Эмодзи в продуктовом дизайне: тренд или табу?

📽 🏦 🔫💰💰🥱😒👎 – "фильм про ограбление банка был скучный", вот, что тут зашифровано. Но шифром это не кажется – мы настолько привыкли использовать эмодзи, что иногда можем обойтись и без слов. Ещё бы – с помощью одного символа можно передать и эмоцию, и информацию. Вместо тысячи слов.

Эмодзи в продуктовом дизайне: тренд или табу?

Допустимо ли использовать смайлики в цифровых продуктах? Интерфейс ведь тоже общается с пользователем, почему бы и его «речи» не придать оттенок нужной эмоции? В этой статье мы разберёмся, когда и где уместно использовать эмодзи.

Среди многообразия функций эмодзи исследователи выделяют: эмотивную, смыслообразующую, уточняющую, дублирующую, фактическую, связующую, игровую, прагматическую, синтаксическую и ряд других.

Сначала предлагаю решить, когда допустимо использовать эмодзи в интерфейсах? Вот несколько ориентиров, на которые стоит обратить внимание:

  • Сфера продукта
  • Целевая аудитория
  • География
  • Tone of voice бренда

1. Сфера продукта

Область применения продукта уже может подсказать, будут ли эмодзи уместны. Если вы проектируете планировщик домашних дел, фитнес трекер или доставку пиццы, то вам будет легче интегрировать эмодзи. Но, например, в медицинской сфере стоит избегать таких фривольностей.

Представьте, человек записывается на обследование, и в попапе успешности записи видит улыбку. Да, возможно, проектировщики хотели приободрить клиента, но в таком контексте использовать эмодзи будет не совсем этично. Зачастую, люди используют мед. приложения, когда у них есть проблемы со здоровьем, тогда неформальное общение системы с клиентом будет неуместно.

Также стоит избегать эмодзи в продуктах из сегментов B2B и B2G. Anketolog приводит следующую статистику:

Эмодзи в продуктовом дизайне: тренд или табу?

2. Целевая аудитория

Основные характеристики целевой аудитории включают в себя, в первую очередь, возраст и пол. Но также могут содержать уровень образования, социальный статус, привычки и прочее – зависит от фокуса продукта.

Если мы возьмём во внимание только возраст, то логично предположить, что молодое поколение более активно использует эмодзи, чем люди среднего возраста и старше. Здесь снова обратимся к статистике Anketolog:

Эмодзи в продуктовом дизайне: тренд или табу?

Косвенно мы можем соотнести эти исследования с тем, как отреагируют пользователи разных возрастных групп на эмодзи в продукте. Ведь компании общаются со своими клиентами, в том числе и через продукты. Соответственно, чем младше целевая аудитория, тем больше шанс, что эмодзи в интерфейсе будут положительно восприняты.

3. География

У каждого народа свой менталитет и это стоит учитывать и при выборе эмодзи. В разных культурах одни и те же смайлы могут восприниматься по-разному: жесты рук, религиозные различия и популярная культура.

73% респондентов воспринимают вас дружелюбнее, если вы используете смайлы.

Например, взмах руки 👋 лучше избегать в Китае, Южной Корее и Пакистане. Хотя помахивание рукой похоже на западное значение слова «до свидания», в Китае оно имеет гораздо более сильное значение и в переписках часто используется для разрыва отношений и дружбы. Источник

Эмодзи «Сложенные руки» 🙏 в западных странах очень популярен и имеет либо религиозное значение, либо трактуется как «Спасибо». В арабской культуре данный эмодзи практически не используется, поскольку сложенные руки не ассоциируются у них с молитвой.

На Западе и, в частности, в США более открыты к использованию эмодзи. Такой вывод можно сделать из исследований Adobe: 73% респондентов воспринимают вас дружелюбнее, если вы используете смайлы.

Интересный факт, применимый к e-commerce сфере: более половины опрошенных в США готовы приобрести товар, использующий смайлик (57%), при этом наибольшую готовность проявляют представители поколения Z (71%), за которыми следуют миллениалы (67%).

4. Tone of voice бренда

Этот пункт не нуждается в разъяснении: если в политике бренда указан строгий официальный стиль – смайликам тут будут не рады. Если четких рекомендаций нет, то стоит предложить такое направление, но с учетом всех вышеописанных нюансов.

Итак, представим задачу: спроектировать мобильное приложение для сервиса аренды самокатов. Возраст целевой аудитории от 16 до 35 лет. География рынка – страны Европы, позже США. В планах масштабирование на рынок Индии.

На первый взгляд, использовать эмодзи можно: это B2C сегмент с молодой аудиторией. Но в планах выход на рынок Индии – там некоторые эмодзи могут трактоваться по-другому. Поэтому стоит подстраховаться:

  • Проверьте, насколько использование эмодзи соответствуют позиционированию бренда

  • Выучите те смайлики, интерпретация которых может быть спорной в разных странах

  • Согласовывайте элементы интерфейса на разных этапах: от редактора до заказчика

Где использовать эмодзи?

Теперь рассмотрим живые примеры, чтобы понять, в какие части интерфейса мы можем интегрировать эмодзи.

1. Приветственный экран. Это этап знакомства пользователя с продуктом. Проектировщики стараются сделать первое впечатление как можно дружелюбнее, поэтому эмодзи здесь как нельзя кстати.

<i>Примеры: Wolt, Notion</i>
Примеры: Wolt, Notion

2. Выбор пола. Часто можно увидеть человечков при выборе пола. Этот приём встречается в фитнес трэкерах, но может быть и в любом другом выборе. Здесь эмодзи заменяют иконки.

