Как Redmadrobot с «Ростелекомом» разработали приложение RT Life — помощника в рабочих делах

Приложение уже доступно для 120 тысяч сотрудников «Ростелекома». В совместных планах — создавать на базе RT Life корпоративные решения для других компаний.

Рассказываем, как нам с «Ростелеком» удалось всего за два месяца запилить MVP корпоративного приложения, а затем прокачать его до полноценного помощника в решении рабочих вопросов и не только.

Совместный продукт — RT Life — получился настолько крутым, что получил награду в номинации «ИТ для HR», а мы планируем предлагать решения на его базе другим компаниям.

Если вы думаете «и че такова», то по оценке ClearBridgeMobile, мировой рынок корпоративных мобильных приложений к 2020 году превысит отметку в $140 млрд. При этом 42% организаций планируют увеличить расходы на разработку приложений. Но обо всём по порядку.

Предыстория

«Ростелеком» — крупнейшая телеком-компания России. Очевидно, что таким «государством» надо управлять. Минимум нужна понятная площадка для общения, обмена новостями, поиска документов и решения оперативных вопросов — быстро найти номер нужного сотрудника, узнать в каком подразделении он работает.

Максимум — создать комфортное пространство, где все могли бы общаться, чувствовать себя частью большого бренда, вовлекаться в корпоративные вопросы.

Исходные данные: 120 тысяч сотрудников, 11 часовых поясов, большое количество офисов, много командировок и передвижений между офисами в крупных городах. Решать максимум рабочих вопросов на ходу помогает приложение RT Life.

Арсен Благов, директор департамента по контролю и управлению качеством ИТ-услуг «Ростелекома»

У «Ростелекома», конечно, уже был интранет, где хранилась основная информация, справочные базы и документы. Но классические интранеты крупных холдингов обычно грешат тем, что в них сложная навигация: их структура — это симбиоз множества сайтов (региональных, например), поэтому сотрудник тратит много времени на поиск информации.

Кроме того, мир стал мобильным: многие руководители и сотрудники подключаются к вопросам удаленно. Реальность такова, что важно всегда иметь под рукой доступ к рабочим коммуникациям, поэтому одного «стационарного» интранета с доступом из офиса современной компании не достаточно.

Сейчас все сидят в мессенджерах и пользуются чат-ботами. Внутренние сервисы компании не должны быть сложнее. В RT Life сотрудник действует по привычным алгоритмам: есть чаты, каналы, чат-бот

Даша Семякина, менеджер проекта Redmadrobot

Так и появился проект «Ростелекома» и Redmadrobot — RT Life, который получился удобным и красивым (больше красоты в дизайн-кейсе на Behance).

Как Redmadrobot с «Ростелекомом» разработали приложение RT Life — помощника в рабочих делах

Приложение RT Life: зачем нужно и что умеет

5 задач, которые решает приложение:

1. «Ростелеком» — огромная компания, в которой подразделениям и филиалам бывает сложно коммуницировать друг с другом → Нужно пространство, где сотрудники компании (если вы не забыли, их больше 120 тысяч) могли бы мгновенно связываться друг с другом из любой точки мира.

2. Контакты коллег достать не всегда легко → Нужна адресная книга с «умным» поиском, который найдет любого человека без фамилии, имени или должности — по префиксу или маске.

3. Сотрудники «Ростелекома» часто обмениваются внутренними документами, которые нежелательно пересылать через сторонние сервисы → Нужна система, где обмениваться ими было бы удобно, быстро и одновременно безопасно.

4. Некоторые вопросы надо решать быстро, а доступ к компьютеру есть не всегда → Нужна возможность оперативно решать рабочие вопросы прямо со смартфона.

5. Чтобы чувствовать себя частью компании, люди должны знать, что в ней происходит → Нужна общая новостная лента, чтобы сотрудники были в одном инфополе.

Сжатые сроки для реализации MVP накладывали ограничения на проверку всех гипотез, поэтому мы действовали итерациями, сразу «допиливая» решения по итогам обсуждений. На протяжении всего проекта были регулярные (несколько раз в неделю) встречи общей команды, а также ретроспективы спринтов.

