В 2020 году ритейл должен активно развивать доставку и дистанционные сервисы, особенно в сегменте FMCG.
Опыт 2018-2019 показывает, что отрасль можно качать дальше. Активный рост Яндекс.Шеф, Кухни на районе, Яндекс.Лавки, Яндекс.Еды и Delivery Club говорит о том, что потенциал рынка еще довольно велик.
Могу предположить, что рынки (продуктовые) смогут абстрагироваться от агрегаторов и развивать свою логистику. По крайней мере, в ближайшей географии.
Миллениалы рожают детей и болеют.
Покупатели продолжают молодеть, поколение Y (1980-1996) обзаводится семьями, уровень дохода растет (если брать крупные города-миллионники). Доставочные сервисы избаловали людей. Все это может служить предпосылкой того, что именно миллениалы смогут стать драйверами роста онлайна для категорий “Детство” и “Фарма”.
Больше новых категорий товаров в доставке.
Очень хочется верить в возможное ослабление законодательства, регулирующего доставку лекарственных средств и алкоголя. Конечно, есть очень много нюансов и подводных камней (время доставки, учет в специальных системах, операционные риски ритейлеров). Слухи ходят давно, но кажется, что 2020 должен сдвинуть с мертвой точки эти активности.
Fresh - самый главный тренд онлайна.
Все продуктовые ритейлеры без исключения обращают особое внимание на свежесть продуктов. Это то, что является основным драйвером возвращения покупателей в магазин. Уверен, что online-fresh в 2020 будет развиваться активно, и компании будут конкурировать уже на этой части поля, получая новых лояльных пользователей.
Dark kitchen, распределение логистики по мелким складам “У дома”. Сокращение времени доставки.
Примеры Яндекс.Лавки и Самоката говорят о том, что такая модель успешна и пользуется большим спросом. Это же реально удобно, когда тебе лень выходить в магазин или по каким-то причинам ты этого сделать не можешь, а заказ тебе готовы будут доставить в течение 15-30 минут. Уверен, что и крупные игроки как food так и non-food ритейла обратят внимание на такой формат. Возить товары с центрального склада долго и дорого.
Click & collect получит серьезную альтернативу от быстрой доставки.
Click & collect (вокруг которого все носились весь 2019 год) может так и не получить большого распространения, так как скорость доставки повседневных продуктов будет расти с развитием таких компаний как Яндекс.Лавка. Люди будут ходить в магазины, но в этом случае, будет работать следующая схема:
- Scan&GO – если ты в оффлайне и любишь покупать “живьем”;
- быстрая доставка – если ты в онлайне.
- Click & collect будет востребован в труднодоступных для быстрой доставки районах и регионах.
Цифровизация должна пойти в регионы.
Москва наигралась с новыми форматами и убедилась, что это работает. Пора переносить в регионы. Сначала будет дорого и больно. Но крупные игроки смогут себе позволить такие эксперименты, а за ними подтянутся остальные.
Крупные ритейлеры любых отраслей станут еще ближе к трансформации в IT-компании.
Стоит ожидать активного развития внутренней экспертизы в аналитике, разработке, дизайне, маркетинге. В целом, стоит ожидать от крупных игроков серьезного аналитического подхода с различными экспериментами над своими покупателями.
Ну и наконец, очевидно стоит ожидать еще большего роста мобайла. Тут даже и добавить нечего.
Вам в списке экспертов не хватает Аити Антонова из Aero. Он крут в е-ком интерфейсах
Думаю, что мы исправим это в следующих обзорах:)
Вроде норм.
Неплохо. Кратко, по делу, без лирических отступлений в стиле "а ведь еще в том то году прогнозировали что....".
Кстати у Яковлева хорошо подмечено про цифровизацию в регионы. Я бы добавил, что эксперименты московских компаний, применяемые специалистами уже и в региональных пределах, отлично себя показывают, пользователи оценивают новые уровни удобства. Тут прям надо сделать отметку владельцам бизнеса, что "Посмотри, попробуй, пойми, используй"
Спасибо за статью, лично для себя нового не узнал, но так сказать, освежил имеющиеся знания))))
После скриншота «беру», идёт текст, у него отступ слева не как у цитаты, а как у основной статьи. Сбило с толку меня, чуточку.