<i>Примеры: Better Me, FitCoach</i>
Примеры: Better Me, FitCoach

3. Выбор страны. Пожалуй, наиболее логичное применение эмодзи, поскольку экономит ресурсы дизайнера – не нужно отрисовывать или покупать иконки под каждую страну. Выглядит свежо, хотя и используется довольно часто. Помогает быстрее сориентироваться в списке. Плюс еще в том, что можно использовать автономно, даже если тема эмодзи не поддерживается продуктом.

<i>Пример Wolt</i>
Пример Wolt

4. Пустые состояния. Чтобы сухой текст о том, что тут или там ничего нет, выглядел более радушным можно сопроводить его милым эмодзи.

<i>Пример Bronyboy</i>
Пример Bronyboy

5. Диалоги с поддержкой. Эмодзи в чате настраивают на дружественное общение. Иногда они выполняют роль якорей, чтоб быстрее сориентировать пользователя по материалу.

<i>Примеры: Тинькофф, Intercom</i>
Примеры: Тинькофф, Intercom

6. Статусы. Применяются, чтобы объединить продукты в одну категорию или усилить визуал скидки.

<i>Примеры: Перекресток, Wolt</i>
Примеры: Перекресток, Wolt

7. Пуши. Распространённый приём включать эмодзи в рассылки. Это придаёт уникальности вашему уведомлению, чтоб оно не потерялось среди множества других. Кроме того, правильно подобранные эмодзи лучше описывают субъект рассылки.

<i>Пример Ламода</i>
Пример Ламода

8. Оценка. Эмодзи созданы и для того, чтобы передавать эмоции в цифровом виде, и чтобы нести оценочную функцию тексту. Поэтому они будут особенно применимы для получения быстрой обратной связи от пользователей.

<i>Пример Zova</i>
Пример Zova

9. Попапы. Как правило, всплывашки появляются неожиданно и могут нести как позитивную информацию, так и негативную. Чтобы пользователь быстрее дифференцировал информацию, применяют эмодзи. К тому же это хороший способ сгладить негативную информацию.

<i>Примеры: Broniboy, Перекресток, Wolt</i>
Примеры: Broniboy, Перекресток, Wolt

10. Некоторые кнопки. Интересный момент: в кнопках эмодзи могут играть роль иконки, тогда их стоит ставить перед текстом. А могут работать как усилитель текста, по своему назначению. Тогда они должны быть расположены после текста.

Эмодзи в продуктовом дизайне: тренд или табу?

11. Элементы навигации. Отдельные продукты, такие как Notion, могут сделать эмодзи центром своего интерфейса – с их помощью пользователь может выстроить целую структуру внутри своего рабочего пространства.

<i>Пример Notion</i>
Пример Notion

12. Куки. Здесь можно использовать печенько 🍪

<i>Примеры: Essential Knowledge Base, Noodz</i>
Примеры: Essential Knowledge Base, Noodz

Мы увидели, что просторы для применения эмодзи в UI почти бескрайние: они могут выступать вместо иконок, вместо текста, вместе с текстом. Но, чтобы наверняка решить вопрос их использования, стоит прежде всего учитывать особенности целевой аудитории продукта.

1212
11
10 комментариев

А что насчет легальности использования? И кроссплатформенности, одни и теже эмодзи в тексте веба будут выглядеть по разному на Mac и Windows. Важный поинт который стоит подсветить в статье.

2
Ответить

Люблю эмодзи, они облегчают восприятие сложной инфы

1
Ответить

Эмодзи топ, особенно популярно у старших поколений

1
Ответить

По-моему, эмодзи сейчас — это как полноценная замена тексту (хотя представьте, если бы еще лет 15 назад какой-нибудь Альфа Банк так общался с клиентами). И уже стерлись рамки, кто, где и при каких обстоятельствах их может использовать. Учитывая всеобщий тренд на более «человечный» TOV у брендов, с помощью эмодзи можно говорить на одном языке с ЦА, доносить не только сложные смыслы, но и передавать необходимый mood)

1
Ответить

Это да.
Ты звонишь в Альфа-банк из-за того, что единственный банкомат на весь район в радиусе 7 км сломался и не работает месяц.
В Твери чуть не по банкомату Альфы (одному) на район на внесение + пара партнеров.
Я как гляну карту с банкоматами - "И зачем я вообще с ними связался?!"
Потому положить деньги на карту можно только если спецом ехать в др район (у меня рядом с домом ближайшие банкоматы на внесение - в 3 и 5 км)
Ты звонишь в ТП и 40 минут висишь на линии и слушаешь занудную песенку про "вона-вона"...
А тебе шлют смайлики - вот то, что надо. ))
И правильно - поставить банкоматы и сделать нормальную активацию карты - это стоит денег.
Смайлики совершенно даром.

Ответить

Так и вижу совещание дизайнеров очередной софтины:
- Мой лорд, в наших каталогах сто тысяч эмодзи, а мы использовали всего 500!
- Но мы проектируем ПО для заказа такси...
- Вот именно - добавьте еще тысячу эмодзи!
///
Это к тому, что даже на представленных примерах очень часто эмодзи не несут никакой смысловой нагрузки - дизайнеры их вставили просто "чтобы было".

Ответить

😁
Хочется надеяться, что делают это все более обдуманно – с учетом контекста и ЦА. Как раз, чтоб не было таких примеров, как вы выше описали)

Ответить