Рабочая встреча. Настроение — сосредоточенное
Рабочая встреча. Настроение — сосредоточенное

Структура приложения

Информационная база (документы, книга контактов, шаблоны)

Одна из самых частых причин обращения к интранету — это поиск контакта сотрудника, а также поиск шаблона документа — на отпуск, выплаты и др. Мы «залили» в приложение базу данных «Ростелекома» и поработали над её дизайном и юзабилити.

Как Redmadrobot с «Ростелекомом» разработали приложение RT Life — помощника в рабочих делах

Новостная лента (новости, объявления, конкурсы)

Новостная лента выгружается с внутреннего сайта «Ростелекома». Эта функция особенно важна для корпораций с разветвленной структурой.

Менеджеры по персоналу знают, насколько трудно объединить разрозненные офисы, чтобы все сотрудники ощущали себя частью глобальной команды, осознавали принадлежность к бренду.

Согласно исследованиям Gallup и IBM Kenexa, эффективность бизнеса с высокой вовлеченностью сотрудников выше на 17%, продажи — на 20%, а прибыль — на 21%.

Плюс в RT Life предусмотрена возможность персонифицировать новости — можно выпустить сообщение только для офисных сотрудников или только для работников на объектах. Очевидно, часть сообщений специфична и заинтересует только часть сотрудников.

Как Redmadrobot с «Ростелекомом» разработали приложение RT Life — помощника в рабочих делах

Сервисы (подача документов, запрос в техслужбу и др.)

На корпоративном сайте «Ростелекома» был раздел Help Me, куда «стекались» заявки в АХО и техническую службу. Опираясь на рейтинг самых популярных запросов, мы составили список первоочередных сервисов.

Популярные сервисы

  • Техническое обслуживание ноутбуков, компьютеров, планшетов.
  • Техническое обслуживание оргтехники.
  • Техническое обслуживание офисных помещений.
  • Заявка на отправку корреспонденции экспресс-почтой.
  • Кадровые вопросы и оплата труда.

В целом же функция осталась такой же, но из приложения можно быстрее отправить сигнал SOS о том, что закончилась бумага или краска в принтере.

Как Redmadrobot с «Ростелекомом» разработали приложение RT Life — помощника в рабочих делах

К сервисам мы отнесли и работу с документами. С приложением многие процессы оцифровались и упростились: например, можно быстро найти в базе шаблоны кадровых документов, заполнить их и отправить специалисту прямо в чат.

Не обошлось и без чат-бота — он помогает заказать пропуск и бронирует переговорные. Здесь подошло готовое решение Ростелекома, совместная команда интегрировала его в RT Life.

Общение (чаты, сообщества)

Чаты давно стали дополнением рабочей переписки в почте. Поэтому с точки зрения удобства и безопасности правильнее дать сотрудникам корпоративные инструменты для быстрого общения. Мессенджер разработан на основе OpenSource решения — Rocket.Chat.

Как Redmadrobot с «Ростелекомом» разработали приложение RT Life — помощника в рабочих делах

Сначала некоторые чаты создавались в приложении по умолчанию. Например, всех новичков объединяли в одну группу, где они могли задавать вопросы и познакомиться друг с другом. По нашей гипотезе, это давало бы поддержку и помогало бы быстрее адаптироваться.

Но гипотеза не оправдалась: сотрудники не задают вопросы в общем обсуждении, предпочитая приватное общение. Поэтому формат для новеньких будем переосмысливать.

Мы решили множество технических и организационных вопросов, обеспечили безопасное взаимодействие сотрудника, когда он находится вне рабочего места, с корпоративными ИТ-системами.

А главное — найденные решения не требуют ИТ-революции, они экономичные и быстро реализуемые. Теперь мы готовы предлагать нашим заказчикам современное и удобное корпоративное мобильное приложение, которое помогает повышать эффективность бизнеса и правильно использовать время сотрудников

Арсен Благов, директор департамента по контролю и управлению качеством ИТ-услуг «Ростелекома»

Как мы всё успели

Важно было успеть выпустить MVP приложения к презентации нового фирменного стиля «Ростелекома», поэтому общая команда работала на высоких скоростях. При этом, конечно, соблюдались гайдлайны для iOS и Android.

​Реальное видео того, как развивался код на проекте

Про организацию управления проектом

После оценки скоупа первого релиза стало понятно, что его нереально реализовать в срок. Поэтому мы оставили только must have возможности. Так, интеграцию с чат-ботом и часть административных функций вынесли на следующие релизы.

Получившийся план первого релиза все равно был амбициозен: совместной команде предстояло спроектировать приложение и разработать дизайн в новом фирменном стиле, настроить интеграцию с 4 внутренними системами «Ростелекома», внедрить, кастомизировать и доработать под наши нужды решение для мессенджера — Rocket.Chat.

Начали с реверсивного планирования: определили контрольные точки, за которые не могли позволить себе выйти. Затем настройка работы объединённой команды — для этого менеджер проекта, аналитик и дизайнер роботов на время «высадились» в офис Ростелекома. На месте ребята с коллегами изучали системы, с которыми придется интегрироваться, и дособирали информацию для проекта.

Уже через 5 дней после старта появилась первая концепция приложения, которая оперативно ушла в разработку. Параллельно подготавливали бэкэнд и разбирались с Rocket.Chat.

Всего команда роботов и людей спроектировала и реализовала 70+ пользовательских сценариев
Всего команда роботов и людей спроектировала и реализовала 70+ пользовательских сценариев

Всего команда роботов и людей спроектировала и реализовала 70+ пользовательских сценариев

За 2 недели до релиза распространили сборку на тестовую группу пользователей, получили обратную связь и исправили баги.

После релиза все немного выдохнули и дальше построили работу по спринтам. Сформировали бэклог продукта, куда вошла в том числе обратная связь от пользователей. Установили для себя продолжительность спринта в 2 недели — для всех это был оптимальный срок.

В начале спринта проводили планирование и набирали задачи из бэклога. В конце — демонстрировали новые или обновлённые фичи приложения и обязательно проводили ретроспективу.

Как хорошо сделать проект с горящими сроками? Во-первых, решает неравнодушная команда и готовность оперативно решать любые вопросы. Отдельно отмечу, что роботы и люди действовали как одна команда.

Особенно это было заметно на ретроспективах — все открыто и честно говорили о болях и проблемах взаимодействия не только внутри проектной команды, но и во вне. Это очень помогало скорректировать рабочие процессы, сделать их эффективнее. А во-вторых, хорошее чувство юмора, оно помогает снять напряжение и настроится на позитивный лад

Даша Семякина, менеджер проекта Redmadrobot

Вопрос безопасности

Что касается безопасности — а это важный момент для корпорации масштаба «Ростелеком» — предусмотрена многоступенчатая система защиты.

Все соединения идут по шифрованным каналам. В приложении нужно предварительно пройти авторизацию, которая возможна только для сотрудников имеющих корпоративную почту или мобильный телефон, указанный во внутренней системе.

На почту или телефон приходит одноразовый пароль, после его ввода в RT Life вы можете задать постоянный пин-код для приложения. Доступ для не сотрудника невозможен.

Как Redmadrobot с «Ростелекомом» разработали приложение RT Life — помощника в рабочих делах

Что в итоге?

Несмотря на сроки и сложности, в результате совместной работы Redmadrobot и Ростелекома появился интересный для рынка корпоративный продукт. С изначальной задачей RT Life тоже справился: у RT Life более 45 тысяч скачиваний, месячная активная аудитория — 15 тысяч человек.

Приложение доступно в App Store и Google Play (доступ в само приложение есть только у сотрудников «Ростелекома»).

P.S. Капитанства из проекта:

  • Если берётесь за сложные задачи со строгими дедлайнами, не бойтесь ограничивать фич-лист решения. Главное — делайте это обоснованно.
  • Действуйте короткими итерациями, чтобы уменьшить риск ошибок и серьёзных переносов по срокам.
  • Правильно организованная ретроспектива сэкономит уйму времени и повысит качество продукта.
7777
33 комментария