку, оплачивать комиссию другими токенами, настраивать автоплатежи предварительное одобрение транзакций, а также многое другое.

Однако главной функцией таких кошельков, согласно Бутерину, является социальное восстановление.

Данная функция похожа на мультиподпись. Кошелёк с мультиподписью — это кошелек, при отправке транзакции с которого ее должны одобрить несколько других участников. Они хранят части ключа для подписи транзакций. А в случае социального восстановления владелец кошелька сам хранит ключ, но в случае его утери ключ можно восстановить с помощью нескольких доверенных хранителей. По сути, хранители — это несколько других кошельков или адресов, которые контролируют другие люди и организации.

Именно из-за функции социального восстановления Бутерин призывает переходить на кошельки на основе смарт-контрактов, так как, по его мнению, они обеспечивают большую безопасность.

«Одним из важнейших правил для меня является существование достаточного количества хранителей частей моего ключа, чтобы если я пропаду, то они могли восстановить доступ к моим средствам», ― так он объяснял значимость социального восстановления в марте этого года.

В своей же свежей публикации он обратил внимание на недоработки, которые предстоит решить, чтобы сделать использование кошельков на основе смарт-контрактов более удобным. Прежде всего он указал на трудность использования единого адреса.

«В мире масштабирования второго уровня у пользователей будут аккаунты во многих сетях второго уровня. Вы являетесь членом ExampleDAO, который существует на Optimism? Тогда у вас есть аккаунт на Optimism! Вы держите CDP в стейблкоин-системе на ZkSync? Тогда у вас есть аккаунт на ZkSync! Вы однажды попробовали какое-то приложение, которое случайно оказалось на Kakarot? Тогда у вас есть аккаунт на Kakarot! Времена, когда у пользователя был только один адрес, уйдут в прошлое», — написал Бутерин.

«У меня есть ETH на четырех блокчейнах, согласно информации в моём Brave Wallet. И да, Arbitrum и Arbitrum Nova разделены. Не волнуйтесь, со временем все станет еще более запутанным!», — объяснил он.

Переход на конфиденциальность пользователей и транзакций

Указывая на недоработки, связанные с кошельками на основе смарт-контрактов, Бутерин перешёл к третьему пункту своей программы – переход на конфиденциальность пользователей и транзакций. В этой связи он упомянул «скрытые адреса».

«Конфиденциальность требует, чтобы у каждого пользователя было еще больше адресов, и может даже изменить виды адресов, с которыми мы имеем дело. Если предложения по скрытым адресам получат широкое распространение, то вместо того, что у каждого пользователя будет всего несколько адресов или даже по одному адресу на каждый L2, у нас будет система, когда на каждую транзакцию будет приходиться отдельный адрес», — написал он.

Концепт скрытых или невидимых адресов Виталик Бутерин представил в январе этого года. Новая разработка анонимизирует одноранговые транзакции, трансферы NFT и регистрацию имён в сервисе Ethereum Name Service (ENS).

Он выразил обеспокоенность тем, что без надежных мер по обеспечению конфиденциальности пользователи будут уходить с Ethereum на другие платформы, так как далеко не всем нравится, когда буквально каждый имеет публичный доступ ко всем блокчейн-данным, включая транзакции и прочую информацию.

В заключении Бутерин заявил, что достижение всех трех целей будет «сложной задачей» из-за тесной взаимосвязи между ними. При этом, он признал, что каждый из трех переходов «ослабляет» модель «один пользователь – один адрес», что, в свою очередь, может усложнить способ осуществления транзакций.

«Если вы хотите заплатить кому-то, как вы получите информацию о том, как ему заплатить? (…) Если у пользователей много активов, хранящихся в разных местах на разных блокчейнах, как им осуществлять смену ключей и социальное восстановление?», — добавил он.

Тем не менее, он подчеркнул необходимость создания новой инфраструктуры.

«Несмотря на трудности, повышение масштабируемости, безопасности кошельков и конфиденциальности для обычных пользователей имеет решающее значение для будущего Ethereum. Речь идет не только о технической осуществимости, но и о фактической доступности для обычных пользователей. Мы должны принять этот вызов и решить эту задачу».

Источник: Блог Виталика.

Читайте также:

Начать торговать и присоединиться к криптовалютному сообществу можно здесь.

Можете также почитать наши статьи на других площадках:

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Jill Can

роллапы это что-то с роллами связано? )))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Шибакова

Виталикам не верить не вариант

Ответить
Развернуть ветку
Pafu Off

Это же Вовам не верить не вариант же

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Tikhonov

Второго не по популярности, а по капе. У ETH сильно больше аудитория / проектов / технологий.

Ответить
Развернуть ветку
Криптопланетянин
Автор

Соглашусь с Вами. Так будет корректнее.

Ответить
Развернуть ветку
Nasha Rasha

Где будут жирные аэрдропы в будущем, ваши ставки господа

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда